ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-5752/18 от 20.02.2019 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Махачкала

26 февраля 2019 года                                                                            Дело №А15-5752/2018

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Омаровой П.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рашидовой З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан о привлечении АО «Дагнефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в судебном заседании:

от заявителя – ведущего специалиста-эксперта ФИО1 (доверенность от 26.12.2018 №07-4999, удостоверение от 31.07.2015 №2150) и ведущего специалиста ФИО2 (доверенность от 06.02.2019 №07-155, паспорт),

от заинтересованного лица – представителей ФИО3 (доверенность от 25.12.2018 №22, паспорт) и ФИО4 (доверенность от 20.02.2019 №5, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее – управление, заявитель, Управление Росприроднадзора по РД) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении акционерного общества «Дагнефтегаз» (далее – заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности по части 2 статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление деятельности по обращению с отходами без соответствующей лицензии.

Определением суда от 17.01.2019 судебное разбирательство по делу отложено на 13.02.2019. Копии определения направлены сторонам и вручены им.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявление, просил его удовлетворить по изложенным основаниям. Он пояснил, что хранящиеся на территории общества отработанные стальные трубы нефте- и газопроводов, которые относятся к 4 классу опасности по ФККО. Поскольку указанные трубы находятся на территории общества сроком более 11 месяцев, что является хранением отходов и подлежит лицензированию.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на заявление, просила отказать в удовлетворении требований заявителя. Она пояснила, что имеется техническое заключение о том, что указанные трубы пригодны к использованию в качестве стальных конструкций и без напорных трубопроводов. Эти трубы не подходят для нефте- и газопровода высокого давления, но они не подлежат удалению и могут быть использованы для других целей, например, в качестве водоводов с низким давлением. Представитель общества также завила, что выводы, содержащиеся в заключении ЦЛАТИ, получены на основе исследования 20-сантиметрового отрезка трубы и не могут быть распространены на все имеющиеся на территории общества трубы.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 20 февраля 2019 года. Лица, участвующие в деле, извещены под расписку. Информация о перерыве, о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва опубликована на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет «Картотека арбитражных дел».

Представители общества в судебном заседании заявили, что указанные трубы отходами не являются, просили провести судебную экспертизу для определения качественных характеристик спорных труб и решения вопроса об их отнесении к отходам.

Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о назначении судебной экспертизы, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку считает имеющиеся в деле доказательства достаточными для вывода об отнесении или не отнесении спорных труб к отходам и полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам без проведения экспертизы.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает заявление Управления Росприроднадзора по РД о привлечении АО «Дагнефтегаз» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании приказа от 02.11.12.2018 №03-186/1 Управлением Росприроднадзора по РД в отношении АО «Дагнефтегаз» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В ходе проверки установлено, что на территории АО «Дагнефтегаз» складированы и хранятся демонтированные (отработанные) стальные нефте- и газопроводные трубы диаметром от 114 до 325 мм общей протяженность 1750 метров, из которых 800 м – на трубной баз общества в г. Избербаш с ноября 2009 года, 800 м – на Избербашском участке ЦДНГ с декабря 2017 года, 150 м. – на Дмитровском участке ЦНДГ с декабря 2013 года.

Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, госинспектор в области охраны окружающей среды по РД ФИО1 составил в отношении АО «Дагнефтегаз» протокол об административном правонарушении от 27.11.2018 №03-05-11/2/2018. В протоколе указано, что обществом осуществляется деятельность по хранению более 11 месяцев отходов IVкласса опасности (отработанных стальных нефте- и газопроводов) без лицензии на осуществление данного вида деятельности.

По результатам проверки составлен акт проверки от 30.11.2018 №03-05-11/2018, в котором также отражено вышеуказанное нарушение, вмененное обществу.

Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд.

В соответствии с абзацем 5 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими  лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность в отсутствие лицензии.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон №89-ФЗ) приведены определения следующих понятий:

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ) установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Согласно пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ изложенная редакция пункта 30 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ вступила в законную силу с 1 июля 2015 года.

В соответствии с частью 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Статьей 9 Закона №89-ФЗ установлено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон №99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 №1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению, в том числе размещение отходов IV класса опасности (п. 24).

Как видно из материалов дела, акционерное общество «Дагнефтегаз» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве 12.08.2003 за ОГРН <***>. Основным видом деятельности общества является добыча природного газа и газового конденсата. В качестве дополнительных видов деятельности указаны добыча сырой нефти и добыча нефтяного (попутного) газа.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается, что на момент проверки на территории общества обнаружены отработанные стальные нефте- и газопроводные трубы общей протяженностью 1750 метров, которые хранятся на трубной базе с ноября 2009 года (800 м диаметром 328*8 мм), с декабря 2013 года (150 м диаметром 273*9 мм) и с декабря 2017 года (800 м диаметром 114*8 мм), что подтверждается справкой АО «Дагнефтегаз» от 09.11.2018.

В соответствии с пунктом 5.5(11) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №400, Росприроднадзор ведет государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV классов опасности.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).

Частью 2 статьи 14 Закона №89-ФЗ установлено, что подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона №89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Приказом Минприроды России от 05.12.2014 №541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее – Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011, регистрационный №22313).

Согласно сведениям, содержащимся в ФККО (блок 4) и положениям пункта 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792, в группу отходов «трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные», отнесенных к IV классу опасности (одиннадцатый знак 11-значного кода) включены:

4 69 521 11 51 4

трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции

4 69 521 12 51 4

трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией

4 69 521 13 51 4

трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией

4 69 522 12 51 4

трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией

4 69 522 13 51 4

трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией

Кроме того, согласно заключению ЦЛАТИ по Республике Дагестан – филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от 26.11.2018 №107 отходы стальных труб, пробы которых отобраны в ходе проверки согласно протоколу отбора проб от 16.11.2018, относятся к IV классу опасности.

Доводы представителей заинтересованного лица о недопустимости использования заключения ЦЛАТИ по Республике Дагестан от 26.11.2018 в качестве доказательств отнесения находящихся на территории общества труб к отходам IV класса опасности, подлежат отклонению.

Техническое заключение ООО Центр экспертной диагностики и контроля «НефтеГазЭнерго» №01-12/18 от 05.12.2018, на который ссылаются представители общества, содержит лишь выводы о том, что объекты исследования (стальные трубы б/у) могут быть применены для изготовления стальных конструкций и без напорных трубопроводов. Данное заключение не опровергает выводов ЦЛАТИ по РД о том, что указанные трубы относятся к отходам IV класса и не свидетельствует о возможности применения указанных труб по их прямому назначению (в качестве нефте- и газопроводов).

Более того, отработанные стальные трубы нефте- и газопроводов относятся к отходам IV класса опасности в силу прямого указания на это в ФККО.

Доводы представителей заинтересованного лица о том, что указанные трубы не являются отходами, не исчерпали свой ресурс, а демонтированы из-за перекладки трубопроводов и могут быть использованы обществом в своей деятельности, в том числе и по прямому назначению, также подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.

В справке от 09.11.2018, составленной самим обществом и утвержденной его директором, в примечании указано «демонтированный газопровод, трубы отработанные», «демонтированный нефтепровод, трубы отработанные».

Согласно протоколу №1/МГ заседания мультифункциональной группы АО «Дагнефтегаз» от 04.06.2018 на заседании обсуждался вопрос «использование отработанных (демонтированных) труб объектов нефте- газопроводов в дальнейшем производстве АО «Дагнефтегаз». В акте списания объекта основных средств от 31.12.2017 №00000072 указано о списании с основных средств труб нефтепроводных (114*7 мм) в количестве 800 м. Причина списания – стены труб повреждены коррозией, сквозные отверстия.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании 13.02.2019 также поясняла, что указанные трубы не могут быть использованы для нефте- или газопровода с высоким давлением, но их можно использовать для других целей, например, в качестве стоек или водопроводов низкого давления.

Приведенные обстоятельства и пояснения представителей сторон в своей совокупности свидетельствуют о том, что находящиеся на территории общества стальные трубы являются отработанными трубами нефте- и газопроводов и, следовательно, относятся к отходам IV класса опасности.

При этом из материалов проверки следует и заинтересованным лицом не оспаривается, что указанные трубы хранятся на трубной базе общества и производственных участках с 2009, 2013 и 2017 годов, то есть более 11 месяцев.

Таким образом, в рассматриваемом случае обществом  осуществляется деятельность по хранению отходов IV класса опасности в целях их утилизации, под которой понимается, в том числе повторное использование отходов. В свою очередь, хранение отходов охватывается понятием «размещение отходов», для осуществления которой требуется соответствующая лицензия. Однако такой лицензии у общества не имеется.

Исходя из совокупной оценки имеющихся в деле доказательств и объяснений представителей сторон, суд установил, что АО «Дагнефтегаз» осуществляет деятельность размещению (хранению) отходов IV класса опасности без соответствующей лицензии.

Осуществляя деятельность по обращению с отходами IV класса опасности, общество обязано было соблюдать установленные законом обязательные требования по лицензированию данного вида деятельности. Поскольку соответствующая лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами заинтересованным лицом не представлена, равно как и доказательств принятия им всех необходимых и достаточных мер для соблюдения лицензионного законодательства при осуществлении деятельности по хранению отходов, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «Дагнефтегаз» признаков вменяемого ему состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и его вины в совершении данного правонарушения.

Безлицензионное обращение с отходами лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (независимо от того, образует ли деятельность по обращению с отходами основной вид такой предпринимательской деятельности либо является побочной и являются ли полученные отходы собственными) образует состав административного правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Аналогичная позиция содержится в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу №А25-344/2013.

Проверив процессуальный порядок составления протокола об административном правонарушении, суд не установил существенных нарушений процессуальных требований.

Внеплановая выездная проверка в отношении АО «Дагнефтегаз» проведена на основании поручения Департамента Росприроднадзора по СКФО от 26.10.2018 №01-12/5479, данного в рамках реализации пункта 10 Протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 19.09.2018 №ДК-П9-166пр.

Протокол об административном правонарушении от 27.11.2018 составлен в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ в связи с непосредственным обнаружением в рамках проверки уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения.

Протокол составлен с участием представителя общества ФИО4 по доверенности от 16.11.2018 №17, которой ему предоставлены полномочия на защищать права и интересы АО «Дагнефтегаз» в Управлении Росприроднадзора по РД в связи с проводимой внеплановой выездной проверкой, в том числе предоставлено право получать на руки и подписывать любые документы, акт, протокол, участвовать в административном производстве при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Представителю общества разъяснены предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьями 24.2, 25.1, 25.3, 25.4 и 25.5 КоАП РФ процессуальные права и обязанности. Им даны объяснения по существу вмененного нарушения, в протоколе указаны возражения. От подписания протокола об административном правонарушении и получения его копии представитель общества отказался, о чем имеются соответствующие отметки в протоколе.

Вменяемое обществу правонарушение является длящимся, поскольку выражается в длительном, непрекращающемся осуществлении лицензируемой деятельности по хранению отходами IV класса опасности без соответствующей лицензии. Данное нарушение обнаружено должностным лицом контролирующего органа в ходе внеплановой проверки 26.11.2018 (на основании заключения ЦЛАТИ по РД).

Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения предприятия к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

Таким образом, заявление Управления Росприроднадзора по РД о привлечении АО «Дагнефтегаз» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность предприятия, судом не установлено.

Учитывая привлечение АО «Дагнефтегаз» к административной ответственности впервые, для достижения установленных статьей 3.1 КоАП РФ целей наказания суд считает возможным и достаточным назначение обществу наказания в виде наложения на него административного штрафа в минимальном размере в пределах санкции ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ – 40000 рублей без конфискации.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 159, 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

ходатайство заинтересованного лица о назначении судебной экспертизы отклонить.

Привлечь акционерное общество «Дагнефтегаз», зарегистрированное в качестве юридического лица 12.08.2003 (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: ул. Танкаева, д. 75, корп. «А», г. Махачкала, <...>), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде наложения административного штрафа в размере 40000 (сорока тысяч) рублей.

Банковские реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель – УФК по Республике Дагестан (Управление Росприроднадзора по РД: <...>), ИНН <***>, КПП 057301001, БИК 048209001, ОКАТО 82425000000, ОКТМО 827250000, расчетный счет <***>, Отделение НБ Республики Дагестан Банка России в г. Махачкале, КБК 048 1 16 90040 04 6000 140, УИН 0.

Административный штраф должен быть уплачен в добровольном порядке лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. Платежный документ об уплате штрафа в указанный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в течение 10-дневного срока со дня его принятия.

Судья                                                                                                         П.М. Омарова