ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-5869/2021 от 18.05.2022 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

г. Махачкала, ул. Керимова, 7

http://www.mahachkala.arbitr.ru; е-mail: info@mahachkala.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Махачкала

25 мая 2022 года                                                                              Дело №А15-5869/2021

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 25 мая 2022 года.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Омаровой П.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рашидовой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества "Махачкалинский морской торговый порт" (ОГРН <***>)

к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2021 №03/166 о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в заседании:

от заявителя – представителя ФИО1 (доверенность от 10.01.2022 №197-Д, копия диплом, водительское удостоверение),

от заинтересованного лица и третьего лица – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Махачкалинский морской торговый порт" (далее – заявитель, общество, АО "ММТП") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, управление, МТУ Ространснадзора по СКФО) от 05.10.2021 №03/166 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано нарушением порядка привлечения к административной ответственности, отказом в дистанционном участии привлекаемого к административной ответственности лица в составлении протокола об административном правонарушении, не обеспечением рассмотрения дела в назначенное время. Общество также ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения, по результатам ранее проведенной управлением проверки (акт проверки от 20.04.2021 №03/131) нарушений не было выявлено.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Формула безопасности транспорта" (далее – ООО "ФБТ").

МТУ Ространснадзора по СКФО отзыв на заявление АО "ММТП" по настоящему делу не представило.

ООО "ФБТ" в отзыве на заявление поддерживает позицию заявителя, просит отменить оспариваемое постановление административного органа.

Определением от 14.04.2022 судебное разбирательство по делу отложено на 18.05.2022. Текст определения опубликован на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет "Картотека арбитражных дел" не позднее, чем за 15 рабочих дней до назначенной даты судебного заседания, что признается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, получивших копию первого определения суда и осведомленных о начавшемся процессе.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявление по основаниям и доводам, изложенным в нем, просил отменить постановление МТУ Ространснадзора по СКФО от 05.10.2021 №03/166.

Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления общества по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании решения МТУ Ространснадзора по СКФО от 27.07.2021 №03/285м Отделом надзора за обеспечением транспортной безопасности (далее – Отдел НОТБ) МТУ Ространснадзора по СКФО в отношении АО "ММТП" проведена документарная проверка соблюдения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

По результатам проверки составлен акт документарной проверки №03/289 от 24.08.2021, в котором отражены следующие нарушения:

1. В нарушение ч. 1. ст.5 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и п.п.5 п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020г. №1638 "Об утверждении Tребований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта" АО "ММТП" не обеспечено проведение оценки уязвимости ОТИ, срок проведение оценки уязвимости истек 26.07.2021. Управлением безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта 26.02.2021 на основании представленной информации, объектам инфраструктуры АО «ММТП» присвоены категории и реестровые номера согласно перечню:

- Нефтеналивная гавань АО "Махачкалинский морской торговый порт" 3 категория МТК-151;

- Сухогрузная гашань АО «Махачкалинский морской торговый ш рт» 3 категория МГК-152.

2.  В нарушение требований п.п.25 п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1639, АО «ММТП» не обеспечивает аудио и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и гостах объекта транспортной инфраструктуры, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии е планом объекта транспортной инфраструктуры.

3. В нарушение требований п.п.28 п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1648, АО «ММТП» не обеспечивает проведение уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в соответствии с правилами проведения досмотра, в том числе при привлечении подразделения транспортной безопасности (объекта транспортной инфраструктуры для защиты транспортного средства, осуществляющего технологическое взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры. В случае проведения досмотра носителей (материальных носителей) сведений, составляющих государственную тайну, осмотр указанных носителей осуществлять с применением технических средств досмотра в помещениях, которые отвечают требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны с соблюдением требований о неразглашении полученной информации.

4. В нарушение требований п.п.28 п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020г. №1638, АО «ММТП» не принимает решения о соответствии постоянного пропуска его владельцу с применением биометрических устройств, разового пропуска путем сличения с документами, удостоверяющими личность, на контрольно-пропускных пунктах объекта транспортной инфраструктуры на границах перевозов технологического секторов зоны транспортной безопасности транспортной инфраструктуры, а также критических элементов транспортной инфраструктуры.

На основании результатов означенной проверки врио начальника отдела НОТБ МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО2 составил в отношении АО "ММТП" протокол №03/201 от 08.09.2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Постановлением МТУ Ространснадзора по СКФО №03/166 от 05.10.2021 АО "ММТП" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1  КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и части 2 статьи 207 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании решений, постановлений о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Частью 2 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Заявление общества об оспаривании постановления подано в арбитражный суд (сдано в отделение почтовой связи) 13.10.2021 в пределах десятидневного срока с момента получения копии постановления.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора) над исполнением требований.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, являются как должностные, так и юридические лица.

Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее – Закон №16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено ФЗ "О транспортной безопасности" и иными федеральными законами.

Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 4 статьи 1 Закона №16-ФЗ).

В силу части 1 статьи 4 данного Закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона №16-ФЗ).

Согласно пункту 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1638 (далее – Требования №1638), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:

обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в установленном порядке в течение 3 месяцев (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в течении 5 месяцев) с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде (подпункт 5);

обеспечить аудио- и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры (подпункт 25);

обеспечить проведение уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в соответствии с правилами проведения досмотра, в том числе при привлечении подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры для защиты транспортного средства, осуществляющего технологическое взаимодействие с объектом транспортной инфраструктуры. В случае проведения досмотра носителей (материальных носителей) сведений, составляющих государственную тайну, досмотр указанных носителей осуществлять с применением технических средств досмотра в помещениях, которые отвечают требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны с соблюдением требований о неразглашении полученной информации (подпункт 28);

В соответствии с подпунктом 10 пункта 12 Требований №1638 субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры III категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязаны принимать решения о соответствии постоянного пропуска его владельцу с применением систем контроля и управления доступом, разового пропуска путем сличения с документами, удостоверяющими личность, на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно уведомлению от 26.02.2021 №УТБ-797 Управлением транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии со статьей 6 Закона №16-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 №1595, приказом Минтранса России от 07.09.2020 №358 и на основании представленной информации, объектам транспортной инфраструктуры ОА "ММТП" присвоены категории и реестровые номера согласно перечню:

- Нефтеналивная гавань АО "Махачкалинский морской торговый порт" 3 категория МТК-151;

- Сухогрузная гавань АО "Махачкалинский морской торговый порт" 3 категория МТК-152.

Следовательно, результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры АО "ММТП" должны быть утверждены не позднее 26.07.2021.

Из заключений №337-ОО(Н) и №338-ОО(Г) следует что результаты оценки уязвимости ОТИ АО "ММТП" утверждены 24.09.2021 с нарушением установленного срока.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверить, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.

Материалами дела установлено, и не оспаривается заинтересованным лицом, что уведомление о присвоении категорий и реестровых номеров ОТИ ОА "ММТП", передано обществу 26.02.2021. Следовательно, следующий день после срока, в пределах которого общество обязано было провести оценку уязвимости объектов, является днем совершения правонарушения – 27.07.2021.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока, а поэтому вмененное правонарушение не является длящимся.

Таким образом, двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по данному эпизоду нарушения подлежит исчислению с 27.07.2021 и истекает, соответственно, 26.09.2021. На день вынесения оспариваемого постановления от 05.10.2021 срок давности привлечения к административной ответственности по эпизоду нарушения, указанного в пункте 1 этого постановления, истек.

В рассматриваемом случае обществу вменено также не обеспечение аудио и видеозаписи в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности; не обеспечение проведения уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности ОТИ досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в соответствии с правилами проведения досмотра; а также нарушение требований подпункта 28 пункта 12 Требований №1638.

Вместе с тем между АО "ММТП" (Заказчик) и ООО "ФБТ" (Исполнитель) подписан договор №55/21-ЗП от 29.01.2021, по которому Исполнитель принимает на себя обязательство по защите объектов транспортной инфраструктуры Заказчика от актов незаконного вмешательства в соответствии с Техническим заданием (приложение №1) и в порядке, предусмотренном договором, в соответствии с требованиями Федеральных законов, постановлений Правительства и приказов контролирующих и правоохранительных органов по обеспечению транспортной безопасности, локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами Заказчика, устанавливающими пропускной и внутриобъектовый режимы, планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ "Сухогрузная гавань" и ОТИ "Нефтеналивная гавань", а также паспортами ТС.

Согласно пункту 2.1 договора Исполнитель обязуется, в том числе строго выполнять и соблюдать работниками Исполнителя правила проведения собеседования, наблюдения, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и ТС Заказчика в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 23.07.2015 №227 и другими законодательными актами Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 23 июля 2015 г. №227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – Правила №227), обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС.

В соответствии с пунктом 17 (раздел II) Правил №227 досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее - работники досмотра).

Пунктом 49 (раздела III) Правил №227 предусмотрено, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр проводится на оборудованных КПП и на постах, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными планами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по обследованию объектов досмотра. Данные аудио- и видеозаписи подлежат хранению подразделениями транспортной безопасности в течение не менее 30 суток.

В обоснование вмененных обществу нарушений, административный орган ссылается на акт проверки от 24.08.2021 №03/289 и протокол об административном правонарушении от 08.09.2021 №03/201.

Вместе с тем акт проверки от 24.08.2021 составлен по результатам документарной проверки, при проведении которой административным органом у ООО "ФБТ" (исполнителя обеспечивающего проведение наблюдения, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ АО "ММТП") не запрошены и не истребованы аудио- и видеозаписи документирования действий работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по обследованию объектов досмотра. Как следует из содержания акта проверки, проанализированы только документы и сведения, в том числе записи, представленные АО "ММТП", тогда как лицом, ответственным за обеспечение их хранения признано ООО "ФБТ". Акт проверки не содержит сведений об исследовании и оценке записей, дополнительно представленных обществом 24.08.2021 (на требование от 18.08.2021 №2633-03) – 12 CD-дисков с объемом записи 41,28 гигабайт. Кроме того, неясно, каким образом административным органом сделан вывод о не обеспечении проведения уполномоченными лицами, из числа работников подразделений транспортной безопасности ОТИ досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в соответствии с правилами проведения досмотра, не указано в чем конкретно выразилось данное нарушение (с учетом наличия у общества заключенного с ООО "ФБТ" договора №55/21-ЗП от 29.01.2021).

В пункте 4 оспариваемого постановления обществу вменено нарушение подпункта 28 пункта 12 Требований №1638, однако пункт 12 указанных Требований не содержит подпункта 28 (всего в данном пункте 15 подпунктов). Также ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении не приведенные конкретные данные, характеризующие вмененное обществу нарушение пункта 12 Требований №1638, не указано, когда, на каком КПП оно совершено. В акте проверки и в протоколе не приведены результаты исследования и оценки представленных обществом 17.08.2021 и 24.08.2021 документов, не указаны мотивы и основания, по которым эти документы не приняты в качестве доказательств выполнения обществом Требований №1638.

Оспаривая постановление Отдела НОТБ, общество также ссылается на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, выразившееся, в том числе, в не предоставлении административным органом представителю общества возможности участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности. Таким образом, привлечение к административной ответственности возможно как при доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, так и соблюдении процедуры привлечения к ответственности.

КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Статьей 25.5 КоАП РФ предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, который допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. В качестве защитника может выступать адвокат или иное лицо. При этом полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Как следует из представленных заявителем в суд копий материалов административного дела, определением от 27.09.2021 №03/073-ТБ-01 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении АО "ММТП" назначено на 05.10.2022 в 11 час. 30 мин.

Обществом 29.09.2021 №752 в МТУ Ространснадзора по СКФО подано ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования систем видеоконференц-связи.

Письмом от 04.10.2021 №3090-3 МТУ Ространснадзора по СКФО сообщило обществу о возможности участия в рассмотрении административного материала в отношении АО "ММТП" 05.10.2021 в 11 час. 30 мин. посредством интернет-видеотелефонии "Zoom", указаны логин и пароль для подключения.

Из представленной заявителем аудиозаписи рассмотрения дела об административном правонарушении видно, что в назначенные дату и время, представители общества (генеральный директор и представитель по доверенности) подключились к веб-конференции по рассмотрению дела об административном правонарушении, приводили свои доводы, возражения и пояснения относительно вмененных нарушений. Однако рассмотрения дела об административном правонарушении (в соответствии с требованиями статьи 29.7 КоАП РФ) в назначенное время не проведено. Должностное лицо управления только огласило уже вынесенное и изготовленное к этому моменту постановление в отношении общества. В ходе оглашения означенного постановления представители общества неоднократно заявляли должностному лицу, рассматривающему дело, о предоставлении им возможности участвовать в рассмотрении дела и давать свои объяснение, о нарушении их прав на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, однако данные доводы оставлены без внимания и оценки. В ходе судебного разбирательства представитель общества также обращал внимание суда на то, что к назначенному времени рассмотрения дела об административном правонарушении у должностного лица управления уже было готово постановление по делу об административном правонарушении, что указывает на то, что дело рассмотрено до наступления назначенного времени, лишив представителя общества возможности участвовать при его рассмотрении.

Изложенные обстоятельства указывают на то, что МТУ Ространснадзора по СКФО, удовлетворив ходатайство представителя общества о предоставлении возможности участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении посредством видеоконференции "Zoom", в то же время не допустило к участию в рассмотрении дела явившихся и подключившихся к видеоконференции представителей лица, привлекаемого к административной ответственности (генерального директора и представителя), которые получив письмо управления от 04.10.2021 №3090-03 обоснованно рассчитывали на возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении посредством видеоконференции.

Явка представителей общества (подключение к видеоконференции, организованной управлением при рассмотрении дела) свидетельствует о желании лица, привлекаемого к административной ответственности, принимать участие в рассмотрении дела, давать объяснения, представлять доказательства, реализовать свои права, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно пункту 10 постановления №10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Неправомерное недопущение административным органом законного и уполномоченного представителей общества к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении и оглашение в назначенное для рассмотрения дела уже вынесенного к этому моменту постановления о привлечении к административной ответственности безусловно свидетельствует о лишении общества гарантий защиты, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством, поскольку оно не могло возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, в том числе, воспользоваться помощью защитника, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Данные выводы суда соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.06.2011 №2297/11, а также сложившейся практике арбитражных судов по рассмотрению споров со схожими обстоятельствами, нашедшей свое отражение, в том числе в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №305-АД15-6602 и Арбитражного суда Московского округа от 10.12.2015 по делу №А40-150370/14, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.12.2018 по делу №А1547/2018, от 30.06.2015 по делу №А32-43401/2014, Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2022 по делу №А41-2782/21, от 19.06.2020 по делу №А40-182706/19, Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2020 по делу №А83-13200/2019 и др.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При изложенных обстоятельствах заявление АО "ММТП" о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзора по СКФО от 05.10.2021 №03/166 подлежит удовлетворению.

Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 156, 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный суд                              

Р Е Ш И Л:

постановление Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу от 05.10.2021 №03/166 о привлечении акционерного общества "Махачкалинский морской торговый порт" (ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, признать незаконным и отменить полностью.

Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в течение 10-дневного срока со дня его принятия.

Судья                                                                                                         П.М. Омарова