АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Махачкала
16 ноября 2017 года Дело №А15-5/2017
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 ноября 2017 года
Судья Арбитражного суда Республики Дагестан Ахмедов Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хановым И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению индивидуального предпринимателя (главы КФХ) Шавлухова Магомедбашира Магомедсолтановича (ИНН 052200066639, ОГРНИП 304052234300014)
к ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства (ИНН 2309033598, ОГРН 1022301436673)
о взыскании 810000 руб. убытков, связанных с изъятием земельного участка для государственных нужд в собственность Российской Федерации (уточненные требования),
и по встречному иску ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства к индивидуальному предпринимателю Шавлухову Магомедбаширу Магомедсолтановичу об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987, общей площадью 1373 кв.м., с предоставлением выкупной цены денежной суммы в размере 123 570 руб.,
с участием в судебном заседании:
от истца- Балаев А.А. (доверенность от 12.12.2016),
от ответчика- Джабраилова З.И. (доверенность от 19.12.2016),
от третьего лица (агентства)- Джабраилова З.И. (доверенность от 10.02.2017),
от третьего лица (Росреестра)- не явились, извещено,
эксперт Саввон С.В. (паспорт 8216 799713),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шавлухов Магомедбашир Магомедсолтанович (далее- предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» (далее- учреждение, ФКУ Упрдор «Каспий») Федерального дорожного агентства о взыскании 786 000 руб. убытков, связанных с изъятием земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018987, площадью 1373 кв.м. для государственных нужд в собственность Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: на стороне истца – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее- Росреестр), на стороне ответчика- Федеральное дорожное агентство (далее- агентство, Росавтодор).
Определением суда от 17.04.2017 по ходатайству истца по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» (г.Махачкала) Гаджиеву Магомед-Запиру Булкадаровичу, производство по делу приостановлено до поступления в суд соответствующего экспертного заключения.
18.04.2017 в суд в электронном виде поступило встречное исковое заявление ФКУ Упрдор «Каспий» Федерального дорожного агентства к индивидуальному предпринимателю Шавлухову Магомедбаширу Магомедсолтановичу об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987, общей площадью 1373 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Карабудахкентский район, с. Агачаул, местность «Сынлы арка», участок «Шихаммат-тала» с предоставлением выкупной цены за изымаемый земельный участок, посредством перечисления со стороны ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства денежной суммы в размере 123 570 руб. на счет Шавлухова Магомедбашира Магомедсолтановича. В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Шавлухова Магомедбашира Магомедсолтановича к ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства о взыскании 786 000 руб. убытков, связанных с изъятием земельного участка для государственных нужд в собственность Российской Федерации, просит отказать.
20.06.2017 в суд поступило заключение эксперта №428/17 от 13.06.2017 и экспертной организацией возвращены материалы дела.
Определением суда от 21.06.2017 производство по делу в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, в соответствии со статьей 146 АПК РФ возобновлено, рассмотрение дела назначено на 13.07.2017. Встречное исковое заявление истца принято к производству для рассмотрения с первоначальным иском.
12.07.2017 от истца в суд поступило уточнение к иску, согласно которому он в соответствии с заключением экспертизы от 13.06.2017 №428/17 просит взыскать с ответчика в пользу истца 973000 руб. убытков, связанных с изъятием земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987 площадью 1373 кв.м для государственных нужд в собственность Российской Федерации.
Определением суда от 14.07.2017 от истца(предпринимателя) принято уточнение исковых требований от 12.07.2017, ходатайство представителя ответчика (учреждения) удовлетворено, по делу назначена судебная оценочная комиссионная экспертиза, проведение которой порученоООО «Республиканский центр судебной экспертизы» (г.Махачкала), производство по делу до поступления в суд заключения экспертизы приостановлено.
13.10.2017 в суд поступило заключение комиссионной экспертизы от 29.09.2017 №816 и экспертной организацией возвращены материалы дела.
Определением суда от 13.10.2017 производство по делу назначено, судебное разбирательство по делу назначено на 10.11.2017.
10.11.2017 от истца в суд поступило заявление об уточнении требований по иску, согласно которому он в соответствии с заключением комиссионной экспертизы от 29.09.2017 №816 просит взыскать с ответчика в пользу истца 810000 руб. убытков, связанных с изъятием у него земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987 площадью 1373 кв.м для государственных нужд в собственность Российской Федерации.
В судебном заседании с 10.11.2017 до 12-00час. 13.11.2017 был объявлен перерыв для представления сторонами истребованных документов в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям и в уточнении к иску от 10.11.2017.
Суд, рассмотрев уточнение истца исковых требований, в соответствии со статьей 49 АПК РФ принимает данное уточнение к рассмотрению.
Ответчик в отзыве на иск и его представитель в судебном заседании требования истца не признали по доводам отзыва в связи с их необоснованностью. Просит удовлетворить встречное исковое заявление ответчика. В суд от ответчика 13.11.2017 поступило ходатайство о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы для определения рыночной (выкупной) стоимости земельного участка. Просит назначить проведение комиссионной судебной экспертизы экспертной организации ООО «Адэра» (г.Королев, Московской области).
Представитель ответчика пояснила, что с выводами экспертного заключения от 29.09.2017 №816 ответчик не согласен, поскольку оно не соответствует пункту 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», согласно которому информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Экспертами при определении рыночной стоимости земельного участка выбран сравнительный подход, который в соответствии с пунктом 22 ФСО №1 применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Взятая из источника в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (авито.ру) информация об объектах-аналогах не проверяется, ссылки не найдены. Согласно публичной кадастровой карте кадастровая стоимость спорного участка составляет 3511,58 руб., тогда как по заключению экспертизы от 29.09.2017 выкупная стоимость этого участка установлена в размере 810000 руб., что более чем в 230 раз завышено.
Третье лицо (управление) сопроводительным письмом от 01.03.2017 направило в суд актуальную выписку из ЕГРН на земельный участок площадью 1373 кв.м с кадастровым номером 05:09:000018:987.
Третье лицо (агентство) в отзыве на иск и его представитель просили в удовлетворении иска отказать, удовлетворив встречный иск ответчика. Считает, что отчет об оценке от 13.07.2016 №С-302Э/21, достоверность которого подтверждена заключением саморегулируемой организации оценщиков НП СРО «Деловой Союз Оценщиков», является единственным документом, объективно отражающий стоимость изымаемых объектов недвижимости.
Представитель истца возразил против удовлетворения ходатайства ответчика о назначении по делу повторной судебной экспертизы, считая, что это ведет к затягиванию рассмотрения дела и необоснованность доводов ходатайства. Просит суд с учетом заключения комиссионной судебной экспертизы от 29.09.2017 №816 изъят у ответчика земельный участок с кадастровым номером 05:09:000018:987 для нужд Российской Федерации путем прекращения права пожизненного наследуемого владения Шавлухова М.М. на этот земельный участок с предоставлением выкупной цены за изымаемый земельный участок посредством перечисления со стороны истца возмещения за изымаемый земельный участок денежной суммы в размере 810000 руб. (рыночная стоимость земельного участка) на банковский счет ИП (главы КФХ) Шавлухова М.М.
Рассмотрев ходатайство представителя истца о назначении по делу повторной судебной экспертизы, суд не находит предусмотренных законом правовых оснований для его удовлетворения.
Частью 2 статьи 87 АПК РФ предусмотрено, что в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
В судебное заседание по инициативе суда приглашен и явился эксперт ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» Саввон С.В., который ответил на вопросы представителей сторон и суда, а также дал подробные пояснения по подготовленному им с другим экспертом Гаджиевым М.М. заключению комиссионной судебной экспертизы №816 от 29.09.2017. При этом эксперт Саввон С.В. также пояснил, что при проведении экспертных исследований экспертами информация о пяти объектах-аналогах (земли сельхозназначения) была взята в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте объявлений аvito.ru. При определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987 площадью 1373 кв.м (земли населенных пунктов- под КФХ) экспертами был выбран сравнительный подход, включающий в себя сбор данных о рынке продаж по объектам, сходными с оцениваемым (земли сельхозназначения). Цены на объекты-аналоги затем корректируются с учетом параметров, по которым объекты отличаются друг от друга. После корректировки цен данные используются для определения рыночной стоимости оцениваемого объекта оценки. По вопросу проверяемости объектов-аналогов эксперт Саввон С.В. дал пояснения о том, что к заключению экспертизы в приложениях №1 и №2 имеются фотографии (по состоянию на сентябрь 2017 года) земельного участка истца, а также фотографии (скрин-шоты) пяти объектов-аналогов земельных участков сельхозначения, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, а также положениям пункта 14 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», в соответствии с которыми при использовании сравнительного подхода объектом аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Невозможность проверки (ссылки не найдены), как на это указывает представитель ответчика (учреждения) в судебном заседании, т.е. спустя 2 месяца, эксперт Саввон С.В. объяснил возможной продажей этого объекта-аналога или снятие собственником этого объявления о продаже с сайта авито.ру в сети Интернет. Считает, что указанные в заключении экспертизы и имеющаяся на фотографиях-аналогах объектов (земельных участках сельхозначения) сведения являлись реальными и достоверными на момент проведения экспертных исследований.
По правилам статьи 156 АПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствие одного из третьих лиц (Росреестра) по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, заслушав доводы и объяснения представителей сторон и третьего лица, а также пояснения эксперта, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 18.02.2005 за Шавлуховым М.М. зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 5,0 га с кадастровым номером 05:09:000011:0046, расположенный по адресу: Республика Дагестан, с.Агачаул, местность Сынлы арка», участок «Шихамат-тала», о чем в ЕГРП сделана запись за №05-05-11/001/2005-006 (л.д.43 т.1).
Указанный земельный участок разделен на два участка: с кадастровым номером 05:09:000018:986 площадью 48627 кв.м. и с кадастровым номером 05:09:000018:987 площадью 1373 кв.м, о чем в ЕГРП сделаны записи от 05.10.2015 за №05-05/011-05/011/002/2015-406/1 и №05-05/011-05/011/002/2015-407/1 (л.д.45-61 т.1).
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 20.10.2015 №1949-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ»- из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) на участке км 805+000- км 817+000" (л.д.120 т.2).
Распоряжением агентства от 29.03.2016 №472-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе принадлежащего ответчику на праве собственности участка с кадастровым номером 05:40:000042:888 площадью 740 кв.м (с назначением- под строительство базы) (пункт 1). В пункте 2 отражено, что учреждение обязано обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия выкупа земельных участков; обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.18-21 т.1).
2 сентября 2016 года учреждение в порядке статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- Земельный кодекс) в адрес предпринимателя направило уведомление и проект соглашения об изъятии земельного участка о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок с кадастровым номером 05:09:000018:987 площадью 1373 кв.м, расположенный по адресу: РД, Карабудахкентский район, с.Агачаул, местность «Сынлы арка», участок «Шихаммат-тала», подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ»- из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) на участке км 805+000- км 817+000". На основании отчета об оценке от 13.07.2016 №С-302-Э/21, подготовленного независимым оценщиком ООО «Межрегиональный Центр оценки и экспертизы», определен размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 05:09:0000:18:987 в размере 123570 руб. Отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям Закона № 135-ФЗ, ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно правовому регулированию оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в НП «Деловой Союз Оценщиков", которым подготовлено соответствующее экспертное заключение (л.д.24-39, 62 т.1).
3 сентября 2016 года предпринимателем получены уведомление и проект соглашения об изъятии путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987. Истцом в адрес учреждения 27.10.2016 направлено для подписания дополнительное соглашение от 10.10.2016, в котором просил в связи с изъятием указанного земельного участка возместить рыночную стоимость участка в размере 786000 руб., приложив к допсоглашению отчет оценщика №219з/у (л.д.34-36 т.1).
В связи с отказом подписания учреждением дополнительного соглашения от 10.10.2016 предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском (с учетом уточнений).
Первоначальный и встречный иски мотивированы следующим. В соответствии с распоряжениями Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 20.10.2015 №1949-р и от 29.03.2016 №472-р принято решение об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельного участка площадью 1373 кв.м с кадастровым номером 05:09:000018:987, принадлежащего предпринимателю. Необходимость в изъятии обусловлена тем, что участок попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ»- из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) на участке км 805+000- км 817+000". В адрес предпринимателя Шавлухова М.М. 02.09.2016 учреждение направило уведомление об изъятии указанного участка (земли сельскохозяйственного назначения- для ведения КФХ) в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории. ООО «Межрегиональный Центр оценки и экспертизы» подготовлен отчет об оценке от 13.07.2016 №С-302-Э/21, определен размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987. Рыночная стоимость участка составила 123570 руб., убытки. Учреждением подготовлен и направлен обществу (письмо от 02.09.2016) для ознакомления и подписания проект соглашения об изъятии путем выкупа земельного участка, который получен ответчиком, но им не подписан. Предпринимателем учреждению направлен проект дополнительного соглашения от 10.10.2016 с указанием выкупной цены участка в размере 786000 руб. В связи с отказом от подписания дополнительного соглашения предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 786000 руб. убытков, а учреждение на основании пункта 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в суд с встречным иском о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд с возмещением предпринимателю 123570 руб., решение которого является основанием для перехода права собственности на спорный участок (пункт 1 статьи 56.11 Земельного кодекса).
Истец, не оспаривая правомерность действий уполномоченных органов относительно оснований и процедуры по изъятию принадлежащего ему на праве пожизненного наследуемого владения земельного участка с кадастровым номером 05:09:00018:987, не согласен с размером компенсации, определенным оценщиком ООО «Межрегиональный Центр оценки и экспертизы» в отчете об оценке от 13.07.2016 №С-302-Э/21, которым размер выкупной (рыночной) цены земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987 определен 123570 руб. Считает, что предъявленная им по иску сумма возмещения в размере 786000 руб. достоверно определена в отчете оценщика ООО «Фирма «Аском» №219з/у-2016г.
Федеральным законом от 31.12.2014 №499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №499-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее- Гражданский кодекс), Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также ряд иных федеральных законов (вступили в силу с 01.04.2015). Названным законом в Земельный кодекс введена глава VII.1, содержащая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
Правовое регулирование, введенное Законом №499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений статьи 26 названного закона.
В силу части 1 статьи 26 Закона №499-ФЗ, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом и Земельным кодексом в редакции Закона №499-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 №374, таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Согласно пункту 5.4.1.1 названного Положения к полномочиям Росавтодора относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства (реконструкции) автомобильных дорог федерального значения.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Орган, принявший решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организаций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации (часть 1 статьи 26 Закона № 499-ФЗ).
Распоряжением от 29.03.2016 №472-р Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) возложило на подведомственное учреждение ФКУ Упрдор «Каспий» обязанности по обеспечению выполнения в установленном порядке комплекса мероприятий, направленных на изъятие и выкуп земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе участка площадью 1373 кв.м с кадастровым номером 05:09:000018:987. Учреждению предписано: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в целях обеспечения реализации документации по планировке территории; заключить соглашение о выкупе земельных участков; обеспечить государственную регистрацию права федеральной собственности на изъятые участки. При этом автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-29 «Кавказ» на праве оперативного управления закреплена за учреждением. В соответствии с пунктом 3.3.14 устава (утверждено приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 №801) учреждение осуществляет по решению Росавтодора, в том числе, деятельность по проведению комплекса мероприятий по изъятию, заключению соглашений по изъятию земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд и т.д.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987 принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Федеральным дорожным агентством), наделившим учреждение полномочиями по его изъятию (заключению соглашения о выкупе).
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса должна быть соблюдена в полном объеме.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд пришел к выводу о соблюдении учреждением порядка и сроков принудительного изъятия принадлежащего предпринимателю на праве пожизненного наследуемого владения земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987 для федеральных нужд.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, указано следующее. По требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее- Закон №135-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 56.8 Земельного кодекса).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано следующее. По смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд (на основании судебной оценочной экспертизы) определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, также разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.
Размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987 площадью 1373 кв. м определен учреждением на основании отчета об оценке от 13.07.2016 №С-302-Э/21, подготовленного оценщиком ООО «Межрегиональный центр оценки и экспертизы». В соответствии с данным отчетом денежная сумма, подлежащая уплате Шавлухову М.М. (правообладателю земельного участка, изымаемого для государственных нужд) составляет 123570 руб. Отчет об оценке от 13.07.2016 №С-302-Э/21 прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в саморегулируемой организации НП СРО «Деловой Союз Оценщиков» (положительное экспертное заключение №5709 от 22.08.2016.
Статьей 13 Закона №135-ФЗ предусмотрено, что в случае наличия спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе арбитражного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание. Эксперт после оглашения его заключения вправе дать по нему необходимые пояснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда. Ответы эксперта на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания.
В связи с наличием у сторон разногласий относительно размера возмещения, причитающегося предпринимателю за изымаемый для федеральных нужд земельный участок с кадастровым номером 05:09:000018:987, и учитывая, что разрешение данного вопроса требует специальных познаний, суд по ходатайству ответчика определением от 17.05.2017 назначил по делу судебную оценочную экспертизу.
В соответствии с заключением от 13.06.2017 №428/17, подготовленным экспертом ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» Гаджиевым М.Б., рыночная стоимость земельного участка площадью 1373 кв.м. с кадастровым номером 05:09:000018:987 по состоянию на момент рассмотрения спора составляет 973000 руб. (л.д.138-149 т.2).
Определением суда от 14.07.2017 по ходатайству истца по делу назначена комиссионная судебная оценочная комиссия.
Согласно комиссионному экспертному заключению от 29.09.2017 №816, подготовленному экспертами ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» Саввон С.В. и Гаджиевым М.М., рыночная стоимость земельного участка площадью 1373 кв.м. с кадастровым номером 05:09:000018:987 по состоянию на момент рассмотрения спора составляет 810 000 руб., размер убытков (улучшения на участке, упущенная выгода)- 0руб.
Исследовав указанные экспертные заключения от 13.06.2017 и от 29.09.2017, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ наряду с иными представленными в материалы дела доказательствами, приняв во внимание пояснения эксперта Саввон С.В. при рассмотрении дела, а также доводы (возражения) сторон, изложенные ими в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о соответствии заключений экспертов требованиям статьи 86 АПК РФ.
Суд считает, что заключение комиссионной судебной экспертизы от 29.09.2017 является полным, ясным и содержательным, не содержит противоречий в выводах экспертов, не имеется сомнений в обоснованности экспертного заключения, поэтому отсутствуют основания для признания его недостоверным или недопустимым доказательством по делу. В нем содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение достаточно мотивировано, выводы эксперта обоснованы расчетами, исследованными им обстоятельствами, что исключает необходимость назначения по делу повторной экспертизы по ходатайству истца.
Ответчик (учреждение), который не согласен с выводами указанных экспертных заключений), в нарушение положений статьи 65 АПК РФ документально не опроверг выводы судебных экспертов, содержащиеся в заключениях от 13.06.2017 и от 29.09.2017, а также не подтвердил иную, более низкую рыночную стоимость земельного участка, изымаемого для государственных нужд, чем это указано в экспертных заключениях. Поэтому суд принимает экспертное комиссионное заключение от 29.09.2017 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего размер возмещения в размере 810000 руб., подлежащего выплате обществу за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 05:09:0000018:987, и удовлетворяет иск, обязав ответчика (учреждения) в счет возмещения за изымаемый участок перечислить на банковский счет истца (предпринимателя) денежную сумму в размере 810000 руб.
Приведенные в дополнение к встречному иску и в отзыве третьим лицом (агентством) доводы судом отклоняются. Обстоятельства, на которые ссылается истец и третье лицо, были проверены и не нашли своего подтверждения при разрешении спора, как не соответствующие нормам гражданского и земельного законодательства.
По результатам исследования представленных сторонами доказательств, их правовой оценки по правилам статьи 71 Кодекса, суд пришел к выводу о наличии оснований для изъятия земельного участка.
В отчете об оценке ООО «Межрегиональный Центр оценки и экспертизы» от 13.07.2016 №С-302-Э/21, которым размер выкупной (рыночной) цены земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987 определен в 123570 руб., оценщиком также использован сравнительный подход, а в качестве объектов-аналогов использована также информация о продаваемых на сайте move.ru Dagestan земельных участках сельскохозяйственного назначения (пос.Шамхал- 1млн.руб. за 1га70соток, г.Махачкала- 3млн.руб. за 2га, г.Буйнакск- 2700тыс.руб. за 3га, с.Коркмаскала- 950тыс.руб. за100 соток, г.Махачкала- 12млн.руб. за 23 га), на сайте авито.ру. Махачкала (пос.Тюбе г.Махачкала- 1850тыс.руб. за 1 га).
Согласно отчету №219з/у ООО «Фирма «Аском», представленного истцом в материалы дела, размер рыночной (выкупной) стоимости указанного земельного участка площадью 1373 кв.м определен в 786тыс.руб., оценщиком также использован сравнительный метод, а в качестве объектов-аналогов использована информация о продаваемых на сайте авито.ру Махачкала земельных участках сельскохозяйственного назначения (п.Ленинкент Кировского района г.Махачкалы- 400тыс.руб. и 600тыс.руб. за 4-4,5 соток, п.Агачаул Кировского района г.Махачкалы- 2млн.руб. за 20 соток).
Как пояснил эксперт Саввон С.В. в судебном заседании в ходе опроса, применение такой методики оценки, как сравнительный подход в наибольшей мере способствует достоверности определения рыночной стоимости земельного участка и не может искажать ее, поскольку изымаемый для государственных нужд земельный участок сельскохозяйственного назначения (для ведения КФХ) не отличается по ценообразующим факторам от объектов-аналогов, использованных экспертами при определении рыночной (выкупной) стоимости изымаемого земельного участка площадью 1373 кв.м. Согласно ФСО №7 в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости,которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, а также положениям пункта 14 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», в соответствии с которыми при использовании сравнительного подхода объектом аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Использованная для подготовки экспертного заключения информация соответствует принципам достаточности и достоверности. Эксперт также пояснил, что действующим законодательством не запрещено емупо заказу Шавлухова М.М. как оценщику (свидетельство о членстве в СРО от 22.10.2008, регистрационный №005085) подготовить отчет об оценке и как эксперт ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» по определению суда участвовать в проведении комиссионной судебно-оценочной экспертизы.
Суд признает обоснованным применение судебными экспертами сравнительного подхода и использования объектов-аналогов сельскохозяйственного назначения, находящихся в г.Махачкале (вдоль ФАД 5км от города в сторону г. Хасавюрта,, вдоль ФАД район 25 км район Манаса, вдоль ФАД район 7км от г.Махачкалы район с.Коркмаскала, 5км от г.Махачкалы район кирпичного завода). Изложенная экспертом позиция соответствует содержанию распоряжения Минимущества России от 06.03.2002 №568-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков", согласно которому рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения). Рыночная стоимость земельного участка (с учетом находящихся на нем объектов) не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения). Поэтому эксперт обоснованно посчитал необходимым отнести к ценообразующим факторам местоположение изымаемого земельного участка, престижность района, близость к центрам деловой активности и жизнеобеспечения, доступность объекта (транспортная и пешеходная), качество окружения (рекреация и экология), наличие коммуникаций и транспортной доступности и т.д.
Довод истца о том, что объекты-аналоги, использованные экспертом при расчете рыночной стоимости, отличаются от объекта оценки, не принимается судом, поскольку в заключении экспертизы учитывались сходные по характеристикам объекты оценки сельскохозяйственного назначения (площадь, вид разрешенного использования и прочее). Судом не установлены нарушения экспертом положений пункта 10 ФСО №3. В тексте экспертного заключения присутствуют ссылки на источники информации, используемой в отчете, имеются приложения в виде фотографий со всей информацией об объектах-аналогах, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации, полученной из общедоступных источников (сайт объявлений авито.ру в Республике Дагестан в Интернете). Невозможность проверки данных по отдельным объектам-аналогам после проведения экспертных исследований и подготовки экспертного заключения, связанная с возможной продажей объекта-аналога и удаления по этому объекту объявления не свидетельствует о недостоверности использованной экспертом информации.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 также разъяснено, что по смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Отчет об оценке от 13.07.2016 №С-302-Э/21 и заключение комиссионной судебной экспертизы от 29.09.2017 №816 определили выкупную стоимость земельного участка на различные даты, поэтому они не сопоставимы в контексте взаимоисключения.
Как видно из актуальной выписки из ЕГРН от 23.10.2017, земельный участок площадью 1373 кв.м с кадастровым номером 05:09:000018:987 с 30.03.2017 имеет обременение в пользу Федерального дорожного агентства (Росавтодор) на основании распоряжения от 29.03.2016, запись регистрации №05:09:000018-987-05/001/2017-1.
Представители сторон в судебном заседании подтвердили, что спорный земельный участок у истца фактически изъят и на нем возведены дорожные устройства ФАД М-29 «Кавказ».
Таким образом, в силу вышеизложенных норм законодательства и правовых норм, судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, а также установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств спора судом исковое заявление и встречный иск удовлетворяется не в редакции требований ответчика (об изъятии земельного участка с кадастровым номером 05:09:000018:987 посредством перечисления со стороны учреждения за изымаемый участок денежной суммы в размере 123570 руб. на счет истца), а по редакции требований истца с учетом заключения комиссионной судебной экспертизы от 29.09.2017 №816 путем перечисления возмещения в размере 810000 руб. на банковский счет (или депозитный счет у нотариуса) предпринимателя.
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ госпошлина по делу по первоначальному иску и расходы за проведение экспертиз соответственно на сумму 19200 руб. и 60тыс.руб. относятся на ответчика (на неправую сторону), а расходы ответчика по уплате госпошлины на сумму 6тыс.руб. по встречному иску относятся на истца.
Согласно статье 109 АПК РФ с депозитного счета суда экспертной организации ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» следует перечислить денежные средства за проведенные судебные оценочные экспертизы по 30тыс.руб. по каждой экспертизе.
Руководствуясь статьями 49, 109, 110, 112, 159, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан
РЕШИЛ:
ходатайство истца удовлетворить, принять от истца уточнение исковых требований от 10.11.2017 к рассмотрению.
В удовлетворении ходатайства ответчика ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» о проведении по делу повторной экспертизы отказать.
Изъять для нужд Российской Федерации путем прекращения права пожизненного наследуемого владения (запись права в ЕГРП от 05.10.2015 за №05-05/011-05/011/002/2015-407/1) Шавлухова Магомедбашира Магомедсолтановича на земельный участок с кадастровым номером 05:09:000018:987 общей площадью 1373 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Карабудахкентский район, с. Агачаул, местность «Сынлы арка», участок «Шихаммат-тала», с предоставлением выкупной цены за изымаемый земельный участок посредством перечисления со стороны ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 05:09:000018:987 денежной суммы в размере 810000 руб. (рыночная стоимость земельного участка) на банковский счет (или на депозитный счет нотариуса) индивидуального предпринимателя (главы КФХ) Шавлухова Магомедбашира Магомедсолтановича.
Перечислить с депозитного счета суда экспертной организации ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» (г.Махачкала) 30000 руб. (на счет суда перечислены истцом ИП Шавлуховым М.М. по чекам-ордерам Дагестанского отделения Сбербанка №8590 от 14.04.2017 и от 10.11.2017) за проведение судебной экспертизы (заключение экспертизы № 428/17 от 13.06.2017, счет на оплату №133 от 20.06.2017).
Перечислить с депозитного счета суда экспертной организации ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» (г.Махачкала) 30000 руб.(на счет суда перечислены ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства по платежному поручению №156840 от 26.07.2017) за проведение судебной экспертизы (комиссионное заключение экспертизы № 816 от 29.09.2017, счет на оплату №196 от 09.10.2017).
Взыскать с ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства в доход федерального бюджета 19200 руб. госпошлины по первоначальному иску.
Взыскать с ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства в пользу индивидуального предпринимателя (главы КФХ) Шавлухова Магомедбашира Магомедсолтановича 30000 руб. расходов за проведение судебной экспертизы (заключение судебной экспертизы №428/17 от 13.06.2017. счет на оплату №133 от 20.06.2017).
Взыскать с индивидуального предпринимателя (главы КФХ) Шавлухова Магомедбашира Магомедсолтановича в пользу ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства 6000 руб. судебных расходов по уплате госпошлины по встречному иску.
Исполнительные листы по делу выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Д.А.Ахмедов