ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-6008/18 от 03.04.2019 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Махачкала

10 апреля 2019 г.                                                                                      Дело № А15-6008/2018

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2019 г.

Решение в полном объеме изготовлено   10 апреля 2019 г.

Арбитражный суд Дагестан в составе судьи Магомедова Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Исаевой А.Д., 

рассмотрев в открытом судебном заседании

заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ,

при участии представителя заявителя ФИО2 (доверенность) и в отсутствие ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Управление Росреестра по Республике Дагестан (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (далее – управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ за нарушения, допущенные в рамках дела №А15-5406/2017 о банкротстве ОАО «Кизилюртовское АТП».

            Заявление мотивировано следующими нарушениями, допущенными управляющим:

- конкурсный управляющий ФИО1 не провел собрание работников, бывших работников должника перед собранием кредиторов, которое состоялось 19.10.2018, а также сообщение об этом не было опубликовано в официальном издании и ЕФРСБ;

- в установленные сроки не представил в Арбитражный суд Республики Дагестан отчет о своей деятельности, анализ финансового состояния должника и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов;

- в отчете от 01.10.2018 не указаны сведения о работниках, бывших работниках должника, наименование страховой организации, в Арбитражный суд Республики Дагестан не представлены отчеты конкурсного управляющего с приложением документов, подтверждающих сведения, указанные в отчете;

- в нарушение пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно и неразумно с нарушением интересов кредиторов и должника.

Арбитражный управляющий отзывом просил в удовлетворении заявления отказать, считая доводы административного органа необоснованными ввиду следующего:

- управление надлежащим образом не известило управляющего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;

- управляющим опубликовано сообщение о проведении собрания работников должника, бывших работников 28.05.2018  с повесткой дня избрание представителей работников должника  в заочной форме. В связи с отсутствием бюллетеней собрание признано несостоявшимся;

- в отсутствие бухгалтерской и иной документации должника проведение процедуры наблюдения существенно затруднялось, в связи с чем управляющий обратился в суд с заявлением об их истребовании у должника;

- в отчете от 01.10.2018 необходимые сведения указаны.

            Дело рассмотрено по представленным сторонами материалам на основании статей 9, 65, 70 и 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела №А15-5406/2017 о несостоятельности (банкротстве) ОАО «Кизилюртовское АТП» и оценив, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Федеральная налоговая служба России 27.09.2017 обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества «Кизилюртовское АТП» (далее - общество) несостоятельным (банкротом) в связи с наличием просроченной свыше трех месяцев задолженности в размере 49 248 564,21 рубля.

Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.01.2018 (резолютивная часть от 26.01.2018) заявление  налогового органа удовлетворено, в отношении общества введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим утвержден ФИО1 (сообщение опубликовано 10.02.2018).

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.07.2018 общество признано банкротом, в отношении него открыта процедура банкротства – конкурсное производство сроком до 18.10.2018, конкурсным управляющим утвержден ФИО1

Определением суда от 10.12.2018 ФИО1 освобожден от исполнения обязанностей, конкурсным управляющим утверждена ФИО3

Усмотрев в поведении арбитражного управляющего ФИО1 признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса, начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций ФИО4 определением от 22.10.2018 №30 возбудил дело об административном правонарушении с проведением административного расследования.

Определением от 22.10.2018 у арбитражного управляющего истребованы сведения и документы, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.

Уведомлением от 27.11.2018 управляющего пригласили в управление для представления объяснения и составления протокола об административном правонарушении по делу №А15-5406/2017 по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в связи с нарушениями требования статей 12.1, 20.3, 20.7, 28, 67, 70, 129, 143 Закона о банкротстве.

И.о. начальника отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций ФИО2 составил протокол об административном правонарушении от 13.12.2018, в котором указал на нарушение арбитражным управляющим ФИО1 законодательства о банкротстве: статей 12.1, 20.3, 28, 67, 70, 129, 143 Закона о банкротстве.

Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением от 13.12.2018 о привлечении ФИО1 к административной ответственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» за Федеральной регистрационной службой закреплены функции регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 №178 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.

В Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, помимо иных должностных лиц, включен начальник отдела по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Утвержденным 12.01.2015 должностным регламентом начальника отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций предусмотрены полномочия начальника отдела по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих, проведению административного расследования в отношении арбитражных управляющих на предмет наличия в их действиях признаков административных правонарушении, в случаях поступления информации или при непосредственном обнаружении фактов, указывающих на наличие события и состава административного правонарушения.

В силу пункта 10 части 2 статьи 28.3 и части 2 статьи 28.7 КоАП РФ определение о возбуждении дела об административном парвнарушении и проведении административного расследования, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-3 статьи 14.13 Кодекса, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в случае если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.

Таким образом, определение от 22.10.2018 и протокол об административном правонарушении от 13.12.2018 составлены уполномоченным органом и должностными лицами управления, они содержат все сведения, предусмотренные статьями 28.2 и 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются права и интересы субъектов предпринимательской деятельности, интересы кредиторов, экономическая и финансовая стабильность государства в целом, защита которых обусловлена несостоятельностью (банкротством) и на которые арбитражным управляющим допущены посягательства в ходе ведения процедуры конкурсного производства; порядок действий при проведении процедур банкротства, установленный Законом о банкротстве.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Субъект правонарушения – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

С субъективной стороны данное нарушение характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и проявляется в невыполнении правил, применяемых в период ведения соответствующей процедуры банкротства. В то же время приведенная норма носит бланкетный характер, что предполагает применение в каждом конкретном случае соответствующих норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Согласно статье 32 Закона о банкротстве, статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными названным Федеральным законом.

При анализе наличия в действиях управляющего состава административного правонарушения суд установил следующее.

Протокол об административном правонарушении 13.12.2018 составлен без участия арбитражного управляющего ФИО1, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Материалами дела подтверждается соблюдение процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, его права и законные интересы соблюдены в полном объеме. Обратное из материалов дела не усматривается. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении направлена арбитражному управляющему 22.10.2018 исх. №15-исх-09888/18-11-И. Уведомление о вызове к 15 час. 13.12.2018 для составления протокола от 27.11.2018 направлено ФИО1 почтой по адресу <...> "в", кв. 67, и получено 01.12.2018, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении ( РПО 36700126019799).

Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В силу частей 1 и 2 статьи 12.1 Закона о банкротстве организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Собрание работников, бывших работников должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.

Довод арбитражного управляющего об отсутствии обязанности неоднократного созыва собрания работников, бывших работников судом отклоняется как необоснованный.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 35 Закона о банкротстве представитель работников должника участвует в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника.

            Согласно статье 12 Закона о банкротстве представитель работников должника вправе участвовать без права голоса в собрании кредиторов.

            В соответствии со статьей 13 Закона о банкротстве для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.

   Следовательно, арбитражный управляющий в случае признания собрания работников, бывших работников несостоявшимся,  обязан принимать меры по повторному созыву и проведению такого собрания, в целях определения представителя работников должника и обеспечения реализации права представителя работников должника на участие в собрании кредиторов.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

В качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 №1049-р определена газета «Коммерсантъ».

Однако в газете «Коммерсант» и ЕФРСБ не опубликовано сообщение о проведении собрания работников, бывших работников должника до проведения собрания кредиторов 19.10.2018.  Арбитражный управляющий не оспаривает, что до проведения собрания кредиторов не назначал и не проводил собрание работников, бывших работников должника, не публиковал сведения о проведении и о результатах собрания работников, бывших работников должника, ограничившись фактом признания несостоявшимся единственного назначенного собрания.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового состояния должника;

выявлять кредиторов должника;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.

В нарушение требований суда, изложенных в определениях Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.01.2018 и от 20.04.2018 по делу №А15-5406/2017, временный управляющий в срок до 13.04.2018 не представил отчет о результатах финансового анализа должника и сведения о проведенных в ходе наблюдения мероприятиях.

Первое собрание кредиторов проведено 02.07.2018.

В силу части 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:

о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества;

о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;

о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;

о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;

о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;

о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;

о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди;

о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;

о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;

о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;

о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;

иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.

Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Однако отчет конкурсного управляющего не соответствует форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего».

В отчете конкурсного управляющего от 02.10.2018 не отражены сведения о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства. В отчете от 14.06.218 сведения о работниках, бывших работниках отсутствуют, а в отчете 02.10.2018 лишь указано, что работники должника уведомлены о предстоящем уведомлении 17.08.2018, а приказом от 23.07.218 прекращены полномочия руководителя должника. В то же время суд не соглашается с доводом заявителя об отсутствии в отчете указания на страховую организацию -  наименование страховой организации, реквизиты договора страхования  приведены на первой странице отчета от 02.10.2018, на второй и четвертой страницах отчета от 14.06.2018,

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что арбитражный управляющий нарушил вышеназванные нормы Закона о банкротстве.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ является формальным и не включает наступление вредных последствий.

В определении от 21.04.2005 № 122-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период осуществления своих полномочий.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства суд считает, что допущенное арбитражным управляющим правонарушение подтверждается материалами дела, а следовательно требования управления подлежат удовлетворению, а арбитражный управляющий привлечению к административной ответственности.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (статья 4.2 КоАП РФ), не установлены.

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание, что арбитражный управляющий ранее в течение года к административной ответственности не привлекался, в деле №А15-5406/2017 о банкротстве  обязанности конкурсного управляющего не осуществляет, отягчающие обстоятельства не установлены, арбитражный суд считает возможным назначить штраф в сумме 25 000 рублей согласно минимальной санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176 и 177 и 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

            Привлечь арбитражного управляющего ФИО1 (род. 19.09.1980 в г. Нальчик КБАССР, зарег. по адресу: КБР, <...> "в", кв. 67) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и назначить ему штраф в сумме 25 000 рублей.

            Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение суда может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня его принятия в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья                                                                                                           Т.А. Магомедов