ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-6545/19 от 28.07.2020 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

                                                        Р Е Ш Е Н И Е

г. Махачкала

«24» августа 2020 года                                                                             Дело № А15-6545/2019

Резолютивная  часть  решения  объявлена «28» июля 2020 года

Полный текст  решения  изготовлен           «24» августа 2020 года

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Тагировой З.Т., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сирхаевой Э.Б., с участием от заинтересованного лица - ФИО1 (доверенность), в отсутствие заявителя,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» о признании незаконным и отмене постановления Госжилинспекции РД от 29.11.2019 №342 по делу №2336-19 о наложении штрафа,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Дагестанская энергосбытовая компания» (далее -                                               ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания», общество)  обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан (далее - инспекция)                       от 29.11.2019 №342 по делу №2336-19 о наложении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) штрафа в размере 10 000 рублей.

          По данному заявлению возбуждено дело №А15-6545/2019 и назначено дело к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

Определением от 17.02.2020  в порядке пункта 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.

Определением от 29.06.2020 судебное заседание  по делу отложено на 10 час. 00 мин. 28.07.2020.

         Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании, требование заявителя не признают, просят отказать по приведенным в отзыве на заявление доводам.

         Судом дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и дополнительный материал, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Из материалов дела усматривается, что 07.11.2019 (вх.№2245) в Госжилинспекцию Республики Дагестан поступило обращение ФИО2, проживающей по адресу: г.Махачкала, район «Караман -2», СНТ «Гаджиали Даниялова», участок №50, о том, что в микрорайоне напряжение электроэнергии не соответствует техническим требованиям.

         Инспекция на поступившее обращение издала распоряжение (приказ) №38629                            от 08.11.2019 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ПАО «ДЭСК»                с 12.11.2019 по 12.11.2019 с целью проверки фактов, указанных в обращении                       ФИО2 - от жильца дома по адресу: г.Махачкала, район Караман - 2, СНТ «Гаджиали Даниялова», участок №50.

         Предметом проверки определено: соблюдение обязательных требований, уполномоченным на проведение проверки назначен начальник отдела ФИО3           

         Копии распоряжения и уведомления о проведении мероприятия по государственному контролю  от 08.11.2019 №38629 нарочно вручены обществу 08.11.2019, на распоряжении и уведомлении имеются оттиски штампа общества с отметками «08.11.2019, подпись».

         12.11.2019 с 11 час. 00 мин. до 11 час. 30 мин. на основании вышеназванного распоряжения начальником отдела ФИО3 в отсутствие извещенного законного представителя ПАО «ДЭСК» и в присутствии жильца домовладения №50  по                                   СНТ «Г.Даниялова» ФИО2 проведена внеплановая выездная проверка.

         По результатам проведенной выездной проверки  12.11.2019 начальником отдела инспекции ФИО3  составлен акт проверки №024379 от 12.11.2019.

         Из данного акта проверки усматривается следующее: гарантирующим поставщиком электроэнергии в пос. Караман 2 является ПАО «ДЭСК»;  при замере токоизмерительными клещами «FLUKE 302+» №44420341WS со сроком проверки 28.03.2020 напряжение электроэнергии на вводе в домовладение (в месте соединения уличных сетей электроэнергии к домовой сети) составило: фаза А: U= 190 вольт, фаза  В: U=165 вольт, фаза С: U= 168 вольт, что не соответствует нормативному уровню предоставления  коммунальных услуг  потребителям согласно пункту 10 Приложения №1 ПКУСППМКДЖД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

        Уведомлением от 12.11.2019 №38629, врученным обществу 12.11.2019 (на уведомлении имеется оттиск штампа общества, подпись, дата- 12.11.2019), инспекция предложила             ПАО «ДЭСК» обеспечить явку представителя в 15 час.00 мин. 13.11.2019 по адресу: <...> «а», 4 этаж, 16 кабинет  для участия при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, по результатам проведенной проверки  по распоряжению  №38629 от 08.11.2019.

13.11.2019 начальник отдела инспекции ФИО3 в отсутствие извещенного законного представителя общества составил протокол об административном правонарушении №014291.

Из данного протокола об административном правонарушении усматривается следующее: ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания», являясь гарантирующим поставщиком электроэнергии в пос. «Караман-2», нарушило Правила предоставления коммунальных услуг населению, а именно: напряжение электрической энергии в сети домовладения по адресу: г.Махачкала, пос. Караман-2, СНТ «Г.Даниялова», участок 50                не соответствует нормативному уровню;  при контрольном замере напряжение электрической энергии в точке соединения домовой сети к центральным составило U1 = 190 вольт, U2 = 165 вольт, U1 = 168 вольт; нарушены пункт 10 Приложения №1 и пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354; замеры проведены клешами токоизмерительными «FLUKE 302+» №54291-13 со сроком  очередной поверки 28.03.2020.

Копия указанного протокола вручена нарочно обществу 13.11.2019.

         Определением от 20.11.2019 №40474, врученным  обществу нарочно 22.11.2019, инспекция назначила дело об административном правонарушении  №2336-19 к рассмотрению на 09 час.30 мин. 29.11.2019 по адресу: <...> «а»,                   4 этаж, кабинет №13.

29.11.2019 инспекция в присутствие представителя общества ФИО4             по материалам проверки на основании протокола об административном правонарушении от 13.11.2019 №014291 вынесла по делу об административном правонарушении №2336-19 постановление №342 о признании общества виновным в совершении  правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.

         Считая незаконным постановление инспекции от 29.11.2019 №342, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.       

Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса об административном правонарушении  Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении  может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления

 В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу,  срок может быть восстановлен  судом по ходатайству заявителя.

Согласно части 3 статьи 113 АПК РФ процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, а в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Оспариваемое постановление административным органом принято 29.11.2019, копия постановления нарочно вручена  обществу 29.11.2019.

В арбитражный суд заявитель обратился с настоящим  заявлением через электронную систему «Мой арбитр» 09.12.2019, следовательно, в предусмотренный  частью 2 статьи 208 АПК РФ срок подано настоящее заявление.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности установлен главой 25  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
        В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3, 28.4 КоАП РФ факт совершения административного правонарушения  (его событие) устанавливаются именно протоколом об административном правонарушение либо соответствующим постановлением прокурора.

Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио-и видеозаписи, иные документы и материалы.

В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу положений статьи 26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными доказательствами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу статьи 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридических лиц в размере от  пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим потребления населения коммунальными услугами.

Объективная сторона предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ состава административного правонарушения выражается в действиях либо бездействии лиц, повлекших нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектом правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ являются должностные лица, юридические лица, обязанные обеспечить нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии  со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №354).

Подпунктом «д» пункта 3 Правил №354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении №1 к настоящим Правилам.

Пунктом 10 приложения №1 к Правилам №354 предусмотрено, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации  о техническом регулировании) ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от  требований законодательства Российской Федерации не допускается.

В соответствии с пунктом 5.2 «Отклонение напряжения» ГОСТ 13109-97  «Электрическая энергия». Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения» отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы:

нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны  соответственно +- 5 и +-10 (от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное значение). Номинальное напряжение в системе  электроснабжения, сетей и приемников - 220В.

Согласно пункту 10 Приложения №1 к Правилам №354 отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов не допускается.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела 4. Показатели и нормы качества электрической энергии ГОСТ 32144-2013, введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 №400-ст, в электрических сетях низкого напряжения номинальное напряжение электропитания Unomравно 220 Вт.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС) ПАО «ДЭСК» является торговля электрической энергией.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ                            «Об электроэнергетике» (далее - Закон №35-ФЗ) субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

 Согласно статье 38 Закона №35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее  качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее  исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

         Согласно пункту 150 Правил №354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине  потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение  обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Основанием для привлечения общества оспоренным постановлением к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ явилось нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Факт нарушения обществом Правил №354 подтверждается актом проверки от 12.11.2019 №024379, протоколом об административном правонарушении от 13.11.2019 №014291.

Согласно имеющейся в материалах деле квитанции потребителем  ФИО5 произведена оплата за электроэнергию ПАО «ДЭСК» согласно открытому обществом  последнему лицевому счету. Согласно расчетной книжке, выданной поставщиком электроэнергии  ФИО5, лицевой счет абонента открыт  обществом.

ФИО2 05.09.2008 выдана членская книжка СНТ «Г.Даниялова», садовый участок №50.

Из подписанной ФИО2 справки от 09.07.2020 следует, что сама в 2019 году приобрела частное домовладение у ФИО5, находящееся по адресу:                             СНТ «Г.Даниялова», 1 квартал, 1 линия, садовый участок №50. Договор купли-продажи               не оформлялся, внесена запись в садовую книжку, до настоящего времени лицевой счет на электроэнергию оформлен на ФИО5

Изложенное свидетельствует о том, что общество (гарантирующий поставщик) является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, вступает с вышеуказанным жильцом дома  в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию. Следовательно, общество является лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги по электроснабжению надлежащего качества, и субъектом вменяемого ему административного правонарушения.

Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.

По совершенному обществом правонарушению предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности не истек.

Правомерно инспекцией привлечено общество за совершенное правонарушение по статье 7.23 КоАП РФ с соблюдением процессуальных требований, предусмотренных нормами КоАП РФ, и с назначением ему штрафа в размере 10000 рублей.

Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.23 КоАП РФ.

Довод общества о том, что оно необоснованно привлечено к административной ответственности, в оспоренном постановлении инспекции не указаны установленные при рассмотрении дела обстоятельства и подтверждающие их доказательства необоснованный  и подлежит отклонению.

         Оспоренное постановление вынесено инспекцией по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении №2336-19 и на основании установленных ею обстоятельств на основании протокола об административном правонарушении от 13.11.2019 №014291 по факту нарушения обществом  Правил №354, что отражено в самом  постановлении от 29.11.2019 №342 о наложении штрафа.

Вышеназванные акт проверки и протокол об административном правонарушении инспекцией составлены с соблюдением требований норм КоАП РФ с уведомлением в установленном порядке и срок общества и обладают доказательственной силой.

В чем заключается несоответствие указанных процессуальных документов административного органа законодательству в заявление обществом не обозначено. 

С учетом характера и общественной опасности совершенного обществом правонарушения основания для признания правонарушения  малозначительным  и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает оснований для назначения обществу административного штрафа в размере ниже низшего предела.

С учетом характера совершенного правонарушения и степени вины общества административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей соответствует целям  предупреждения совершения новых правонарушений.

В материалы дела общество не представило доказательства, подтверждающие, что его имущественное и финансовое положение не позволяет ему выплатить назначенный оспоренным постановлением штраф в размере 10000 рублей.

В соответствии  с частью 3 статьи 211 АПК РФ  в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Событие вмененного обществу правонарушения подтверждается материалами дела и признается судом доказанным.

Нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, ранее постановлением от 28.02.2019 №61 общество за однородное административное правонарушение по статье 7.23 КоАП РФ было привлечено к административной ответственности.

Оспариваемое заявителем постановление о наложении штрафа инспекцией вынесено правомерно и является законным.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование заявителя необоснованное и             не подлежит удовлетворению. В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 29.11.2019 №342 по делу №2336-19 о наложении на общество по  статье 7.23 КоАП РФ штрафа в размере 10000 рублей следует отказать.      

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 156, 167-170, 176-177, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

         в удовлетворении заявления отказать.

         На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.

             Судья                                                                                                           З.Т.Тагирова