АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Махачкала
«04» марта 2021 года Дело № А15-6760/2019
Резолютивная часть решения объявлена «25» февраля 2021 года
Полный текст решения изготовлен «04» марта 2021 года
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Тагировой З.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гаджиевым Г.И., с участием от заинтересованного лица - ФИО1 (доверенность от 16.02.2021), в отсутствие заявителя и третьих лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «УК «Лидер» об отмене постановления Госжилинспекции РД №344 от 04.12.2019 о наложении штрафа в размере 5000 рублей и о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
ООО УК «Лидер» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан (далее - инспекция) №344 от 04.12.2019 о наложении по статье 7.23 КоАП РФ штрафа в размере 5000 рублей.
По данному заявлению возбуждено дело №А15-6760/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица привлечена администрация ГО «город Каспийск» и ООО «СИД».
Определением от 14.01.2020 судебное заседание отложено на 11 час. 30 мин. 17.02.2021. В судебном заседании 17.02.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу объявлен перерыв до 09 час. 10 мин. 25.02.2021.
Информация об объявленном по делу перерыве размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании, требование заявителя не признают, просят отказать по приведенным в отзыве на заявление доводам.
Заявитель и третьи лица, уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и дополнительный материал, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что в Государственную жилищную инспекцию Республики Дагестан 11.11.2019 (вх.№2298) поступило обращение от жителя г.Каспийска ФИО2 о том, что вывоз мусора в городе не осуществляется.
Инспекция на поступившее вышеуказанное обращение издала распоряжение (приказ) №38740 от 12.11.2019 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК «Лидер» 14.11.2019 с целью проверки фактов, указанных в обращении от 11.11.2019 №2298.
Предметом проверки определено: соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; уполномоченным на проведение проверки назначен инспектор - главный специалист ФИО3 Копии распоряжения и уведомления о проведении мероприятия по государственному контролю от 12.11.2019 №38740 нарочно вручены обществу 13.11.2019, на распоряжении и уведомлении имеются оттиски штампа общества с отметками «13.11.2019 №2005».
14.11.2019 с 10 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. на основании вышеназванного распоряжения инспектором - главным специалистом инспекции ФИО3 в присутствии директора ООО «Сид» ФИО4, жильца кв.№140 ФИО2, проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проведенной выездной проверки 14.11.2019 инспектором- главным специалистом ФИО3 составлен акт проверки №024499 от 14.11.2019.
Из данного акта проверки усматривается следующее: дом №50 по ул.Ленина, г.Каспийска 5-ти подъездный, 9-ти этажный, крупнопанельный дом; управление домом осуществляет ООО «СИД» г.Каспийска; вывоз ТКО осуществляет ООО УК «Лидер» г.Махачкалы; проверкой 14.11.2019 установлено, что мусор (ТКО) с контейнерной площадки дворовой территории дома №50 по ул.Ленина и дома №37 по ул.Хизроева вывозится с нарушениями, то есть вокруг контейнеров разбросан мусор бытового и строительного характера, а также лежат спиленные деревья; санитарная обработка не производится, контейнерная площадка не соответствует требованиям СанПиН; мусорные контейнера переполнены, тем самым нарушен пункт 148 (22) «а» ППК 4 №354 (вредакции от 13.07.2019), пункты 1.1, 1.2 СанПиН №42-128-4690-88; нарушен пункт 148 (12) ППК4 №354 (в редакции от 13.7.2019). К акту приобщен фотоматериал.
14.11.2019 ООО УК «Лидер» выдано предписание №021495.
Уведомлением от 14.11.2019 №38740, врученным нарочно обществу 15.11.2019 вх.№2012, инспекция предложила ООО УК «Лидер» обеспечить явку законного представителя либо представителя с доверенностью в 10 час. 00 мин. 18.11.2019 по адресу: <...>, кабинет №10, этаж 4 для участия при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, по результатам проведенной проверки по распоряжению №38740 от 12.11.2019.
18.11.2019 инспектор - главный специалист инспекции ФИО3 в отсутствие извещенного законного представителя общества составил протокол об административном правонарушении №014504.
Из указанного протокола следует, что ООО УК «Лидер», являясь юридическим лицом, непосредственно ответственным за своевременное и качественное предоставление коммунальной услуги, допустил нарушение законодательства, то есть на придомовой территории по ул.Ленина дом №50 г.Каспийск на контейнерной площадке по сбору ТКО (мусор) выявлены следующие нарушения: не убран мусор вокруг контейнеров, санитарная обработка контейнерной площадки не производится, мусорные контейнера переполнены, тем самым нарушены подпункты 148 (12) и 148 (22) «а» ППК4, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 (ред. От 13.07.2019), подпункты 1.1, 1.2 СанПиН №42-128-4690-88.
Копия протокола об административном правонарушении вручена нарочно обществу 18.11.2019 вх.№2031.
Определением от 21.11.2019 №40472, врученным обществу почтовым уведомлением «25.11.2019 подпись ФИО5», инспекция назначила дело об административном правонарушении №2403-19 к рассмотрению на 10 час.00 мин. 04.12.2019 по адресу: <...> «а», 4 этаж, кабинет №21.
04.12.2019 инспекция в отсутствие извещенного законного представителя общества по материалам проверки на основании протокола об административном правонарушении от 18.11.2019 №014504 вынесла по делу об административном правонарушении №2403-19 постановление №344 о признании общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначения наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Считая незаконным постановление инспекции от 04.12.2019 №344, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления
В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, срок может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Согласно части 3 статьи 113 АПК РФ процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, а в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Оспариваемое постановление административным органом принято 04.12.2019, копия постановления направлена обществу и по почте вручена 09.12.2019. В арбитражный суд заявитель обратился 18.12.2020 согласно дате на почтовом штемпеле на конверте с заявлением, следовательно, в предусмотренный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок подано настоящее заявление.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности установлен главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу положений статьи 26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными доказательствами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим потребления населения коммунальными услугами.
Объективная сторона предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ состава административного правонарушения выражается в действиях либо бездействии лиц, повлекших нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ являются должностные лица, юридические лица, обязанные обеспечить нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №354).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 Правил №354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с частями 2, 3, 4, 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора в Республике Дагестан, утверждённого постановлением Правительства Республики Дагестан от 19.12.2019 №323, региональный государственный жилищный надзор в Республике Дагестан осуществляется Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Иного способа складирования твердых коммунальных отходов нормативными актами не предусмотрено.
Нормативными положениями предусмотрены:
1)исчерпывающий перечень способов складирования твердых коммунальных отходов;
2)закреплена обязанность исполнителя по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договора и в порядке, предусмотренном Правилами оказания коммунальных услуг. Порядок оказания услуги предполагает периодичность вывоза исполнителем коммунальной услуги твердых коммунальных отходов, которая установлена пунктом 17 Приложения №1 Правил №354.
По смыслу вышеизложенного следует, что оказание коммунальной услуги с нарушением порядка, которые предусмотрены Правилами № 354, не допускается.
В части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации названы основания для проведения внеплановых проверок помимо оснований, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в частности, ими являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации, в том числе, о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.
Основанием привлечения общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ явилось нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона N89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила N1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9 Правил N 1156).
На основании пункта 12 Правил №1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пунктам 13,14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Суд установлено, что на общество в силу вышеназванных норм законодательства возложена обязанность по своевременному вывозу твердобытовых отходов с контейнеров.
В акте проверки, протоколе и постановлении о наложении штрафа инспекцией ошибочно указано об обязанности регионального оператора по вывозу строительного отхода и срубленных деревьев и по санобработке контейнерной площадки.
Однако при наличии нарушения в действиях общества, зафиксированным актом проверки от 14.11.2019 №024499, по несвоевременному вывозу ТКО не освобождает регионального оператора от ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Актом, протоколом, фотоматериалом подтверждается наличие в действиях общества административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность.
Довод общество о том, что им своевременно вывозятся ТКО, документально не подтверждены, поскольку представленные им по делу системы гланасс о местоположении спецтехники ООО «Лидер» в виде таблицы не может быть принята как доказательство, поскольку она заверена самим обществом.
Довод общества о том, что оно необоснованно привлечено к административной ответственности, отсутствует в его действиях вина, необоснованный и подлежит отклонению по вышеприведенным основаниям.
По совершенному обществом правонарушению предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности не истек. Правомерно инспекцией привлечено общество за совершенное правонарушение по статье 7.23 КоАП РФ с соблюдением процессуальных требований, предусмотренных нормами КоАП РФ, и с назначением ему штрафа в размере 5000 рублей.
Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
С учетом характера и общественной опасности совершенного обществом правонарушения основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает оснований, а также для назначения обществу административного штрафа в размере ниже низшего предела.
С учетом характера совершенного правонарушения и степени вины общества административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений.
В материалы дела общество не представило доказательства, подтверждающие, что его имущественное и финансовое положение не позволяет ему выплатить назначенный оспоренным постановлением штраф в размере 5000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Событие вмененного обществу правонарушения подтверждается материалами дела и признается судом доказанным.
Нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое заявителем постановление о наложении штрафа инспекцией вынесено правомерно и является законным.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления об отмене постановления инспекции от 04.12.2019 №344 о наложении на общество по статье 7.23 КоАП РФ штрафа в размере 5000 рублей следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 156, 167-170, 176-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
в удовлетворении заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья З.Т.Тагирова