ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-73/09 от 16.03.2009 АС Республики Дагестан

 16 марта  2009 года

          Дело № А15- 73/2009      

              г. Махачкала

                                                                     резолютивная часть решения объявлена  16.03.2009

                                                                     мотивированное решение изготовлено    16.03.2009

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Тагировой З.Т., при ведении протокола судебного заседания судьей Тагировой З.Т., при участии от заявителя - ФИО1.(доверенность от 29.01.2009 №5-3/03), заинтересованного лица - ФИО2.(доверенность от 29.01.2009 №50-05/13), ФИО3.( доверенность от 12.01.2009 №50-05/26), третьих лиц- ТУ Росимущества по РД- ФИО4.(доверенность от 14.08.2008 №98), ООО «Дагтранснафта»- ФИО5.(доверенность от 16.03.09 №03), Агентства по лесному хозяйству РД - ФИО6 (доверенность от 29.01.2009 №70У-06-60), Управления Роснедвижимости по РД- ФИО7.(доверенность от 14.10.2008), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения «Дагестанское  управление сельскими лесами» о признании недействительными пунктов 2-5 решения  Управления Федеральной антимонопольной службы России по РД  от  17.12.2008 по делу №86 в части, касающейся ГУ «Дагсельлес», 

У С Т А Н О В И Л:

государственное учреждение «Дагестанское управление сельскими лесами» (далее - ГУ «Дагсельлес», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы  России по Республике Дагестан  от 17.12.2008 по делу №86.

Заявитель до принятия судом судебного акта по существу уточнил требование и просит признать недействительными пункты 2-5 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по РД  от 17.12.2008 по делу №86 в части, касающейся ГУ «Дагсельлес».

Определениями  от 19.01.2009 и 30.01.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство РД, Управление Роснедвижимости по РД, ООО «Дагтранснафта», Агентство по лесному хозяйству РД, Агентство по управлению государственной собственностью РД, ТУ Росимущество по РД.

В судебном заседании 13.03.2009 был объявлен перерыв по делу до 16 час. 00 мин 16.03.2009 (об объявленном перерыве размещено на сайте суда).

      Представитель заявителя в судебном заседании заявление поддержал в уточненной редакции, просил суд признать недействительными пункты 2-5 решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан от 17.12.2008 по делу №86 в части, касающейся ГУ «Дагсельлес» по приведенным в заявлении и дополнении к нему основаниям.                                   

Управление Федеральной антимонопольной службы России по РД в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании требование по заявлению не признали, просят отказать, повторив доводы отзыва.

Управление  Роснедвижимости по РД в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании  заявление поддержали, пояснив, землями сельхозназначения вправе распоряжаться Правительство РД.

Представители ТУ Росимущества по РД и Агентства по лесному хозяйству РД  в судебном заседании заявление не поддержали.

Представитель ООО «Дагтранснафта»  заявление поддержал, пояснил, что нефтепровод «Черномортранснефть» находится в техническом коридоре.

Правительство РД и Агентство по управлению госсобственностью РД, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания заказными письмами с уведомлениями о вручении №98 44242, 98 44241 от 05.03.2009, представителей в судебное заседание не направили, последнее просит в заявлении от 26.02.2009 дело рассмотреть без участия его представителя, в связи с чем судом дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дополнительный материал, пришел к выводу, что  заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что ГУ«Дагестансельлес», учрежденное Правительством Республики Дагестан и зарегистрированное  в Управлении регистрации и лицензирования администрации г.Махачкалы  05.09.2000 №2884-Р-2000, в соответствии с постановлением  Правительства РФ от 28.05.2007 №324 «Правила подготовки и заключения договоров аренды лесных участков» приняло решение  от 20.04.2008 «О предоставлении лесного участка в аренду».

Согласно этому  решению  учреждение приняло предложение ООО «Дагтранснафта» о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного на территории Кумторкалинского района, в квартале №79 площадью 1,68 га, для строительства трубопровода (нефтепровода) сроком на 1 год. На основании  данного  решения  21.04.2008 учреждение  заключило с ООО «Дагтранснафта» договор аренды лесного участка (нелесные земли) на площади 1,68га, расположенного в Кумторкалинском районе, лесничество (лесопарк) ГУ «Дагсельлес», квартала 79, с арендной платой - 29140 руб. в год.

Управление ФАС по РД (далее- антимонопольный орган) приказом №125 от 18.09.2008 возбудило в отношении ГУ «Дагсельлес» дело №86 по признакам нарушения части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона  «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, выразившегося в принятии  решения «О предоставлении лесного участка в аренду» от 20.04.2008 и заключения договора аренды лесного участка от 21.04.2008 между учреждением и ООО «Дагтранснафта» без проведения публичных процедур.

 Управление ФАС по РД  17.12.2008 в присутствие представителя заявителя приняло решение по делу №86, состоящее из следующих  пунктов:

1.в ходатайстве Правительству РД  об исключении его в качестве ответчика по делу №86 отказано;

2.признаны Правительство РД  и ГУ «Дагсельлес» нарушившими требования пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции»;

3.предложено ГУ «Дагсельлес» в срок до 20.01.2009 отменить решение от 20.04.2008 б/н и по согласованию с ООО «Дагтранснафта» расторгнуть договор аренды лесного участка от 21.04.2008 б/н;

4.предложено Правительству РД совместно с ГУ «Дагсельлес» в срок до 10.02.2009 добровольно устранить нарушение антимонопольного законодательства, для чего из текста устава ГУ «Дагсельлес» исключить абзац 1 часть 12 раздела 2, абзац 12 части 12 раздела 2, абзац 19 части 12 раздела 2, абзац 19 часть 12 раздела 2, абзац 1 части 13 раздела 13, абзац 6  части 13 раздела 3;

5.Правительству РД и ГУ «Дагсельлес» в срок до 10.02.2009 представить в Дагестанское УФАС России письменные доказательства исполнения настоящего решения.

В примечании названного решения указано за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа об установлении административной ответственности  по части 2 статьи 19.5 КОАП РФ.

Не согласившись с пунктами 2-5 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по РД от 17.12.2008 по делу №86 в части, касающегося ГУ «Дагсельлес», учреждение  обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

В силу  статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном  настоящим Кодексом РФ.

Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ, статьей 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения государственного органа или органа местного самоуправления, иного органа является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Из оспариваемого решения (подлинник обозревался в судебном заседании) видно, что  УФАС по РД   17.12.2008 приняло  по делу №86  решение в отношении  Правительства РД  и  ГУ «Дагсельлес».

Данное решение мотивированное тем, что  Правительство РД утвердило устав ГУ «Дагсельлес», которым возложило на учреждение в нарушение антимонопольного законодательства полномочия органа исполнительной власти, когда по Указу Президента Республики Дагестан «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан» ГУ «Дагсельлес» в структуре органов исполнительной власти РД не значится; учреждением решение от 20.04.2008 принято и договор от 21.04.2008 «О предоставлении лесного участка в аренду» заключен с ООО «Дагтранснафта» без проведения публичных процедур; согласно части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ совмещение функций органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов запрещается.

В силу  статьи  23 Федерального закона «О защите конкуренции»  от 26.07.2006 №135-ФЗ , далее- Закон о  защите конкуренции,  антимонопольный орган наделен полномочиями  обращения в арбитражный суд с исками, заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных организаций; о признании недействительными договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Как следует из материалов дела, во исполнение постановления  Ш съезда народных депутатов Дагестанской АССР от 23.07.1991 «Об отводе земель для вновь образуемого Новолакского района» Совет Министров- Правительство РД приняло распоряжение  от 05.07.1994 №300-р об утверждении проекта межхозяйственного землеустройства вновь организуемых хозяйств, переселяемых из Новолакского района на территорию Кумторкалинского района,  и закрепления за ними лесных земель общей площадью 200 га из земель Махачкалинского лесхоза, квартала №79 Сулакского лесничества.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.1997 №804 «О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов» во исполнение статьи 51 Лесного кодекса РФ  специально уполномоченными органами управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов установлена Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ издало приказ №7-117 от 01.09.2000 «О создании Федерального государственного учреждения «дагестанское управление сельскими лесами» (ФГУ «Дагестансельлес»).

Правительство РФ постановлением  от 29.11.2000 №901 утвердило положение о Министерстве сельского хозяйства РФ, которым определило Минсельхоз РФ специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им безвозмездное пользование.     Приказом Минсельхоза РФ от 28.02.2002 №196 полномочия по государственному управлению в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование, были возложены на Управление лесного хозяйства Минсельхоза России.

Правительство РФ своим постановлением от 08.06.2005  №362 «О передаче субъектам РФ государственных учреждений по реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций…»  по предложению Минсельхоза РФ (приложение №1) передало  Дагестанское управление сельскими лесами (г.Махачкала) Республике Дагестан.

Правительство РД   на основании вышеназванного постановления Правительства РФ  в целях обеспечения деятельности по управлению сельскими лесами постановлением  от 25.10.2005 №175 приняло ГУ «Дагестанское управление сельскими лесами» в государственную собственность Республики Дагестан, переименовало  его  наименование в ГУ «Дагсельлес», закрепив за последним имущество  на праве оперативного управления.

Постановлением от 12.12.2005 №217 Правительство РД  утвердило устав ГУ «Дагсельлес», предоставив ему следующие функции:

обеспечение рационального использования лесов на территории РД, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство; осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита (пункт 12); предоставление  лесопользователю (арендатору) по договору аренды участка лесного фонда за плату .

На момент принятия решения от 20.04.2008 и заключения договора аренды от 21.04.2008, послуживших основанием для возбуждения антимонопольным органом в отношении учреждения дела №86, в установленном  законом порядке его учредителем  Правительством РД не были внесены изменения в устав учреждения и не признан этот устав незаконным, недействительным.

 В полномочия учреждения не входят полномочия по внесению изменения в устав, утвержденный его собственником, то есть Правительством РД.

В полномочия учредителя входит преобразование, реорганизация либо ликвидация созданной им организации, учреждения.

Согласно статьи 6 Лесного кодекса РФ (2006 года), действующего с 01.01.2007, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Перевод земель, находящихся в собственности субъектов РФ, в силу статьи 8 Земельного кодекса РФ осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ.

Судом установлено, что решение 20.04.2008 принято учреждением и договор заключен 21.04.2008 в отношении лесного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, расположенного в Кумторкалинском районе, на основании утвержденного Правительством РД  устава от 12.12.2005.

 Категория лесных участков, переданных постановлением  Правительства РД от 29.10.2002 №222 «О передаче участков лесного фонда в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям в РД» сельскохозяйственным организациям  в безвозмездное пользование на 20, 21.04.2008 и на день рассмотрения судом  настоящего заявления Правительством РД  не изменена.

По данным Управления Роснедвижимости  по РД спорные лесные участки расположены в Кумторкалинском районе на землях категории - земли сельскохозяйственного назначения.

 В установленном порядке и не переданы названные участки лесного фонда и  Агентству по лесному хозяйству РД, такие доказательства  в материалах дела не имеются. Эти участки находятся в оперативном управлении учреждения.

Учреждением было предложено Правительству РД о преобразовании его в соответствии  со статьей 11 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ (письмо от 13.03.2008 №3-2/19).

Материалами дела не подтверждается заключение учреждением с ООО «Дагтранснафта»  договора аренды от 21.04.2008 с нарушением публичных процедур в силу того, что согласно подпункту  «в»  пункта 4  Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в госсобственности или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 №324, при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, трубопроводов и других линейных объектов заключается  договор без  проведения  аукциона.

Уплата арендной платы производится по  названному договору в федеральный бюджет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учреждение не относится к числу хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение.

Антимонопольным органом не подтверждено, чьи интересы нарушены принятием решения и заключением договора  при действующем уставе учреждения, отсутствуют от кого-либо предприятия, предпринимателя заявления.

Пунктом 2 оспариваемого решения  учреждение  признано виновным в нарушении требования, установленного, пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данной нормой Закона  «О защите конкуренции» предусмотрено установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, обмен товаров, иное приобретение.

Однако материалами дела не подтверждается совершение учреждением предусмотренного  пунктом 3 статьи 15 Закона «О  защите конкуренции» нарушения.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.                                                                                    

  Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),  возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют, что приведенные антимонопольным органом в оспариваемом решении выводы  по нарушению учреждением антимонопольного законодательства не нашли документального подтверждения.

УФАС по РД  в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало и материалами дела не подтверждается факт нарушения учреждением  Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, суд приходит к выводу, что антимонопольный орган в порядке статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал, что оспоренные  пункты 2-5 решения от 17.12.2008 по делу №86 в части,  касающейся ГУ «Дагсельлес», соответствуют закону и этим актами не нарушены права и законные интересы  заявителя.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование заявителя является обоснованным, в связи с чем  следует признать  недействительными  пункты 2-5  решения УФАС по РД от 17.12..2008 по делу №86 в части, касающейся ГУ «Дагсельлес».

Согласно статьи 110 АПК РФ  судебные расходы по заявлению подлежат отнесению на УФАС по РД,  но не подлежат взысканию с него в силу того, что согласно статьи 333.37 Налогового кодекса РФ оно освобождено от уплаты госпошлины по заявлению. За заявителя при подаче заявления уплачена ФИО8 госпошлина в размере 2000 руб. по квитанции от 19.01.2009, в связи с чем согласно статьи 104 АПК РФ следует последнему возвратить из федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб.   

На основании изложенного и руководствуясь статьями 104,110,167-170,176-177,197- 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

признать недействительными пункты 2,3, 4 и 5 решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по РД  от 17.12.2008 по делу №86 в части, касающейся ГУ «Дагсельлес», как не соответствующие требованиям Федерального закона «О защите конкуренции».

Возвратить ФИО8 (<...>) из федерального бюджета 2000 рублей госпошлины, уплаченной по квитанции от 19.01.2009.

Выдать  справку.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                          З.Т.Тагирова