ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-7467/2022 от 27.09.2023 АС Республики Дагестан




АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Махачкала

 Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2023 г.
 Решение в полном объеме изготовлено 04 октября 2023 г.

 Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Батыраева Ш.М., при  ведении протокола судебного заседания секретарем Омаровым М.М., рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по заявлению  

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>,  ОГРНИП <***>) 

к Министерству по туризму и художественным промыслам Республики Дагестан (ИНН  <***>, ОГРН <***>) 

о признании незаконным приказа от 28.09.2022 № 135/ОД в части отказа в представлении  субсидии индивидуальному предпринимателю ФИО1, обязании  предоставить субсидию в размере 600 000 руб. и взыскании судебных расходов в размере  70 000 руб., 

при участии
от заявителя: ФИО1 (паспорт), Алиев А.Р. (по доверенности),

от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности), ФИО3 (по  доверенности), 

в отсутствие третьего лица,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее -  предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с  заявлением к Министерству по туризму и художественным промыслам Республики 


Дагестан (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным приказа  от 28.09.2022 № 135/ОД в части отказа в представлении заявителю субсидии, обязании  предоставить субсидию в размере 600 000 руб. и взыскании судебных расходов на оплату  услуг представителя в размере 70 000 руб. 

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечен  индивидуальный предприниматель ФИО4. 

 В обоснование требований заявитель указывает, что вместе с заявкой о  предоставлении субсидий был представлен необходимый пакет документов и у  министерства не оснований для принятия оспариваемого приказа об отказе в  предоставлении субсидии. 

 В судебном заседании предприниматель и его представитель в судебном заседании  требования поддержали и просили их удовлетворить, а также взыскать судебные расходы  на представителя в размере 70 000 руб. 

 Министерство в отзыве на заявление, дополнениях к нему и его представители в  судебном заседании в удовлетворении требований предпринимателя просили отказать. 

 Третье лицо, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось,  отзыв на заявление не представило. В предыдущих судебных заседаниях требования  предпринимателя поддержал и просил удовлетворить. 

 Заслушав представителей. исследовав и оценив по правилам статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. 

 Как следует из материалов дела, 12.09.2022 предпринимателем в министерство  подана заявка на предоставление субсидии на возмещение части затрат на приобретение  оборудования, инвентаря и других объектов движимого имущества, используемых для  оказания комплекса услуг по проживанию и питанию в коллективных средствах  размещения с приложением следующих документов: справка-расчет с указанием перечня  затрат, выписка из ЕГРН на помещение, в котором располагается размещение, выписка из  ЕГРН на земельный участок, где находится помещение, в котором располагается  размещение, ыписка из ЕГРНИП, справка, выданная налоговым органом об отсутствии  неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней,  штрафов, процентов, подлежащих уплате, копии документов (договоров, платежных  документов, накладных, всего документов на 22 листах). 


предоставлении субсидии. В качестве основания указано следующее: пункт 18  (несоответствие представленных участником отбора заявки и документов требованиям к  заявкам участников отбора, установленным объявлении о проведении отбора, не  представление (представление не в полном объеме) заявителем указанных документов.  Документы представлены с нарушением пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от  22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении  расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон № 54-ФЗ). 

 Не согласившись с указанным уведомлением, предприниматель обратился в суд  заявление об отмене решения рабочей группы об отказе в предоставлении субсидии. 

 В последующем (в судебном заседании 21.03.2023) министерством в материалы  дела представлен приказ от 28.09.2022 № 135/ОД "О принятии решения о предоставлении  субсидии". В приложении к указанному приказу содержится перечень участников отбора,  которым отказано в предоставлении субсидии, в том числе и индивидуальный  предприниматель ФИО1 В качестве основания для отказа сделана ссылка на  пункт 18 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение  оборудования, инвентаря и других объектов движимого имущества, используемых для  оказания комплекса услуг по проживанию и питанию в коллективных средствах  размещения, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от  02.08.2022 № 242 (далее - Порядок). 

 После представления министерством указанного приказа предприниматель уточнил  свои требования и просил суд признать приказ незаконным в части отказа в  предоставлении ему субсидии в размере 600 000 руб. 

 В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ и  пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах,  связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"  для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных  правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления необходимо наличие одновременно двух  условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также  нарушение прав и законных интересов заявителя. 

 Исходя из положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200  АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного  правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия  оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у  органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, 


совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших  основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых  действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение  или совершили действия (бездействие). 

 В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям,  физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета  субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта  Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов  Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных  фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации. 

 Требования, условия, цели и механизм предоставления субсидий из  республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части затрат на  приобретение оборудования, инвентаря и других объектов движимого имущества,  используемых для оказания комплекса услуг по проживанию и питанию в коллективных  средствах размещения определены Порядком. 

 В соответствии с пунктом 2 Порядка целью предоставления субсидии является  возмещение части затрат юридическим лицам (за исключением государственных и  муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на приобретение  оборудования, инвентаря и других объектов движимого имущества, используемых для  оказания комплекса услуг по проживанию и питанию в коллективных средствах  размещения, понесенных не ранее 1 января года, предшествующего дате подачи заявки на  участие в отборе, в рамках реализации государственной программы Республики Дагестан  "Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов  в Республике Дагестан", утвержденной постановлением Правительства Республики  Дагестан от 16.07.2019 № 163. 

Согласно пункту 3 Порядка министерство как получатель бюджетных средств  является главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики  Дагестан, осуществляющим предоставление субсидии в соответствии с настоящими  Порядком. 

 Субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным  предпринимателям, ведущим экономическую деятельность, соответствующую классу 55 


Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029- 2014 "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания",  осуществляющим свою деятельность и зарегистрированным в установленном порядке на  территории Республики Дагестан. 

В пункте 9 Порядка казаны требования, которым должен соответствовать участник  отбора. 

 Согласно пункту 10 Порядка участие в отборе осуществляется на основании  следующих документов, необходимых для подтверждения соответствия участника отбора  категории отбора получателей субсидии, предусмотренной пунктом 5 настоящего  Порядка, и требованиям, предусмотренным пунктом 9 настоящего Порядка: 

а) заявка (в письменной или электронной форме) о предоставлении субсидии,  которая должна содержать: согласие на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об участнике отбора, иной  информации об участнике отбора, связанной с отбором, а также согласие на обработку  персональных данных (для физического лица) по форме, утверждаемой Министерством; 

б) документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление  действий от имени участника отбора, подписанный участником отбора и заверенный  печатью (при наличии), в случае подачи заявки представителем участника отбора; 

в) справка-расчет с указанием перечня затрат, источником финансового обеспечения  которых является субсидия, содержащая реквизиты для перечисления по форме,  утверждаемой Министерством; 

г) справки о соответствии участников отбора - юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей требованиям, установленным подпунктами "б", "в" и "е" пункта 9  настоящего Порядка, составленные в произвольной форме, подписанные единоличным  исполнительным органом участника отбора - юридического лица или участником отбора -  индивидуальным предпринимателем соответственно; 

д) копии документов, подтверждающих право участника отбора на коллективное  средство размещения: в отношении коллективных средств размещения, являющихся  объектами капитального строительства: копии документов, подтверждающих право  собственности, право пожизненного владения, право безвозмездного пользования или  право аренды (субаренды) участника отбора на помещение, в котором располагается  коллективное средство размещения, или выписка из Единого государственного реестра  недвижимости, содержащая сведения о правах отдельного лица на помещение, выданная  на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявителем заявки на  участие в отборе; в отношении коллективных средств размещения - некапитальных  строений, сооружений, соответствующих признакам, определенным в пункте 10.2 статьи 


1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: заключение кадастрового  инженера или акт обследования сооружения, подтверждающие некапитальность  коллективных средств размещения; копии документов на земельный участок, на котором  расположено некапитальное строение, сооружение, подтверждающих право  собственности, право пожизненного владения, право постоянного (бессрочного)  пользования или право аренды (субаренды) участника отбора на указанный земельный  участок, или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая  сведения о правах отдельного лица на земельный участок и здание, выданная на дату не  ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявителем заявки на участие в отборе; 

е) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого  государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮЛ/ЕГРИП)  по состоянию на дату не ранее 30 дней до подачи заявки о предоставлении субсидии; 

ж) справка, выданная налоговым органом по месту постановки участника отбора на  учет в налоговом органе, по состоянию на дату не ранее 30 дней до подачи заявки о  предоставлении субсидии, об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов,  сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в  соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 

з) копии документов (договоров, платежных документов, счетов-фактур, накладных,  расчетно-платежных ведомостей), подтверждающих фактически понесенные в  предшествующем и текущем финансовых годах затраты. 

Формы документов, указанных в подпунктах "а" и "в" настоящего пункта,  размещаются на официальном сайте Министерства в разделе "Документы". 

Копии документов, представляемые участником отбора, заверяются участником  отбора с проставлением надписи "Копия верна", личной подписи, расшифровки подписи,  даты заверения и печати (при наличии) участника отбора либо его представителя. 

Министерство регистрирует заявку в ее поступления и в течение 15 рабочих дней с  даты регистрации проводит проверку соответствия участника отбора требованиям,  указанным в пункте 9 Порядка, по результатам которой принимает решение о допуске  или об отказе в допуске заявки, о чем делает запись в журнале регистрации заявок и  течение 2 рабочих дней направляет участнику отбора соответствующее уведомление. 

Основания для отклонения заявки на стадии ее рассмотрения и оценки указаны в  пункте 15 Порядка. 

 В соответствии с пунктом 16 Порядка по результатам рассмотрения документов,  предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, представленных заявителем,  министерство в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок на участие  в отборе принимает одно из следующих решений: о предоставлении субсидии; об отказе в 


предоставлении субсидии. 

Решения о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии  оформляются правовым актом министерства. 

 Получатели субсидии извещаются о принятом решении путем направления  уведомления о предоставлении субсидии по адресу электронной почты, указанному в  заявке, в форме электронного документа или на бумажном носителе по почтовому адресу,  указанному в заявке, поступившем в министерство на бумажном носителе, в  Многофункциональный центр, либо передачи нарочно участнику отбора или его  представителю в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения. 

 Согласно пункту 18 Порядка основаниями для принятия министерством решения  об отказе в предоставлении субсидии являются: 

- несоответствие документов, представленных заявителем, требованиям,  предусмотренным пунктом 10 настоящего Порядка, непредставление (представление не в  полном объеме) заявителем указанных документов; 

- установление факта недостоверности представленной заявителем в целях получения  субсидии информации. 

 В данном случае решение об отказе в предоставлении субсидии принято 28.09.2022.  В нарушение указанного Порядка, решение об отказе в предоставлении субсидии  министерством в установленный срок в адрес предпринимателя не направлено. Приказ  был представлен в материалы дела в судебном заседании 21.03.2023. 

 С учетом изложенного, суд считает, что трехмесячный срок на оспаривание приказа  министерства в данном случае предпринимателем не пропущен. 

В оспариваемом приказе министерства от 28.09.2022 № 135/ОД указано, что решение  об отказе в предоставлении субсидии принято на основании пункта 18 Порядка. 

 В протоколе заседания рабочей группы министерства по рассмотрению заявок на  предоставление субсидии от 21.09.2022 также указано основание отказа: пункт 18 порядка  (несоответствие представленных участником отбора заявки и документов требованиям к  заявкам участников отбора, установленным в объявлении о проведении отбора, не  представление (представление не в полном объеме) заявителем указанных документов. 

 В отзыве на заявление от 14.03.2023 министерство указывает, что в нарушение  подпункта "г" пункта 10 порядка к заявке не приложены: 

- справка об отсутствии просроченной задолженности по возврату в республиканский  бюджет Республики Дагестан субсидий, бюджетных инвестиций. предоставленных. в том  числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная  (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Республикой  Дагестан; 


- справка об отсутствии процессов реорганизации (за исключением реорганизации в  форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого  юридического лица), ликвидации, в отношении них не должна быть введена процедура  банкротства, и их деятельность не должна быть приостановлена в порядке,  предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участники отбора -  индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве  индивидуального предпринимателя; 

- справка об отсутствии получения средств из республиканского бюджета Республики  Дагестан на основании иных нормативных правовых актов на цель, указанную в пункте 2  Порядка. 

 Представленные документы, подтверждающие фактические понесенные затраты  источником финансового обеспечения которого является субсидия, не соответствуют  пункта 10 и 23 Порядка, а также требованиям законодательства Российской Федерации. В  частности министерство указывает, что справка-расчет представлена не в оригинале;  копии договоров, расходно-кассовых ордеров, квитанции и акты приема-передачи товара  представлены без даты заверения; часть расходов, представленная в справке-расчете, не  соответствует пункту 23 Порядка; справка - расчет и договор от 21.07.2021 № б/н  представлены с недостоверными сведениями о суммах причитающихся субсидий, сумма  расчета субсидии в договоре и справке -расчете е соответствуют, что свидетельствует о  недостоверности информации, представленной для получения субсидии. Представленные  расходно-кассовые ордера не соответствуют предъявленным к ним требованиям,  поскольку не содержат номеров ордеров и номеров договора. Документы представлены с  нарушением пункта 1 статьи 1.2 закона № 54-ФЗ. Сумма договора, заключенного  ФИО1 составляет 1 200 000 руб., что является нарушением требований пункта  4 Указания Банка России от 09.12.2019 № 5348-У "О правилах наличных расчетов". 

 В дополнении к отзыву от 31.07.2023 министерство приводит доводы о том, что  расходы на приобретение керхера парового и вайфай - роутера не соответствуют пункту  23 Порядка. Не представлены счета - фактуры и транспортные накладные, оформление  которых предусмотрено по условиям договора. 

 Возражая против доводов министерства о непредставлении вместе с заявкой  вышеуказанных справок, предприниматель утверждал, что названные справки были  составлены на бланках, представленных специалистами министерства в кабинете № 13,  подписаны и приложены к заявке. В случае их отсутствия министерство из-за  некомплектности представленных документов должно было принять решение об  отклонении заявки и уведомить его об этом, чтобы он имел возможность повторно подать  заявку после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отклонения. 


Первоначально представители министерства вообще отрицали представление вместе  с заявкой названных справок. Отсутствовали они и среди подлинников документов,  приложенных к заявке, представленных министерством по требованию суда. 

 Однако в судебном заседании 20.09.2023 предпринимателем была представлена  копия письма заместителя министра ФИО5 от 31.10.2022 № 26-05/793/22, в  котором в ответ на обращение от 06.10.2022 предпринимателю сообщается о том, что  министерством принято решение об отказе в предоставлении субсидии на основании  пункта 18 Порядка в связи с непредставлением документов, предусмотренных  подпунктом "г" пункта 10 Порядка: справки о том, что участник отбора не прекращает  деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; справки об отсутствии  задолженности по возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан субсидий.  бюджетных инвестиций, представленных в том числе в соответствии с иными правовыми  актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным  обязательствам перед Республикой Дагестан; справки об отсутствии получения денежных  средств из республиканского бюджета Республики Дагестан в соответствии с иными  нормативно-правовыми актами, указанными в пункте 2 Порядке. При этом в данном  письме подтверждается представление предпринимателем названных справок, но сделан  вывод о том, что из представленных документов невозможно сделать вывод о  соответствии предпринимателя требованиям подпункта "г" пункта 10 Порядка, поскольку  в справках указан ОГРНИП не совпадающий со сведениями из ЕГРИП, не указано  наименование участника отбора, в отношении которого предоставлена справка. 

 В последующем министерством в материалы дела представлены подлинники  справок от 12.09.2022 об отсутствии процессов реорганизации, ликвидации, банкротства,  об отсутствии получения денежных средств из республиканского бюджета Республики  Дагестан в соответствии с иными нормативно-правовыми актами на цели, указанные в  пункте 2 Порядка и об отсутствии задолженности по возврату в республиканский бюджет  Республики Дагестан субсидий, бюджетных инвестиций. предоставленных в том числе в  соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной)  задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом Республики Дагестан. 

 Действительно в данных справках указан ОГРНИП <***>, который не  соответствует ОГРНИП ФИО1, однако министерство с нарушение порядка на  стадии проверки заявки не отклонило ее, предоставив возможность предпринимателю  исправить указанные сведения. 

 В то же время суд отмечает, что указанные справки подписаны предпринимателем  ФИО1 и заверены его печатью, в которой содержатся сведения об ИНН и  ОГРНИП ФИО1, и учитывая, что справки подписаны ФИО1 и 


приложены к его заявке о предоставлении субсидии, считает, что у министерства имелась  возможность идентифицировать предпринимателя и определить что данные справки  свидетельствуют об отсутствии соответствующей задолженности. А то, что 

ФИО1 на дату подачи заявки не утратил статус предпринимателя, министерство  могло увидеть на общедоступном официальном сайте ФНС России. 

 С учетом изложенного, доводы министерства в указанной части судом отклоняются,  как несостоятельные. 

 В соответствии с пунктом 1 Порядка субсидии предоставляются на возмещение  части затрат на приобретение оборудования, инвентаря и других объектов движимого  имущества, используемых для оказания комплекса услуг по проживанию и питанию в  коллективных средствах размещения. 

Для целей настоящего Порядка под понятием "коллективные средства размещения"  понимается имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания,  нежилого или жилого помещения (за исключением квартиры, части квартиры или  комнаты) и (или) объекты некапитального строительства, оборудование и иное  имущество, и используемый для временного размещения и обеспечения временного  проживания физических лиц. 

Из материалов дела следует, что предпринимателю на праве собственности  принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: Республика Дагестан, <...>, который переоборудован в гостевой дом "У Шерифа" и  оказываются услуги по временному размещению и проживанию физических лиц. 

В справке-расчете, приложенной к заявке, указаны фактические затраты, понесенные  предпринимателем на приобретение указанного в нем оборудования и инвентаря, на  общую сумму 1 200 000 руб. и размер причитающейся субсидии в сумме 600 000 руб. 

В обоснование понесенных расходов к заявке приложены следующие документы:  договор на поставку от 21.07.2021, акты приема-передачи товара от 25.07.2021,  30.07.2021, 07.08.2021, накладные от 25.07.2021, 30.07.2021, 07.08.2021, расходные  кассовые ордера от 25.07.2021, 30.07.2021, 07.08.2021, квитанции к приходному  кассовому ордеру от 25.07.2021, 30.07.2021. 07.08.2021. 

 Договор на поставку от 21.07.2021 заключен между ФИО1 и  индивидуальным предпринимателем ФИО4 

Предметом договора является приобретение оборудования, инвентаря и другого  имущества, используемых для оказания комплекса услуг по проживанию и питанию. В  приложении к договору содержится перечень приобретаемого (поставляемого)  оборудования, инвентаря и другого имущества, их количество и стоимость. 

Тремя партиями на транспортном средстве поставщика весь товар поставлен 


Сайпулаеву С.Г. и по накладным и актам приема-передачи передан ему. 

Вышеуказанные платежные документы (расходные кассовые ордера и квитанции к  приходным кассовым ордерам) подтверждают факт понесения ФИО1  заявленных расходов в сумме 1 200 000 руб. и субсидированию подлежит половина  казанных затрат. 

Доводы министерства о нарушении ограничений по проведению наличных расходов  (не более 100 000 руб.) и неприменении предпринимателями контрольно-кассовой  техники в данном случае судом отклоняются как несостоятельные, поскольку они  свидетельствует о нарушении указанными лицами требований законодательства,  регулирующего указанные правоотношения, но не могут указывать на отсутствие самого  факта поставки оборудования, инвентаря и ее оплаты. 

 Само по себе отсутствие счетов-фактур и транспортных накладных при наличии  иных документов, подтверждающих поставку товара, принятие его покупателем и  оплаты, также не могут указывать на отсутствие у ФИО1 фактических затрат на  заявленную сумму. 

 Отсутствие даты заверения копии документов при наличии на них подписи и печати  предпринимателя также не указывает на не соответствие указанных документов  требованиям Порядка. Представление с заявкой подлинника справки-расчета не  предусмотрено Порядком. 

 Признается несостоятельной довод министерства о том, что в нарушение  требований пункта 23 Порядка в затраты включены расходы, не предусмотренные  указанным пунктом, в частности расходы на приобретение керхера-парового в сумме 

 В соответствии с пунктом 23 Порядка направлением затрат, на возмещение которых  предоставляется субсидия, является приобретение следующего оборудования и  инвентаря, необходимого для оказания комплекса услуг по проживанию и питанию в  коллективных средствах размещения: 

генераторы, системы водоподготовки, посудомоечные машины, обогреватели  электрические, вытяжки, электро- и газоплиты, кондиционеры, холодильные и  морозильные камеры, санитарно-техническое оборудование для ванных комнат и  санузлов, отопительные котлы, солнечные батареи, системы видеонаблюдения, пожарной  и охранной сигнализации, прачечное оборудование, системы АТС для телефонизации  номеров, насосы для подачи воды, оборудование для гостиничных номеров, системы  вызова персонала, уборочное оборудование, текстиль для гостиничных номеров и иных  помещений, мебель для номеров и иных помещений, инвентарь для благоустройства  территории, прилегающей к средствам размещения, инвентарь для обеспечения доступа 


маломобильных групп населения. 

 Суд считает, что керхер паровой с учетом его функционального предназначения  может быть отнесен к уборочному оборудованию, а роутер необходим для обеспечения  проживающих в гостевом доме доступом к сети Интернет. 

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что несмотря на имеющиеся  незначительные недостатки, пакет документов, представленный предпринимателем  ФИО1 в министерство вместе с заявкой от 12.09.2022, являлся достаточным  для принятия решения о предоставлении заявленной суммы субсидии. 

 При таких обстоятельствах, оспариваемый приказ министерства в части отказа в  предоставлении предпринимателю субсидии в размере 600 000 руб. на возмещение  фактических затрат, понесенных на приобретение оборудования и инвентаря,  необходимого для оказания комплекса услуг по проживанию и питанию в коллективных  средствах размещения, следует признать незаконным и в порядке статьи 201 АПК РФ  возложить на министерство обязанность по устранению нарушений его прав и законных  интересов путем представления субсидии в указанном размере. 

 Предприниматель также просит взыскать с министерства судебные расходы в  размере 70 000 руб. понесенные на оплату услуг представителя. 

 Из содержания статьи 106 АПК РФ следует, что к судебным издержкам, связанным  с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в частности расходы на оплату  услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и  другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела  в арбитражном суде. 

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в  деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со  стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого  принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в  деле, в разумных пределах. 

Отсюда следует, что в названной процессуальной норме закреплен принцип  возмещения за счет неправой стороны в споре судебных расходов другой стороне,  фактически понесшей эти расходы в связи с привлечением в судебный процесс. 

В соответствии со статьей 112 АПК РФ, вопросы распределения судебных расходов,  отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными  правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом в  судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в  определении. 

Практика применения законодательства о возмещении издержек, связанных с 


рассмотрением арбитражных дел, разъяснена, в том числе, в постановлении Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах  применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела"  (далее - Постановление № 1). 

Согласно пункту 10 Постановления № 1, лицо, заявляющее о взыскании судебных  издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными  указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.  Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении  судебных издержек. 

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек,  суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и  не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3  статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). 

Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому  публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса  процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ,  статьи 2, 41 АПК РФ), суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе  расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек,  исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный)  характер (пункт 11 Постановления № 1). 

Пунктом 12 Постановления № 1 разъяснено, что расходы на оплату услуг  представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются  судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК  РФ, статьи 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). 

Согласно пункту 13 Постановления № 1, разумными следует считать такие расходы  на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно  взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться  объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных  представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных  документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. 

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от  21.12.2004 № 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя,  понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица,  участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом  правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты  услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) 


Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК РФ речь  идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц,  участвующих в деле. Реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна  лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных  обстоятельств дела. 

С учетом указанных разъяснений, процессуальное законодательство  предусматривает возможность снижения судом суммы предъявленной ко взысканию  судебных расходов в двух случаях - если стороной представляются доказательства их  чрезмерности либо если заявленная ко взысканию сумма издержек носит явно  неразумный характер. 

Исходя из изложенного, в договоре между стороной по делу и ее представителем  может быть установлен любой размер гонорара представителя, между тем, при взыскании  соответствующих расходов должен соблюдаться баланс интересов, как истца, так и  ответчика, и применяться принцип разумности пределов расходов на представителя, что  реализуется в праве суда распределить судебные расходы с учетом указанных критериев. 

В качестве доказательств понесенных расходов, истцом в суд представлены: договор  поручения от 15.01.2023 и квитанция приходному кассовому ордеру от 15.03.2023 № 6. 

Как установлено судом, предприниматель (доверитель) и адвокат Алиев А.Р.  (поверенный) заключили договор поручения от 15.01.2023, по условиям которого  поверенный обязуется составить исковое заявление в Арбитражный суд Республики  Дагестан, собрать необходимый материал для приобщения к исковому заявлению,  выехать из с.Гуниб Гунибского района в г.Махачкала для участия в судебном заседании, а  доверитель - оплатить поверенному 60 000 руб. и 10 000 руб. за положительный результат  по делу. 

В подтверждение несения расходов по оплате юридических услуг, заявитель  представил квитанцию к приходному кассовому ордеру о получении адвокатом 

Алиевым А.Р. от заявителем денежных средств в сумме 70 000 руб.

Из материалов дела следует, что исковое заявление подготовлен и поступило в суд  13.12.2022 до заключения договора поручения, то есть самим ФИО1  Доверенность на представление интересов выдано адвокату Алиеву А.Р. 21.03.2023, после  чего им подготовлены возражения на отзыв министерства, ходатайство об уточнении  требований и уточненное заявление, возражения на дополнение к отзыву министерства,  два ходатайства о приобщении документов и принимал участие в шести судебных  заседаниях. 

Оценив объем услуг, указанных в договоре, а также фактически оказанных согласно  материалам дела, с учетом степени сложности дела, суд на основании положений статей 


101, 106, 110 АПК РФ приходит к выводу о том, что сумма юридических услуг в размере  40 000 руб. является разумной, с учетом характера спора, цены иска и затрат труда и  времени представителя на оформление документов и сбор доказательств. 

Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 300  руб. также следует возместить за счет заинтересованного лица. 

 Руководствуясь статьями 110,156,167,170,198,201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

заявление удовлетворить. 

 Признать незаконным и отменить приказ Министерства по туризму и  художественным промыслам Республики Дагестан (ИНН <***>) от 28.09.2022   № 135/ОД в части отказа в представлении субсидии индивидуальному предпринимателю  ФИО1 (ИНН <***>). 

 Обязать Министерство по туризму и художественным промыслам Республики  Дагестан (ИНН <***>) предоставить индивидуальному предпринимателю  ФИО1 (ИНН <***>) субсидию в размере 600 000 руб.  по заявлению от 12.09.2022. 

 Взыскать с Министерства по туризму и художественным промыслам Республики  Дагестан (ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) судебные расходы по государственной  пошлине в размере 300 руб. и по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб. 

 Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан. 

 Судья Ш.М. Батыраев