ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-852/10 от 03.06.2010 АС Республики Дагестан

7 июня 2010 года

Дело № А15 - 852/2010

г. Махачкала

Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2010г.

Полный текст решения изготовлен 7 июня 2010г.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Исаева М.С., при ведении

протокола судебного заседания секретарем Мухугороевым М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора г. Дербента о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя- прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Стрельникова А.В. (удостоверение №038976),

от заинтересованного лица - не явился, извещено,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор г. Дербента (далее- прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., <...>, проживающего по адресу: <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности по розничной торговле лекарственными препаратами без специального разрешения (лицензии).

Предприниматель ФИО1 (далее- предприниматель), извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства отзыв на заявление не представил и не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ не представление отзыва на заявление не является препятствие для рассмотрения дела по имеющимся в нем доказательствам, а при неявке в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.

В связи с этим дело рассмотрено в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрении дела.

Прокурор отдела прокуратуры Республики Дагестан в судебном заседании повторил доводы, изложенные в заявлении, просил привлечь предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения прокурора, считает, что заявление не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, на основании требования прокурора г. Дербента №74 ж2010 от 12.04.2010 ведущим специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора по РД в г. Дербенте ФИО2 проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1. лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>. По результатам проверки составлен акт от 22.04.2010, в котором указано, что у предпринимателя отсутствуют: лицензия на осуществление фармацевтической деятельности и санэпидзаключение.

  По результатам проверки прокурором г. Дербента вынесено постановление от 23.04.2010 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ.

Материалы проверки вместе с заявлением на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности согласно ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 34 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее- Положение).

Согласно подпункту «а» пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям.

Как утверждает прокурор, следует из объяснения от 22.04.2010, у заинтересованного лица отсутствует лицензия на осуществление фармацевтической деятельности.

Согласно части 2 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (статья 28.2 Кодекса). Кроме того, лицо, в отношении которого оно возбуждается, вправе знать, по каким основаниям оно возбуждается, ему должны быть разъяснены его права, предусмотренные статьями 24.2 и 25.1 КоАП РФ, о чем в протоколе делается запись, копия протокола вручается под расписку правонарушителю или лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В силу п.2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 28.4 и 28.8 КоАП РФ прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры обладают правами и полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно п. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса, а именно: должны быть указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Из постановления прокурора г. Дербента о возбуждении производства об административном правонарушении от 23.04.2010 не усматривается, что оно было составлено с участием предпринимателя, ему были разъяснены предусмотренные статьями 24.2 и 25.1 КоАП РФ права и обязанности.

В нарушение требования ст. 65 АПКРФ прокурор не представил в суд также и доказательства, подтверждающие, что постановление о привлечении к административной ответственности от 23.04.2010 было вручено или направлено предпринимателю. Приложение к постановлению, в котором указано, что «копия постановления мне вручено, право на его обжалование вышестоящему прокурору либо в суд разъяснено. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены» ни кем, в том числе предпринимателем не подписано.

Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что акт от 22.04.2010 был составлен с участием предпринимателя, а его копия акта была вручена или направлена предпринимателю. В нижней части акта от 22.04.2010, где указана дата «22.04.2010» имеется следы исправления (подчистки).

Согласно акту от 22.04.2010, постановлению от 23.04.2010 и заявлению о привлечении к административной ответственности предприниматель ФИО1 осуществляет фармацевтическую деятельность в аптеке, которая находится по адресу: <...>. Однако в материалы дела представлены, незаверенные надлежащим образом, ксерокопии генерального плана и технической инвентаризации домовладения (карточка на основное строение литера А <...>).

В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статья 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея ввиду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

При указанных обстоятельствах не имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по данной категории споров не подлежат взысканию.

Руководствуясь статьями 27, 29, 167-170, 176, 206, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении заявления прокурора г. Дербента о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья М.С. Исаев