г. Махачкала
12 июля 2022 г. Дело №А15-965/2022
Резолютивная часть решения объявлена 12 июня 2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 05 июля 2022 г.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Батыраева Ш.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Эскендеровой С.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ОГРН <***>, ИНН <***>),
Комитету по виноградарству и алкогольному регулированию Республики Дагестан (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения от 25.11.2021 №12-05/1-17-5874/21 об отказе в предоставлении субсидий и обязании принять решение об их предоставлении,
при участии
от заявителя: ФИО2 (по доверенности), ФИО3 (по доверенности),
в отсутствие представителей заинтересованных лиц,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Министерство) о признании незаконным решения от 25.11.2021 №12-05/1-17-5874/21 об отказе в предоставлении субсидий и обязании принять решение об их предоставлении.
Определением суда от 01.06.2022 Комитет по виноградарству и алкогольному регулированию Республики Дагестан (далее – Комитет) привлечен к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица. Этим же определением судебное разбирательство отложено на 05.07.2022.
Заявление мотивировано тем, что министерство без правовых оснований отказало в предоставлении заявителю спорных субсидий, так как заявитель полностью соответствует предусмотренным законом требованиям, для целей получения субсидий, вместе с заявлением были представлены все необходимые документы и сведения, в том числе копии документов, подтверждающих фактически понесенные в предшествующем году затраты, хотя в соответствии с действующим законодательством отсутствие указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении спорных субсидий.
Министерство и Комитет в отзывах заявление не признают, со ссылкой на непредставление заявителем в министерство полного пакета документов о понесенных расходах, в том числе договоры купли-продажи горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) и поставки товаров, необходимых для подтверждения права на получение субсидий.
Комитет в ходатайстве от 05.07.2022 просит дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представители заявителя в судебном заседании заявление поддержали, просили суд его удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Заслушав представителей заявителя, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 07.10.2021 ФИО4 обратилась в министерство с заявлением о предоставлении ей в 2021 году субсидий на 1 килограмм реализованного на переработку винограда собственного производства. С заявлением были представлены: справка-расчет причитающейся суммы субсидии; выписка из реестра виноградных насаждений; справка об отсутствии у получателя субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; копия бухгалтерской или иной отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства РФ; реестр документов, подтверждающих факт реализации винограда, по форме, утвержденной ФИО5; заверенная получателем копия документа, подтверждающего право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заверенная копия трудового договора от 09.01.2020; заверенная копия акта приемки выполненных работ; расчетно-платежные ведомости; заверенные копии кассовых чеков на приобретение ГСМ; заверенные копии накладных на приобретение удобрений и ядохимикатов.
Уведомлением от 25.11.2021 №12-05/1-17-5874/21 министерство сообщило предпринимателю об отказе в предоставлении субсидии по причине представления документов не в полном объеме, в частности: не представлены расчетно-кассовые ордера, платежные документы, договоры, расходные кассовые ордера.
Считая указанное уведомление (решение) незаконным, ФИО1 в порядке главы 24 АПК РФ обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 №673 и в соответствии со статьей 10 Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года №73 "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717 и Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. №731, утверждена государственная программа Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Программа), в рамках которой осуществляется государственная поддержка на закладку и уход за виноградниками.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации указанной Программы постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.04.2021 №81 утверждены Порядок предоставления субсидий на закладку и уход за виноградниками и Порядок предоставления субсидий на 1 килограмм винограда собственного производства и (или) виноматериала, произведенного из винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку.
Таким образом, законодатель выделил отдельно субсидии на закладку и уход за виноградниками и субсидии на 1 килограмм винограда собственного производства и (или) виноматериала, произведенного из винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку, утвердив отдельных документов, регулирующих соответствующий порядок предоставления каждой из указанных субсидий.
При этом Порядком предоставления субсидий на 1 килограмм винограда собственного производства и (или) виноматериала, произведенного из винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку также предусмотрены два вида субсидий это на 1 килограмм винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку и на виноматериал, произведенный из винограда собственного производства реализованного и (или) отгруженного на переработку.
Из материалов дела следует, что предприниматель обратилась в министерство с заявлением о предоставлении ей субсидий на 1 килограмм винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку, что подтверждается приложенным к заявлению, поданному в Министерство, справкой-расчетом, где заявителем расчет субсидий произведен только из количества винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку.
Из оспоренного уведомления министерства об отказе в предоставлении субсидий на 1 килограмм винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку следует, что единственным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой субсидии явилось не представление расчетно-кассовых ордеров, платежных документов, договоров, расходных кассовых ордеров.
Согласно пункту 9 Порядка предоставления субсидий на 1 килограмм винограда собственного производства и (или) виноматериала, произведенного из винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку, действовавшего в спорный период, участие в отборе осуществляется на основании следующих документов, необходимых для подтверждения соответствия участника отбора категориям, предусмотренным пунктом 5 настоящего Порядка, и требованиям, предусмотренным пунктом 8 настоящего Порядка:
а) заявление (в письменной или электронной форме) о предоставлении субсидии, которое должно содержать согласие на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об участнике отбора, а также согласие на обработку персональных данных (для физического лица);
б) документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление действий от имени участника отбора, подписанный участником отбора и заверенный печатью (при наличии), в случае подачи заявки представителем участника отбора;
в) справка-расчет размера причитающейся суммы субсидии с указанием реквизитов для перечисления по форме, утверждаемой Министерством;
г) справки о соответствии участника отбора требованиям, установленным подпунктами "б", "в" и "е" пункта 8 настоящего Порядка, составленные в произвольной форме, подписанные единоличным исполнительным органом участника отбора - юридического лица или участником отбора - индивидуальным предпринимателем соответственно;
д) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮЛ/ЕГРИП) по состоянию на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки о предоставлении субсидии;
е) справка, выданная налоговым органом по месту постановки участника отбора на учет в налоговом органе по состоянию на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки о предоставлении субсидии, об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
ж) копия уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, на дату осуществления соответствующих затрат, направленного участником отбора в налоговый орган по месту учета и имеющего отметку налогового органа о его получении (представляется в случае использования участником отбора указанного права), заверенная участником отбора подписью и печатью (при наличии);
з) копии документов (договоров, платежных документов, счетов-фактур, накладных, расчетно-платежных ведомостей, актов переработки винограда, накладных на передачу винопродукции), подтверждающих фактически понесенные в предшествующем году затраты, подписанные руководителем и главным бухгалтером (при наличии), или индивидуальным предпринимателем, заверенные получателем субсидии подписью и печатью (при наличии).
В случае предоставления субсидий на 1 килограмм виноматериала, произведенного из винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку, предоставляется реестр документов (накладных), подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на переработку виноматериала, произведенного из винограда собственного производства, по форме, утвержденной правовым актом Министерства и размещенной на официальном сайте Министерства;
и) реестр документов (накладных), подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на переработку винограда собственного производства, по форме, утвержденной Министерством и размещенной на официальном сайте Министерства;
к) копии правоустанавливающих документов на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, подтверждающих право собственности, или право пожизненного владения, или право постоянного пользования, или право аренды (субаренды) на земельный участок (зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации), или выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о правах участника отбора на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выданную не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления, которые представляются по инициативе участника отбора, а при их отсутствии участником отбора представляются реквизиты указанных документов, заверенные участником отбора подписью и печатью (при наличии).
Документы, не зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости: свидетельство на право владения, пожизненно наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей и государственный акт на право пользования землей - участником отбора представляются самостоятельно;
л) копия бухгалтерской отчетности о финансово-экономическом состоянии участника отбора по форме, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, заверенная участником отбора подписью и печатью (при наличии).
Документы, указанные в подпунктах "д", "е" и "к" пункта 9 настоящего Порядка, представляются участником отбора по собственной инициативе (пункт 10 Порядка).
При этом согласно подпункту «и» пункта 9 Порядка в случае предоставления субсидий на 1 килограмм винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку к заявлению о предоставлении субсидий прикладывается реестр документов (накладных), подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на переработку винограда собственного производства, по форме, утвержденной Министерством и размещенной на официальном сайте Министерства.
Как следует из материалов дела, к заявлению предпринимателя о предоставлении ей субсидии на 1 килограмм винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку были приложены все вышеуказанные документы, в том числе и указанные в подпунктах "д" и "к" пункта 9 настоящего Порядка, хотя обязательность в их представлении не предусмотрена пунктом 10 Порядка.
Из смысла подпункта "з" пункта 9 Порядка необходимость в представлении копии документов (договоров, платежных документов, счетов-фактур, накладных, расчетно-платежных ведомостей, актов переработки винограда, накладных на передачу винопродукции), подтверждающих фактически понесенные в предшествующем году затраты у заявителя возникает в случае, если он претендует на получение субсидий на 1 килограмм виноматериала, произведенного из винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку. Обязательность в представлении указанных документов при получении субсидий на 1 килограмм винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку, согласно указанным правилам не требуется.
При этом к заявлению ФИО1 были приложены в том числе и документы, подтверждающие фактически понесенные ею расходы, в том числе: кассовые чеки на приобретение ГСМ на общую суму 61 470 руб.; кассовые чеки и товарные накладные на приобретение удобрений и ядохимикатов: №855 на 24 500 руб., № 900 от 22.08.2020 на 9 300 руб., № 900 от 15.08.2020 на 6 000 руб., №557 от 16.09.2020 на 29 000 руб., №407 от 11.06.2020 на 79 200 руб., № 341 от 19.05.2020 на - 60 650 руб., №506 от 18.07.2020 на 102 200 руб.; трудовой договор от 09.01.2020 и акт приемки выполненных работ по уходу за виноградниками (обрезка, внесение органический удобрений, полив, чеканка, уборка); расчетно-платежные ведомости по оплате указанных работ на общую сумму 145 000 руб., в том числе №1 от 03.02.2020, №2 от 02.03.2020, №3 от 01.04.2020, №4 от 01.05.2020, №5 от 01.06.2020, №6 от 01.07.2020, №7 от 01.08.2020, №8 от 01.09.2020, №9 от 01.10.2020, №10 от 01.11.2020, №11 от 01.12.2020, №12 от 10.01.2021.
На основании пункта 1 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
В пункте 3 статьи 455 ГК РФ установлено, что условия договора купли-продажи товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
При отсутствии единого документа, подписанного сторонами, наличие в представленной товарной накладной сведений о наименовании, количестве и цене продукции дает основание считать правоотношения сторон по передаче товара по спорной товарной накладной разовой сделкой купли-продажи, регулируемой нормами главы 30 ГК РФ о договоре купли-продажи.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Приложения № 1 к приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 31.05.2021 № 132 ставка субсидий на 1 килограмм винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку установлен в фиксированном размере -1,20 руб. за 1 килограмм реализованного винограда. То есть размер субсидий не зависит от общей суммы фактически произведенных заявителем затрат.
С учетом изложенного доводы министерства об обязательности приложения к заявлению о получении спорных субсидий заключенных с поставщиками договоров купли-продажи (поставки) товаров в подтверждение понесенных расходов, являются необоснованными.
Предприниматель является действующим субъектом предпринимательской деятельности с основным видом деятельности "01.21 Выращивание винограда" и включен в реестр виноградных насаждений Республики Дагестан (учетный номер виноградника 82-2021-00001627, присвоен 05.10.2021), что заинтересованным лицом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО1 соответствует критериям получателя спорных субсидий, она представила в министерство все необходимые документы для получения субсидии, предусмотренные Порядком, действующим на момент обращения заявителя в министерство, и правовых оснований для отказа в их предоставлении у министерства не имелось. Требования заявителя о признании незаконным уведомления от 25.11.2021 №12-05/1-17- 5874/21 об отказе в предоставлении субсидий на 1 килограмм реализованного в 2021 году винограда собственного производства, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Из заявленных требований следует, что в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит обязать заинтересованное лицо принять решение о предоставлении ей субсидий на 1 килограмм реализованного на переработку винограда собственного производства, в размере 328 000 руб. и перечисления их на расчетный счет получателя субсидий.
Расчет размера субсидии представлен заявителем в справке-расчете. Возражений в отношении данного расчета, равно как и доказательств того, что сумма субсидии рассчитана неверно министерство не представило. С учетом представленных предпринимателем реестра документов, подтверждающих факт реализации винограда в 2021 году и утвержденной приказом министерства от 31.05.2021 № 132 ставки субсидии на 1 кг реализованного на переработку винограда собственного производства, суд признает указанный расчет размера субсидии правомерным.
Так как, согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 13.12.2021 №338 полномочия и функции министерства в сфере виноградарства, в том числе о выдаче спорных субсидий, переданы Комитету, который судом привлечен к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица, то указанную обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя следует возложить на указанный орган.
Заявителем при обращении в суд произведена уплата в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 3 000 руб. по платежному поручению от 24.02.2022 №6, расходы по которой в размере 300 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат возмещению за счет министерства, 1700 руб. в соответствии со статьей 104 АПК РФ подлежат возврату заявителю из федерального бюджета, как излишне уплаченные.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104,110,156,167,170,198,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным уведомление (решение) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН <***>) от 25.11.2021 №12-05/1-17- 5874/21 об отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>) субсидий в 2021 году на 1 килограмм реализованного на переработку винограда собственного производства.
Обязать Комитет по виноградарству и алкогольному регулированию Республики Дагестан (ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>) путем принятия решения о предоставлении ей субсидий на 1 килограмм реализованного на переработку винограда собственного производства, в размере 328 000 руб. и перечисления их на расчетный счет получателя субсидий.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>) судебные расходы по государственной пошлине в размере 300 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>) из федерального бюджета 1700 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 24.02.2022 №6.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья Ш.М. Батыраев