ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-1020/10 от 20.10.2010 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д.10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Биробиджан

Дело №

А16-1020/2010-9

25

октября

2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2010

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи

Яниной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сильванович Т.И.,

при участии:

от заявителя:

Азим-заде Р.К., директора,

Вышаря В.В., представителя по доверенности от 25.12.2009,

от ответчика:

Медведева Е.В., представителя по доверенности от 23.12.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного предприятия Еврейской автономной области «Биробиджан-молоко» (г. Биробиджан Еврейской автономной области)

о

признании незаконным уведомления инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области) № 11-10/08213 от 20.07.2010 о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей,

установил:

Государственное предприятие Еврейской автономной области «Биробиджан-молоко» (далее – ГП ЕАО «Биробиджан-молоко», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным уведомления инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области (далее – ИФНС России по г. Биробиджану, налоговый орган) № 11-10/08213 от 20.07.2010 о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Пояснили, что предприятие самостоятельно молоко не производит, но из смысла статьи 346.2 Налогового кодекса РФ не следует, что сельскохозяйственными производителями могут быть только лица, осуществляющие полный производственный цикл. Под понятие сельскохозяйственных производителей попадают не только организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию при соблюдении остальных условий (размера доли в общем доходе от реализации продукции), но и организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции при соблюдении тех же условий.

Представитель налогового органа требования не признал, обоснование возражений изложено в отзыве на заявление.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к следующему.

Как видно из материалов дела, ГП ЕАО «Биробиджан-молоко» 20.09.2009 обратилось в ИФНС России по г. Биробиджану с заявлением о переходе с 01.01.2010 на систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей. Уведомлением от 05.11.2009 № 8 ИФНС России по г. Биробиджану уведомило предприятие о невозможности применения с 01.01.2010 системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

ГП ЕАО «Биробиджан-молоко» обратилось с жалобой на уведомление от 05.11.2009 в Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области.

Вышестоящий налоговый орган, рассмотрев апелляционную жалобу предприятия, решил: жалобу удовлетворить, уведомление от 05.11.2009 № 8 ИФНС России по г. Биробиджану отменить (л.д. л.д. 11 – 15).

Повторно рассмотрев заявление предприятия от 20.10.2009, ИФНС России по г. Биробиджану уведомлением от 20.07.2010 № 11-10/08213 уведомило ГП ЕАО «Биробиджан-молоко» о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей, указав, что предприятие производит молочную продукцию из сельскохозяйственного сырья не собственного производства. Довод предприятия о том, что в составе доходов от произведенной сельскохозяйственной продукции также должны учитываться доходы от реализации продукции, произведенной предприятием из приобретенного сырья, не основан на нормах права (л.д. 16).

Не согласившись с уведомлением налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 346.1. Налогового кодекса РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее - ЕСХН) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Статья 346.2. устанавливает, что налогоплательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН.

В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

В целях настоящей главы к сельскохозяйственной продукции относятся продукция животноводства, конкретные виды которой определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации.

При отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301. Согласно вышеупомянутому Классификатору к продукции животноводства (код 98 0000) относится, непосредственно молоко молочного и мясного скота.

Тогда как, пастеризованное молоко, молоко питьевое (цельное), творог, сметана, масло и т.д.) относятся к подклассу 92 2000 «Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности».

Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции и к первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 (далее - постановление Правительства № 458). В данном Перечне видов продукции продукция классифицирована в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.

Согласно приложению № 1 «Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции» к постановлению Правительства № 458 к сельскохозяйственной продукции отнесена продукция молочного крупного рогатого скота 98 1100 (98 1110 - 98 1129 код по классификации ОК 005-93 (ОКП).

В соответствии с Перечнем продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства (приложение № 2 к постановлению Правительства № 458) к продукции первичной переработки относится продукция цельномолочная (код по классификации ОК 004-93 (ОКДП) 1520111 «Молоко питьевое цельное пастеризованное нормализованное»).

Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг такие продукты как молоко цельное, молоко нормализованное, кефир, варенец, сметана, сыр, творог, варенец, ряженка и др. включены в группу 1520000 «Молочные продукты», подраздел № 15 «Пищевые продукты и напитки», раздел «Д» «Продукция и услуги обрабатывающей промышленности».

Предприятие, как указано в заявлении и подтверждено в ходе судебного разбирательства пояснениями представителей заявителя и представленными документами, закупает у населения и крестьянских (фермерских) хозяйств молоко сырое для изготовления из него молока цельного, нормализованного и иной молочной продукции (сметана, сливки, творог, масло, сыворотка, сыр и т.д.) (л.д. л.д. 35 – 39, 49 – 54).

Таким образом, производимая предприятием продукция не отнесена к категории сельскохозяйственной. Это продукция переработки (первичной и промышленной) сельскохозяйственной продукции.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении № 16377/09 от 23.03.2010 указал, что налогоплательщики самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода от реализации товаров (работ, услуг)), не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, поскольку таковыми в смысле главы 26.1 Налогового кодекса РФ не являются.

Следовательно, в силу закона, предприятием невозможно соблюдение условия о наличии в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, не менее 70 процентов, поскольку сельскохозяйственное сырье собственного производства отсутствует на предприятии изначально.

При таких обстоятельствах, уведомление ИФНС России по г. Биробиджану от 20.07.2010 № 11-10/08213 соответствует требованиям налогового законодательства.

Судом не принимаются ссылки заявителя на письмо Минфина России № 03-04-06-02/200 от 15.10.2007, поскольку изложенная в нем позиция противоречит позиции данного органа, выраженной позже в письмах от 09.12.2008 № 03-11-04/1/27, от 31.12.2008 № 03-11-04/1/33, от 29.01.2009 № 03-11-06/1/05.

Также необходимо отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо одновременное соблюдение следующих условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Также в силу прямого указания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям налогового законодательства заявление о применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей носит не разрешительный, а уведомительный характер, а главой 26.1 Налогового кодекса РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов подтверждать наличие у налогоплательщика права на применение ЕСХН.

Право налогоплательщика на применение ЕСХН связано с наличием оснований, предусмотренных в статье 346.2 Налогового кодекса РФ, а не с фактом направления налоговым органом уведомления о возможности применения специального налогового режима.

Таким образом, выдача налоговым органом уведомления о возможности (невозможности) применения единого сельскохозяйственного налога не означает ни принудительного перевода налогоплательщика на данный специальный режим налогообложения, ни отказа в его применении.

Глава 26.1 Кодекса не предусматривает право налогового органа разрешать или запрещать налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения.

Соответственно, уведомление Инспекции 20.07.2010 № 11-10/08213 само по себе не может нарушать прав и законных интересов предприятия.

Несмотря на указание налоговым органом на невозможность применения СХН, ГП ЕАО «Биробиджан-молоко» применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, и каких-либо негативных последствий на момент рассмотрения настоящего спора для предприятия не возникло.

На основании изложенного, требованию заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167 – 170, 176, 180, 181, 197 – 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления государственного предприятия Еврейской автономной области «Биробиджан-молоко» о признании недействительным уведомления инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области № 11-10/08213 от 20.07.2010 о невозможности применения заявителем системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Еврейской автономной области в течение месяца.

Судья С.В. Янина