ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-102/2018 от 30.05.2018 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                     Дело № А16-102/2018

01 июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2018 года. Полный текст решения изготовлен 01 июня 2018 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Доценко И. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области (г. Облучье Еврейской автономной области,                               ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1027900510362, ИНН 7901011554)

о взыскании пени в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальному контракту от 22.08.2016  № 0378300012016000008-0240611-01 в сумме 9 715,76 рубля,

при участии представителя ответчика – ФИО1 (доверенность от 10.03.2017 79АА № 0161033),

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее – ООО  "Стройсервис", общество, ответчик) о взыскании пени в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальному контракту от 22.08.2016 № 0378300012016000008-0240611-01 (далее – муниципальный контракт, контракт от 22.08.2016) за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в сумме 9 715,76 рубля.

 Определением суда от 30.01.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Ответчик 14.03.2018 представил в суд мотивированный отзыв на исковое заявление, в котором требования истца не признал в полном объеме. Указал, что в соответствии с пунктом 4.1 контракта от 22.08.2016 срок завершения строительства, ввода многоквартирных домов в эксплуатацию, передачи муниципальному заказчику объектов долевого строительства, а также оформление необходимых документов и обеспечение юридического сопровождения при регистрации права муниципальной собственности на передаваемые объекты долевого строительства, установлен не позднее 01.12.2016. Основанием для регистрации права собственности на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания) – разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства. В результате исполнения договора долевого участия, после подписания передаточного акта  у участника долевого строительства возникает право собственности на объект долевого строительства, который является недвижимым имуществом, таким образом, участник долевого строительства самостоятельно на основании представленной Застройщиком документации осуществляет регистрацию права собственности на объект долевого строительства.

Определением от 23.03.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства; назначил дело к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 03.05.2018 в 16 часов 20 минут.

Определением от 03.05.2018 суд назначил дело к судебному разбирательству на 30.05.2018 в 12 часов 30 минут; истцу предложено в срок до 25.05.2018 представить обоснование начисления к взысканию с ответчика пени в связи с исполнением обязательств по муниципальному контракту от 22.08.2016                         № 0378300012016000008-0240611-01 с момента подписания акта приема-передачи объекта долевого строительства от 01.12.2016 по 21.12.2016.

Администрация, надлежащим образом извещенная о дате и времени  судебного разбирательства,  явку своих представителей в судебный процесс не обеспечила; определения суда от 23.03.2018  и от 03.05.2018 не исполнила.

Суд, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенного истца

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленным требованием не согласилась. Просила в удовлетворении иска отказать. Указала, что обязательства по муниципальному контракту обществом исполнены в установленный срок.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, между администрацией (Муниципальный Заказчик) и ООО «Стройсервис» (Застройчик) 22.08.2016, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом электронном аукционе от 10.08.2016, заключен муниципальный контракт № 0378300012016000008-0240611-01  на приобретение благоустроенных жилых помещений у застройщиков в многоквартирных домах посредством участия в долевом строительстве, в рамках муниципальной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного жилищного строительства в муниципальном образовании "Облученский муниципальный район" на 2013-2017 годы".

Согласно пункту 1.1 муниципального контракта застройщик, имеющий на праве аренды земельный участок общей площадью 2054 кв. м., расположенный на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 32,3 м. от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: <...>, кадастровый квартал 79:05:3200007, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для строительства на этом земельном участке многоквартирных жилых домов на основании разрешения на строительство № 79-102-08-2016 от 11.07.2016, выданного администрацией муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области, обязался в предусмотренный муниципальным контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить малоэтажные многоквартирные жилые дома, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать в собственность муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области объекты долевого строительства в количестве 26 квартир, общей площадью квартир не менее 1168,2 кв.м.

Неотъемлемой частью муниципального контракта является план-график работ по завершению строительства дома (Приложение № 2).

Цена контракта составляет 48 578 782 рубля 30 копеек, установлена на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом электронном аукционе от 10.08.2016, является окончательной и не может измениться в ходе его исполнения (пункт 2.1 муниципального контракта).

По условиям пункта 3.1 настоящего муниципального контракта Застройщик принял на себя, в том числе, следующие обязательства:

- в течение двух дней со дня завершения строительства домов, подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и получения разрешения на ввод домов в эксплуатацию уведомить Муниципального заказчика об окончании строительства и возможности передачи объектов долевого строительства (подпункт 4);

- в течение тридцати календарных дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию домов передать Муниципальному заказчику объекты долевого строительства в состоянии, предусмотренном спецификацией, по акту приема-передачи, а также за свой счет оформить документы, необходимые для регистрации права муниципальной собственности на передаваемые объекты долевого строительства и обеспечить юридическое сопровождение при регистрации права муниципальной собственности (подпункт 5).

Муниципальный заказчик долевого строительства обязался,  в том числе, после получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию принять объекты долевого строительства и при отсутствии претензий подписать акт приема-передачи объектов долевого строительства (подпункт 3 пункта 3.2).

В разделе 4 контракта стороны согласовали срок завершения строительства и порядок приемки-передачи объектов.

Согласно пункту 4.1 муниципального контракта, срок завершения строительства, ввода многоквартирных домов в эксплуатацию, передачи муниципальному заказчику объектов долевого строительства, а также оформление необходимых документов и обеспечение юридического сопровождения при регистрации права муниципальной собственности на передаваемые объекты долевого строительства установлен не позднее 01.12.2016.

Застройщик не менее чем за 10 календарных дней до наступления установленного Муниципальным контрактом срока передачи Объектов долевого строительства направляет Муниципальному заказчику сообщение о завершении строительства Домов и о готовности Объектов долевого строительства к передаче. Сообщение должно быть направлено по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении по указанному Муниципальным заказчиком адресу или вручено лично под расписку (пункт 4.2 муниципального контракта).

Муниципальный заказчик при получении уведомления о
завершении строительства многоквартирных домов и о готовности Объектов
долевого строительства к передаче, в предусмотренный в уведомлении срок в
течение 7 календарных дней осуществляет проверку соответствия Объектов
долевого строительства по количеству и качеству требованиям,
установленным Муниципальным контрактом (пункт 4.3 муниципального контракта).

Муниципальный заказчик в течение 7 календарных дней со дня
получения от Застройщика уведомления, обязан обеспечить явку
уполномоченного представителя для передачи Объектов долевого
строительства и подписания акта приема-передачи, при отсутствии
замечаний - подписать акт приема-передачи  (пункт 4.5 муниципального контракта).

После подписания акта приёма - передачи на Объекты долевого строительства Застройщик передает Муниципальному заказчику документы, необходимые для государственной регистрации права муниципальной собственности на Объекты долевого строительства и предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Муниципальный заказчик проводит анализ документов и материалов, представленных Застройщиком на предмет соответствия их оформления требованиям законодательства Российской Федерации и условиям Муниципального контракта, проверяет комплектность и количество экземпляров представленной документации. При необходимости Муниципальный заказчик запрашивает от Застройщика недостающие документы и материалы, а также получает разъяснения по представленным документам и материалам (пункт 4.8 муниципального контракта).

Пунктом 4.10 муниципального контракта установлено, что в случае если строительство многоквартирных домов не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее,
чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику
долевого строительства соответствующую информацию.

Ответственность сторон согласована сторонами в разделе 6 муниципального контракта.

В пункте 6.1 муниципального контракта указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему муниципальному контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим муниципальным контрактом.

В случае просрочки исполнения Застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Застройщик уплачивает Муниципальному заказчику неустойку (штраф, пени) (пункт 6.3 муниципального контракта).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения застройщиком обязательства, предусмотренного контрактом (в том числе гарантийного), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем, и определяется по формуле, предусмотренной действующим при заключении муниципального контракта постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".

 Письмом от 29.11.2016 № 1198 общество уведомило администрацию о завершении строительства объекта и о готовности застройщика передать квартиры по передаточному акту (л.д 28).

Управлением государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области 30.11.2016 выдано ООО  "Стройсервис" заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, номер дела 283-16 (л.д. 27).

Между сторонами 01.12.2016 подписан акт приёма-передачи объектов долевого строительства, согласно которому застройщик передал, а муниципальный заказчик принял согласованные ими объекты долевого строительства (благоустроенные жилые помещения).

Объекты долевого строительства зарегистрированы на праве собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Еврейской автономной  области 21.12.2016.

Администрация, полагая, что ООО «Стройсервис» несвоевременно исполнила обязательства по муниципальному контракту, начислив последнему за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 (день государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты) пени в размере 9 715,76 рубля,  направила в адрес общества претензионное письмо от 17.11.2017 № 317 с требованием оплатить пени в добровольном порядке.

В ответ на претензию общество письмом от 08.12.2017 указало, что свои обязательства исполнило в срок до 01.12.2016, что подтверждается актами приёма-передачи. Обязанность по регистрации права собственности на квартиры лежит на участнике долевого строительства.

Неисполнение ответчиком претензии послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим требованием.

Отношения сторон регулируются общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах, положениями главы 37 данного Кодекса о подряде, нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), Федерального закона от 30.12.2004 № 214-Ф "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 214-ФЗ).

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики применения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств", разъяснено, что арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск.

При заключении муниципального контракта от 22.08.2016 сторонами соблюдены все существенные условия, контракт подписан уполномоченными лицами, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области. Основания для признания его незаключенным или недействительным у суда отсутствуют.

На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пунктом 4 статьи 753 ГК РФ предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (статьи 711 и 746 ГК РФ).

В силу пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Таким образом, документом, удостоверяющим выполнение подрядчиком работ и их приемку заказчиком, является акт приемки работ.

Актом  приёма-передачи объектов долевого строительства подписанным сторонами 01.12.2016, подтверждается факт исполнения обязательств Застройщиком по муниципальному контракту в установленный срок (01.12.2016).

Таким образом, у администрации отсутствует право требования от застройщика уплаты неустойки за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных пунктом 6.3 муниципального контракта от 22.08.2016 и пунктом 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 214-ФЗ установлено, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором.         

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 214-ФЗ, передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Согласно части 1 статьи 12 Закона № 214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 214-ФЗ  (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений сторон) право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -  Закон № 122-ФЗ).

Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства  (часть 2 статьи 16 Закона № 214-ФЗ, часть 2 статьи 16 Закона № 122-ФЗ в редакциях, действовавших в период спорных правоотношений сторон).

Учитывая положения статей 12, 16 Закона № 214-ФЗ, статьи 16 Закона № 122-ФЗ обязательства ООО  "Стройсервис"  исполнены с момента подписания акта приема-передачи квартир - 01.12.2016.

В силу пункта 3 статьи 13 Закона № 122-ФЗ (действовавшей в спорный период) государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.

Таким образом, в рамках сформированного законодательством правового режима долевого участия в строительстве содержание обязанности застройщика фактически включает в себя совершение действий по передаче объекта долевого участия участнику по акту (с момента его подписания обязательства застройщика считаются исполненными) и предоставлению в регистрирующий орган разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (в случае если оно не получено регистрирующим органом) для обеспечения государственной регистрации права собственности участника на переданный ему объект долевого строительства.

Учитывая условия пункта 4.1 муниципального контракта, а также положения Законов № 214-ФЗ и № 122-ФЗ суд пришел к выводу, что осуществление государственной регистрации права собственности обусловлено в большей степени действиями участника долевого участия по подаче в регистрирующий орган заявления и документов, необходимых для государственной регистрации,  общество не имело законодательно установленной возможности повлиять на проведение административных процедур регистрации права муниципальной собственности после подачи администрацией документов на государственную регистрацию права. 

При таких обстоятельствах, оценив с позиции статьи 431 ГК РФ в совокупности условия муниципального контракта от 22.08.2016, суд приходит к выводу о том, что обязательство Застройщиком по муниципальному контракту считаются исполненными с момента подписания акта приема-передачи объектов долевого строительства (01.12.2016), а не с даты государственной регистрации на них права собственности за администрацией.

Поскольку объекты строительства переданы администрации 01.12.2016, о чём подписан акты приема-передачи в двухстороннем порядке без замечаний, то основания для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной пунктом 6.3 муниципального контракта, по день регистрации права собственности (21.12.2016), отсутствуют.

Толкование истцом условий пункта 4.1 муниципального контракта не может быть признано отвечающим справедливому балансу интересов сторон в рамках обязательств, вытекающих из спорного контракта, так как допускает возможность возложения на сторону ответственности за действия (бездействие) другой стороны. Фактическое возложение на застройщика обязанности по государственной регистрации права муниципальной собственности на передаваемые объекты долевого строительства, а равно ответственности за нарушение этой обязанности, является для застройщика обременительным, поскольку означает возложение на него дополнительных обязанностей в сравнении с тем, как они определены Законом № 214-ФЗ.

С учетом изложенной в пункте 9 постановления Пленума от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, направленной на защиту слабой стороны от несправедливых и обременительных условий, а также содержания обязанностей застройщика, определенного Законом № 214-ФЗ, условия муниципального контракта об оформлении необходимых документов и обеспечении юридического сопровождения при регистрации права муниципальной собственности истолкованы судом как условия об обусловленной правовым механизмом государственной регистрации права на объект долевого участия обязанности застройщика по предоставлению участнику долевого участия и регистрирующему органу опосредующих строительство объектов (в том числе его завершение) документов, необходимых для осуществления участником долевого участия права на государственную регистрацию за собой права собственности на объект долевого строительства.

Таким образом, с учётом изложенного, исходя из условия муниципального контракта,  срока сдачи объектов  долевого строительства Муниципальному заказчику и подписания акта приема-передачи объектов долевого строительства ООО «Стройсервис» не допустило просрочки исполнение обязательств по муниципальному контракту от 22.08.2016 № 0378300012016000008-0240611-01.

Основания для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной пунктом 6.3 муниципального контракта, за период с 02.12.2016 по день регистрации права собственности (21.12.2016)  у администрации отсутствуют.

Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований администрации к ООО "Стройсервис" о взыскании пени по муниципальному контракту от 22.08.2016 № 0378300012016000008-0240611-01 за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в сумме 9715,76 рубля.

В соответствии с абзацем вторым пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).

Руководствуясь статьями 105, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" пени в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальному контракту от 22.08.2016 № 0378300012016000008-0240611-01 в сумме 9715,76 рубля, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья

И.А. Доценко