АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: https://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-1033/2021
30 июля 2021 года
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Осадчук О. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шальновой Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Хабаровск Хабаровского края, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Прометей» (п. Смидович Смидовичского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
об аннулировании лицензии от 18.04.2016 № 079 00006,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ООО «Промтей» - администрация Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области,
при участии: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 30.06.2021 № 05-13/7033, ФИО2 по доверенности от 01.06.2021 № 13-14/56/5672, ФИО3 по доверенности от 31.03.2021 № 1313/2993, ФИО4 по доверенности от 31.03.2021 № 1313/2994; ООО «Прометей» – ФИО5 по доверенности от 04.07.2018; от администрации – ФИО6 по доверенности от 05.07.2021 № 652,
УСТАНОВИЛ:
Приамурское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением об аннулировании лицензии от 18.04.2016 № 079 00006 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования обществу с ограниченной ответственностью «Прометей» (далее - общество).
В обоснование заявленного требования управлением указано, что названная лицензия подлежит аннулированию как выданная с нарушением установленного Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062) порядка, поскольку договор аренды муниципального имущества (автомобиль мусоровоз ГАЗ КО440-3, гос. номер <***>) от 01.03.2016 № 1, представленный обществом с заявлением о получении лицензии, решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 06.10.2020 по делу № А16-1240/2020 признан незаключенным.
Определением суда от 21.04.2021 к участию в деле третьи лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне общества привлечена администрация Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация).
Общество представило отзыв, в котором указало на несоблюдение досудебного порядка, поскольку предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований ответчику не выдавалось; заявителем пропущен срока исковой давности для подачи настоящего заявления об аннулировании лицензии. Кроме этого, управлением не учтено, что в указанный период времени спорный автомобиль передан администрацией в аренду ООО «Южное ЖКХ» по договору от 16.08.2012 № 5. После истечения срока договора аренды от 01.03.2016 № 1 между ООО «Прометей» и ООО «Южное ЖКХ» 01.05.2016 заключен договор простого товарищества, в соответствии с которым ООО «Южное ЖКХ» вносит в качестве вклада в общее пользование Товарищей автомобиль ГАЗ КО г/н <***> с экипажем, переданный ему по договору аренды в форме муниципальной преференции № 5 от 16.08.2012, деятельность по размещению отходов IV класса опасности, в соответствии с лицензией № 079 00004 от 28.08.2013 года; ООО «Прометей» вносит в качестве вклада деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности, в соответствии с лицензией № 079 00006 от 18.04.2016 года. По истечении срока договора простого товарищества от 01.05.2016 года между ООО «Южное ЖКХ» и ООО «Прометей» 01.01.2018 был заключен договор субподряда № 1-м на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. Для исполнения указанного договора между ООО «Южное ЖКХ» и ООО «Прометей» 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 были заключены договора аренды транспортного средства с экипажем, в соответствии с которым ООО «Южное ЖКХ» предоставляет за плату автомобиль мусоровоз ГАЗ КО440-3 (мусоровоз), государственный номер <***> с экипажем. С 10.04.2021 года по настоящее время ООО «Прометей» осуществляет транспортирование мусора автомобилем КО440-3 (мусоровоз), государственный помер <***>, который приобрело 27.06.2020 года. Таким образом, помимо договора аренды от 01.03.2016 года, признанного 06.10.2016 года незаключенным, ООО «Прометей» владело с мая 2016 по апрель 2021 года мусоровозом ГАЗ КО440-3 (мусоровоз), государственный номер <***> на основании иных сделок, не признанных недействительными. На момент подачи настоящего заявления общество с 21.04.2021 владеет на праве собственности специализированным автомобилем КО440-3 (мусоровоз), государственный номер <***>.
Администрация представила отзыв, в котором заявленное управлением требование поддержала, указав на отсутствие договорных отношений с ООО «Прометей» по аренде транспортного средства.
В судебном заседании представители управления заявленное требование об аннулировании лицензии, выданной обществу поддержали; представитель общества просил в удовлетворении заявленного требования отказать; представитель администрации согласилась с позицией заявителя по делу.
Как следует и материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Прометей» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.02.2013.
23.03.2016 общество обратилось в Управление Росприроднадзора по Еврейской автономной области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в котором указан вид работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности – транспортирование.
К заявлению обществом приложена, в том числе, копия договора аренды недвижимого имущества от 01.03.2016 № 1, в соответствии с условиями которого, Администрация Смидовичского городского поселения (арендодатель) предоставляет ООО «Прометей» (арендатор) за плату (10 255,6 рубля в месяц) во временное владение и пользование специализированный мусоровоз с боковой загрузкой КО-440-3, 2008 года выпуска, заводской номер 81018027, регистрационный номер <***>. Срок начала аренды имущества – 01.03.2016, срок окончания – 31.03.2016. Договором предусмотрено условие о пролонгации договора на тот же срок и на тех же условиях.
По результатам рассмотрения заявления и проведения внеплановой проверки общества, на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области от 18.04.2016 № 108 ООО «Прометей» выдана лицензия № 07900006 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с указанием вида работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности – транспортирование отходов IV класса опасности.
В распоряжение управления поступили сведения о признании решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 06.10.2020 по делу № А16-1240/2020 незаключенным договора аренды недвижимого имущества от 01.03.2016 № 1.
При таких обстоятельствах управлением принято решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, как выданной обществу с нарушением установленного порядка.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании, Закон № 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статьей 20 данного закона установлено, что лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение № 1062).
Названое положение устанавливало порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и действовало на дату обращения общества в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.
Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Положения № 1062 для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Согласно названному положению для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, к которому прилагает для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (пункты 5 и 6 Положения № 1062).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 06.10.2020 по делу № А16-1240/2020, возбужденному по исковому заявлению Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района к ООО «Прометей» о взыскании задолженности по договору аренды недвижимого имущества от 01.03.2016 № 1, названный договор признан судом незаключенным.
Из судебного решения следует, что в ходе судебного разбирательства директор ООО «Прометей» и в отзыве на исковое заявление указал на отсутствие с администрацией договорных отношений, нахождение спорного имущества (мусоровоза) у третьего лица; администрация не передавала спорный автомобиль ООО «Прометей».
Решение суда, оставленное без изменения в результате апелляционного пересмотра, вступило в законную силу.
Следовательно, у ООО «Прометей» на момент соискательства лицензии отсутствовало специально оборудованное транспортное средство, в связи с этим общество не соответствовало условиям требованиям положения подпункта «в» пункта 3 Положения № 1062.
Из указанного следует, что лицензия от 18.04.2016 № 079 00006 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности выдана обществу в отсутствие правовых оснований, в связи с предоставлением им недостоверных сведений о наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Учитывая факт незаконности выдачи лицензии, в связи с представлением ее соискателем недостоверных сведений, указанная лицензия подлежит аннулированию, как выданная в нарушение установленного порядка.
Доводы общества о несоблюдении управлением досудебного порядка, установленного статьей 20 Закона о лицензировании, арбитражным судом отклоняются как ошибочные.
Действительно по смыслу статьи 20 Закона № 99-ФЗ основанием для аннулирования судом лицензии является совокупность юридических фактов неоднократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований, неисполнения законных предписаний надзорного органа, непринятия мер к устранению нарушения лицензионных требований, но не подлежащими применению в рассматриваемом случае, поскольку указанное касается лишь случаев, когда лицензия выдана на законных основаниях.
Поскольку в рассматриваемом случае лицензия выдана обществу неправомерно, в связи с представлением им недостоверных сведений и документов, являющихся обязательными к представлению соискателем лицензии, то для аннулирования лицензии не требуется установления фактов неоднократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований, неисполнения законных предписаний надзорного органа, непринятия мер к устранению нарушения лицензионных требований.
Доводы общества о том, что: с 01.05.2016 в рамках договора простого товарищества оно осуществляло лицензируемый вид деятельности, используя специализированный мусоровоз с боковой загрузкой КО-440-3 гос. номер <***>, находящийся в аренде у ООО «Южное ЖКХ»; наличие в 2018, 2019, 2020 у общества в аренде с экипажем названного автомобиля, а также то, что в настоящее время у общества в собственности имеется специализированное транспортное средство для осуществления лицензируемого вида деятельности, арбитражным судом отклоняются, поскольку на момент соискательства – 23.03.2016, а также на дату выдачи лицензии – 18.06.2016 соответствующее транспортное средство в распоряжении общества отсутствовало.
Доводы общества о пропуске управлением срока исковой давности арбитражным судом отклоняются, поскольку решение суда по делу № А16-1240/2020 вступило в законную силу 08.02.2021, тогда как с настоящим заявлением управление обратилось в арбитражный суд 20.04.2021.
Учитывая установленные обстоятельства, арбитражный суд находит заявленное управлением требование подлежащим удовлетворению.
Государственная пошлина подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета, поскольку заявитель от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 102, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
заявленное требование Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворить.
Аннулировать лицензию от 18.04.2016 № 079 00006 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования обществу с ограниченной ответственностью «Прометей».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Прометей» в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья | О.Ю. Осадчук |