ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-1067/15 от 14.08.2015 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область , 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru/, факс (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                    Дело № А16-1067/2015

14 августа 2015 года

            Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Кривощекова А.В.,

рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице территориального отдела по Еврейской автономной области (г. Хабаровск,           ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Кортес»                            (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>,                 ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице территориального отдела по Еврейской автономной области (далее – заявитель, административный орган, Автодорнадзор) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Кортес» (далее – общество, ООО «Кортес») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях          (далее – КоАП РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке упрощённого производства подлежат рассмотрению дела, в том числе, о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей.

Определением суда от 02.07.2015, исходя из вида и размера административного наказания, заявление принято к производству арбитражного суда с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощённого производства, без вызова сторон, в соответствии со статьёй 228 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о возбужденном арбитражным судом процессе.

В материалах дела имеются почтовые уведомления подтверждающие факт направления арбитражным судом сторонам по настоящему спору определения о принятии и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства, а также факт получения ими данного определения.

Информация о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства размещена на официальном сайте Арбитражного суда Еврейской автономной области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 228 АПК РФ не позднее следующего дня после дня вынесения этого определения.

В силу части 2 статьи 228 АПК РФ определением установлены сроки для представления доказательств и отзыва на заявление ответчиком в соответствии со статьей 131 АПК РФ, дополнительных документов, содержащих объяснения сторон по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Определением суда от 02.07.2015 лицам, участвующим в деле, в срок до 23.07.2015 предложено выполнить следующие действия:

-заявителю представить в суд документы, подтверждающие полномочия ФИО1 на подписание заявления; доказательства извещения общества о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении;

-лицу, привлекаемому к административной ответственности, представить в суд мотивированный отзыв на заявление в письменном виде, направив его также заявителю; доказательства обоснованности возражений.

Срок для представления сторонами дополнительных документов определен судом до 13.08.2015.

В установленные судом сроки Автодорнадзор сопроводительным письмом от 09.07.2015 исх. № 01-06/526 представил в суд приказ от 11.03.2010 № 99/к-фс о назначении ФИО1 на должность заместителя начальника управления – заместителя главного государственного инспектора госавтодорнадзора – начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по ЕАО Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; извещение на составление протокола по делу об административном правонарушении от 26.06.2015 № 01-06.

Общество 13.08.2015 представило в суд мотивированный отзыв на заявление с приложением к нему доказательств обоснованности своих возражений.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, установил следующее.

ООО «Кортес» 24.12.2012 зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области в качестве юридического лица, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

Общество осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, на основании лицензии             АСС-27-035035 серии ДА № 017729, выданной Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 01.03.2013. Лицензия предоставлена бессрочно (л.д. 17).

Административным органом в 25.06.2015 в 09 часов 27 минут, в ходе проведения рейдовых мероприятий по проверке транспортных средств в процессе их эксплуатации, на посту ДПС п. Икура, 2006 км Федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск проверен автобус марки HyundaiAeroTown, государственный регистрационный номер <***>/79RUS, согласно путевому листу от 25.06.2015 № 83 принадлежащий ООО «Кортес», под управлением водителя ФИО2

В ходе проверки административным органом установлено, что на вышеуказанном автобусе обществом осуществлялась перевозка пассажиров в количестве 38 человек, по регулярному междугороднему маршруту № 235            «п. Николаевка – г. Биробиджан», при этом:

-перевозка пассажиров осуществлялась сверх количества пассажировместимости автобуса, установленной предприятием-изготовителем             (34 посадочных места, 4 пассажира перевозились стоя);

-нарушен порядок заполнения путевых листов, а именно: государственный регистрационный номер вписан не полностью, отсутствует место проведения предрейсового технического контроля, отсутствует расшифровка подписи медработника (фамилия, имя, отчество).  

Результаты проверки оформлены актом от 25.06.2015 № 21 (л.д. 9).

По факту выявленных нарушений лицензионных требований государственным инспектором Территориального отдела госавтодорнадзора по ЕАО Дальневосточного межрегионального УГАДН 29.06.2015 в отношении общества составлен протокол серии 27 № 006579 об административном правонарушении (л.д. 8).

Согласно протоколу обществом нарушены требования:

-Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20);

-Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

-Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (пункт 1 статьи 6);

-Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (подп. «з», п. 4);

-Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (п. 22.3, п. 22.8);

-Приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (п. 29, подп. 2 п. 62 Приложения № 1);

-Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Действия общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении передан в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Кортес» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»           (далее - Закон о лицензировании) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Согласно статье 3 Закона о лицензировании под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение о лицензировании).

Пунктом 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в частности: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В силу статьи 20 Закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно пункту 29 Приказа Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014                        «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон  № 259-ФЗ) обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требования Закона № 259-ФЗ Министерством транспорта Российской Федерации 18.09.2008 издан Приказ № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»                      (далее - Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов), которым утверждены прилагаемые реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

В силу пункта 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Подпунктом 2 пункта 6, пунктом 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов предусмотрено, что сведения о транспортном средстве включают, в том числе, государственный регистрационный знак автобуса; даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Согласно подпункту 2 пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевода пассажиров субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.

Таким образом, перечисленные в акте проверки от 25.06.2015 № 21 нарушения являются нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Вместе с тем, административным органом существенно нарушен процессуальный порядок привлечения общества к административной ответственности.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения.

Пунктом 17 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что положения статьи 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Частями 2, 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснения физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

Как указано в части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Вышеназванные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

Из пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10) следует, что в целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Из материалов дела следует, что общество не было извещено о времени и месте составления протокола об административном  правонарушении.

Извещение на составление протокола по делу об административном правонарушении от 26.06.2015 № 01-06 вручено ответственному за БДД ООО «Кортес» ФИО3 (л.д. 11).

В названном извещении ФИО3 поставил подпись о том, что он предупрежден, что в случае его неявки, протокол об административном правонарушении будет составлен без его участия.

КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренные частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола (абзацы 3, 4 пункта 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

При этом, как указал Пленум ВАС РФ в абзаце 5 пункта 24 указанного Постановления, суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле.

Присутствовавшая при составлении протокола об административном правонарушении ФИО4 законным представителем юридического лица не являлась, действовала на основании общей доверенности от 28.05.2013 (л.д. 19), без наделения ее полномочиями по представлению интересов общества в ходе производства по конкретному административному делу.

Соответственно осведомленность ФИО3 и ФИО4 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Кортес» не может свидетельствовать о надлежащем извещении юридического лица о месте и времени его рассмотрения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц генеральным директором (законным представителем, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица) ООО «Кортес» является ФИО5, а ФИО3 является учредителем общества и, соответственно, не может рассматриваться в качестве законного представителя общества. 

Доказательств извещения генерального директора о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.

Определением от 02.07.2015 арбитражный суд предлагал административному органу представить доказательства извещения общества о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении.

Административный орган сопроводительным письмом от 09.07.2015 исх. № 01-06/526 представил в суд извещение на составление протокола по делу об административном правонарушении от 26.06.2015 № 01-06, врученное ФИО3, уже имеющееся в материалах дела.

Иных доказательств уведомления общества, его законного представителя о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении административный орган не представил.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен административным органом без извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени его составления.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004  № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.

Нарушения, допущенные заявителем, являются существенными, так как в данном случае общество не было надлежащим извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и тем самым было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами при его составлении. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.

Поскольку процессуальные требования при составлении протокола об административном правонарушении Автодорнадзором соблюдены не были, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления о привлечении ООО «Кортес» к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворение заявления Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице территориального отдела по Еврейской автономной области общества с ограниченной ответственностью «Кортес»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Еврейской автономной области. 

Судья                                                                                                              А.В. Кривощеков