679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, 10
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-1104/2012
25 февраля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2013 года
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Осадчук О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Барановой Е.А.,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 11.01.2013 б/н);
от главы администрации - ФИО2 (доверенность от 09.01.2013 № 02);
от ТУ Росимущества по ЕАО – ФИО3 (доверенность от 10.01.2013 № 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство»
о признании незаконными действий главы администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район»,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – открытое акционерное общество «Российские железные дороги», индивидуальный предприниматель ФИО4, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – ООО «Южное ЖКХ», общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий главы муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ФИО5, выразившихся в передаче частей земельного участка в субаренду индивидуальному предпринимателю ФИО4 без проведения конкурса по договорам субаренды частей земельного участка от 01.08.2012 № 12129, 12130, расположенного в пос. Смидович, Смидовичского района Еврейской автономной области, общей площадью 4969 кв.м. и 7474 кв.м; об обязании главы муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» провести торги в форме конкурса по заключению договоров субаренды частей земельного участка.
В обоснование требования обществом указано, что земельный участок передан в аренду в нарушение порядка, установленного частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку торги на право заключения договора аренды земельного участка ответчиком не проводились.
Определениями суда от 07.11.2012, 11.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее - предприниматель), Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (далее – ТУ Росимущества в ЕАО), администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация).
В предварительном судебном заседании, состоявшемся 15.01.2013, представитель заявителя уточнил предмет заявленного требования и заинтересованное лицо по делу: просил признать незаконными действия главы Смидовичского муниципального района – главы администрации Смидовичского муниципального района ФИО5, выразившиеся в издании постановления от 01.08.2012 № 1526 о заключении с индивидуальным предпринимателем ФИО4 договоров субаренды частей земельного участка от 01.08.2012 № 12129, 12130 общей площадью 4969 кв.м. и 7474 кв.м.
В порядке статьи 49 АПК РФ представитель общества отказался от требования об обязании главы муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ФИО5 провести торги в форме конкурса по заключению договоров субаренды частей земельного участка.
Определением суда от 15.01.2013 отказ общества от требования об обязании главы муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ФИО5 провести торги в форме конкурса по заключению договоров субаренды частей земельного участка принят судом, производство по делу в названной части прекращено.
В предварительном судебном заседании, состоявшемся 01.02.2013 представитель ООО «Южное ЖКХ» уточнил заинтересованное лицо и просил признать незаконным действия главы администрации Смидовичского муниципального района (далее – глава администрации), выразившегося в издании постановления от 01.08.2012 № 1526 «О заключении договоров субаренды земельных участков».
В предварительном судебном заседании объявлялся перерыв с 15.02.2013 до 18.02.2013.
После объявленного перерыва, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, суд, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению спора по существу.
Предприниматель ФИО4, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель ОАО «РЖД» после перерыва, объявленного судом 15.02.2013, в судебное заседание не явился.
В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие названных лиц.
В судебном заседании представитель ООО «Южное ЖКХ» заявил устное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения Арбитражным судом Еврейской автономной области дела по заявлению общества о признании незаконным постановления администрации Смидовичского муниципального района от 01.08.2012 № 1526 «О заключении договоров субаренды земельных участков».
Протокольным определением от 18.02.2013 в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
В судебном заседании представитель общества дополнил основание заявленного требования, указав, что главой администрации при издании постановления от 01.08.2012 № 1526 «О заключении договоров субаренды земельных участков» нарушены положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку при предоставлении земельного участка предпринимателю ФИО4 должностным лицом не соблюдены принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости, прозрачности процедур предоставления земельных участков. Просил суд заявленное требование удовлетворить.
Представитель главы администрации представил отзыв, в котором указал, что постановление администрации Смидовичского муниципального от 01.08.2012 № 1526 «О заключении договоров субаренды земельных участков» подписано главой администрации в рамках полномочий, определённых уставом муниципального образования, в соответствии со статьей 25 которого: администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района; администрация муниципального района наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Еврейской автономной области; администрацией муниципального района руководит глава администрации муниципального района на принципах единоначалия. Главой администрации муниципального района является глава муниципального района.
В судебном заседании представитель главы администрации (представитель администрации в одном лице), просил в удовлетворении требования, заявленного ООО «Южное ЖКХ», отказать.
Представитель ТУ Росимущества в ЕАО в судебном заседании указал, что правовые основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
Изучив материалы дела, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела между ТУ ФАУГИ по ЕАО (арендодатель) и ОАО «РЖД» (арендатор) 15.12.2010 заключен договор аренды № 212 земельного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок (единое землепользование) – полосу отвода железной дороги, находящееся по адресу: установлено относительно ориентира ЕАО, г. Биробиджан, Облученский, Биробиджанский, Смидовичский, Ленинский районы Еврейской автономной области, расположенный в границах участка с кадастровым номером 79:00:00 00 000:0009, общей площадью 5886,7134 га (т. 1, лл.д. 56-63).
Договор заключен сроком на 49 лет, условия договора применяются к отношениям арендодателя и арендатора с 14.02.2011 по 13.02.2060 (пункты 2.1, 2.2).
Пунктом 4.3.2 названного договора аренды предусмотрено право ОАО «РЖД» передать участок (часть участка) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия настоящего договора без согласия его собственника при условии уведомления арендодателя.
ОАО «РЖД» (арендатор) заключило 09.06.2012 с администрацией Смидовичского муниципального района (субарендатор) договор субаренды № ЦРИ/4/СА/9269/12/000752/НЮ 941, по условиям которого арендатор передал, а субарендатор принимает и использует на праве субаренды две части земельного участка общей площадью 4 969 кв.м (2 469 кв.м и 2 500 кв.м) из земель населенных пунктов, имеющие адресные ориентиры: ЕАО, г. Биробиджан, Облученский, Биробиджанский, Смидовичский, Ленинский районы Еврейской автономной области, расположенные в границах, указанных в ситуационном плане участок, прилагаемом к настоящему договору. Участки расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 79:00:00 00 000:0009, предоставленном ОАО «РЖД» по договору аренды от 15.12.2010 № 212 (регистрационная запись от 21.09.2011 № 79-79-01/021/2011-213) (т. 1, лл.д. 68-75).
Срок действия договора определён соглашением сторон до 10.03.2012, с последующей пролонгацией на неопределенный срок в случае, если ни одна из сторон не уведомит другую сторону о прекращении настоящего договора (пункты 2.1, 9.1).
Кроме этого, ОАО «РЖД» (арендатор) заключило 09.06.2012 с администрацией Смидовичского муниципального района (субарендатор) договор субаренды № ЦРИ/4/СА/9269/12/000752/НЮ 942, по условиям которого арендатор передал, а субарендатор принимает и использует на праве субаренды пять частей земельного участка общей площадью 7474 кв.м (600 кв.м, 1200 кв.м, 1500 кв.м, 942 кв.м, 3232 кв.м) из земель населенных пунктов, имеющие адресные ориентиры: ЕАО, г. Биробиджан, Облученский, Биробиджанский, Смидовичский, Ленинский районы Еврейской автономной области, расположенные в границах, указанных в ситуационном плане участок, прилагаемом к настоящему договору. Участки расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 79:00:00 00 000:0009, предоставленном ОАО «РЖД» по договору аренды от 15.12.2010 № 212 (регистрационная запись от 21.09.2011 № 79-79-01/021/2011-213) (т. 1, лл.д. 77-83).
Срок действия договора определён соглашением сторон до 10.03.2012, с последующей пролонгацией на неопределенный срок в случае, если ни одна из сторон не уведомит другую сторону о прекращении настоящего договора (пункты 2.1, 9.1).
01.08.2012 между администрацией Смидовичского муниципального района и индивидуальным предпринимателем ФИО4 заключены договоры №№ 12129 и 12130 субаренды частей земельного участка общими площадями 4969 кв.м и 7474 кв.м из земель населенных пунктов, имеющие адресные ориентиры: ЕАО, г. Биробиджан, Облученский, Биробиджанский, Смидовичский, Ленинский районы Еврейской автономной области, расположенные в границах, указанных в ситуационном плане участок, прилагаемом к настоящему договору. Участки расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 79:00:00 00 000:0009, предоставленных администрации по договорам субаренды аренды от 09.06.2012 №№ ЦРИ/4/СА/9269/12/000752/НЮ 941 и ЦРИ/4/СА/9269/12/000752/НЮ 942 соответственно (т. 1, лл.д.115-119, 120-125).
Основанием для заключения с предпринимателем договоров аренды частей земельного участка общей площадью 4969 кв.м и 7474 кв.м (600 кв.м, 1200 кв.м, 1500 кв.м, 942 кв.м, 3232 кв.м) явилось постановление администрации Смидовичского муниципального района от 01.08.2012 № 1526 «О заключении договоров субаренды земельных участков» (т. 1, л.д. 114).
Полагая, что названное постановление издано главой администрации с нарушением ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ и ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Особенности порядка рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц содержатся в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел о признании действий должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий, устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконными действий должностного лица, необходимо наличие двух условий в совокупности: указанные действия должны не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ч. 3 ст. 34 Закона № 131-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии с п. 3 ст. 25 Устава муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» (Принят решением районного Совета депутатов муниципального образования «Смидовичский район» ЕАО от 09.07.1999 № 22) администрацией муниципального района руководит глава администрации муниципального района на принципах единоначалия. Главой администрации муниципального района является глава муниципального района.
Статьей 27 Устава муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» определены полномочия главы администрации муниципального района.
Согласно названной статье глава администрации муниципального района осуществляет следующие полномочия:
1) формирует структуру администрации муниципального района и представляет ее для утверждения Собранию депутатов;
2) руководит администрацией муниципального района на принципах единоначалия;
3) вносит в Собрание депутатов проекты решений по вопросам, отнесенным к компетенции администрации муниципального района;
4) вносит проекты решений или дает заключения на проекты решений Собрания депутатов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из местного бюджета;
5) выступает совместно с Собранием депутатов с инициативой назначения местного референдума;
6) приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности от имени муниципального района, выступает в суде без доверенности;
7) представляет ходатайство о введении временной финансовой администрации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
8) рассматривает проекты постановлений, внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы граждан;
9) издает в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом, постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Еврейской автономной области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации муниципального района;
10) определяет размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;
11) организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
Из материалов дела следует, что постановление от 01.08.2012 № 1526 «О заключении договоров субаренды земельных участков» издано администрацией Смидовичского муниципального района, то есть исполнительно-распорядительным органом муниципального района.
В связи с этим, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требование общества предъявлено к ненадлежащему ответчику.
В рамках рассматриваемого судом дела заявитель настаивал на том, что надлежащим заинтересованным лицом является глава администрации.
06.02.2013 ООО «Южное ЖКХ» обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании постановления администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области от 01.08.2012 № 1526 о заключении с индивидуальным предпринимателем ФИО4 договоров субаренды частей земельных участков, незаконным.
Определением суда от 13.02.2013 по заявлению общества возбуждено производство по делу № А16-111/2013.
В этой связи, привлечение к участию в деле № А16-1104/2012 по своей инициативе в порядке части 2 статьи 47 АПК РФ в качестве второго ответчика - администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области арбитражный суд находит нецелесообразным.
Поскольку требование предъявлено к ненадлежащему лицу, правовые основания для удовлетворения заявленного обществом требования у арбитражного суда отсутствуют.
На основания изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленного требования общества с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» о признании незаконными действий главы администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области, выразившихся в издании постановления от 01.08.2012 №1526 «О заключении договоров субаренды земельных участков», - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Судья О.Ю. Осадчук