ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-1147/06 от 11.01.2007 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д.10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Биробиджан

Дело №

А 16-1147/2006-4

11

января

2007 г.

Судья

Кравченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козыревой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Хабаровскэнерго» в лице областного Энергосбыта Еврейской автономной области, г. Биробиджан

к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области

о признании действий государственного органа незаконными,

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности №ДВЭУК-71/365Д от 01.01.2007;

от налогового органа: ФИО2, представителя по доверенности б/н от 09.01.2007.

Установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Хабаровскэнерго» в лице областного Энергосбыта Еврейской автономной области (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области (далее – инспекция, налоговый орган) по возвращению документов на возврат излишне уплаченной государственной пошлины незаконными, обязании инспекции принять заявление о возврате излишне уплаченной государственной пошлины и вернуть обществу излишне уплаченную государственную пошлину.

В судебном заседании, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представитель общества уточнил заявленные требования, просил признать действия инспекции по возвращению заявления о возврате излишне уплаченной государственной пошлины незаконными и обязать инспекцию возвратить заявителю излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 985 рублей 28 копеек. В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении уточненных требований по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель налогового органа требования заявителя не признал, ссылаясь на обоснованность отказа инспекции в возврате излишне уплаченной государственной пошлины. Как полагает налоговый орган государственная пошлина, не подлежит возврату в связи с тем, что представленными платежными поручениями, не подтверждается факт уплаты государственной пошлины, в связи с подачей искового заявления о взыскании задолженности за электрическую энергию именно с лиц, указанных в заявлении.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество платежными поручениями (л.д. 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69), уплатило государственную пошлину, за рассмотрения мировыми судьями заявлений о вынесении судебных приказов. Общая сумма перечисленной в федеральный бюджет государственной пошлины составила 6 013 рублей 46 копеек, при этом согласно имеющимся в материалах дела судебным приказам (л.д. 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68), исходя из требований пункта 2 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по указанным заявлениям должна составлять 3 028 рублей 18 копеек. Переплата составила – 2 985 рублей 28 копеек.

На основании указанных платежных поручений, судебных приказов, а также справок мировых судей от 24.10.2006 и от 25.10.2006 общество 08.11.2006 обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2 985 рублей 28 копеек (л.д. 70-71).

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Биробиджану ЕАО, сославшись на отсутствие указания в платежных поручениях фамилий лиц, в отношении которых были поданы заявления о вынесении судебных приказов, отказало обществу в возврате излишне уплаченной государственной пошлины и вернула обществу заявление с приложенным к нему пакетом документов (л.д.72).

Не согласившись с выводами налоговой инспекции общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий инспекции по возвращению документов на возврат излишне уплаченной государственной пошлины незаконными и обязании инспекции возвратить заявителю излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2 985 рублей 28 копеек.

Частью 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Размер государственной пошлины по делам рассматриваемым мировыми судьями указан в статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). В частности пункт 2 указанной статьи гласит, что при подаче заявления о вынесении судебного приказа размер государственной пошлины должен составлять 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера, который в свою очередь, при сумме иска до 10 000 рублей составляет – 4 процента цены иска, но не менее 200 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации на основании представленных документов суд установил, что общая сумма государственной пошлины по заявлениям о вынесении судебных приказов должна была составить 3 028 рублей 18 копеек, тогда как фактически уплачено – 6 013 рублей 46 копеек.

В порядке статьи 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно статье 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса РФ.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (статья 333.40 НК РФ).

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Из анализа статьи 333.40 НК РФ следует, что перечень документов необходимых для возврата государственной пошлины закрытый и расширенному толкованию не подлежит, законодатель не определил требования к вышеуказанным документам, несоблюдение которых могло бы послужить основанием к отказу в возврате государственной пошлины. При таких обстоятельствах отказ налогового органа в удовлетворении заявления общества не обоснован.

Кроме того, в данном случае суд считает необходимым применить статью 78 НК РФ, которая указывает на обязанность налогового органа по заявлению налогоплательщика вернуть излишне уплаченную сумму налога, поскольку государственная пошлина на основании статьи 13 НК РФ относится к федеральным налогам и сборам.

Пунктом 8 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога.

До истечения указанного срока, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ от 15.08.1996 «О бюджетной классификации Российской Федерации» администраторы поступлений в бюджет осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В соответствии с приложением № 11.1 вышеуказанного закона, главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно государственной пошлины по делам рассматриваемым мировыми судьями, является Федеральная налоговая служба. Это же положение закреплено и Приказом Министерства финансов РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 21.12.2005 № 152н (приложение № 11).

Порядок возврата излишне уплаченных налоговых и неналоговых платежей установлен Приказом Министерства финансов РФ «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» от 16.12.2004 № 116н и письмом Министерства финансов РФ о порядке возврата (возмещении) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов от 27.12.2004 № 11-12-5/19.

Следовательно, обязанность по возврату налогоплательщику излишне уплаченной государственной пошлины возложена на налоговый орган, на основании и в порядке вышеуказанных нормативных актов.

Таким образом у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Определением суда от 20.12.2006 произведен зачет уплаченной государственной пошлины по платежным поручениям № 75756 от 14.12.2005 и № 30321 от 12.05.2006 в сумме 2 000 рублей. В соответствии с требованиями статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату истцу из федерального бюджета, поскольку налоговый орган освобождены от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 104, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Действия инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Биробиджану Еврейской автономной области, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченную государственную пошлину признать незаконными, как противоречащие статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Биробиджану Еврейской автономной области возвратить из бюджета излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере 2 985 рублей 28 копеек в пользу открытого акционерного общества «Хабаровскэнерго» в лице областного Энергосбыта Еврейской автономной области.

Выдать справку о возврате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, уплаченной по платежными поручениями № 75756 от 14.12.2005, №30321 от 12.05.2006 открытому акционерному обществу «Хабаровскэнерго» в лице областного Энергосбыта Еврейской автономной области.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Судья О.Г. Кравченко