ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-1177/14 от 14.10.2014 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан Дело № А16-1177/2014

17 октября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 14.10.2014.

В полном объеме решение изготовлено 17.10.2014.

Арбитражный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Баловой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Фогель Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления от 21.08.2014 № 144 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 11.09.2014);

от административного органа – ФИО2 (доверенность от 27.05.2014 № 18),

УСТАНОВИЛ:

управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области (далее – управление здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области (далее – управление МЧС, административный орган) от 21.08.2014 № 144 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в сумме 160 000 рублей.

В заявлении управление здравоохранения ссылается на то, что привлечение его к административной ответственности незаконно, поскольку областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция переливания крови» (далее – станция переливания крови), где были обнаружены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки.

В отзыве на заявление административный орган не признал заявленные требования, ссылаясь на то, что финансирование расходов по содержанию станции переливания крови осуществляется из Фонда обязательного медицинского страхования, который выделяет денежные средства на госгарантии. В объемы госгарантий входят расходы на содержание учреждений. В тарифы на содержание учреждений не входят денежные средства на капитальный ремонт. Учредителем станции переливания крови является управление здравоохранения. В соответствии Положением управления здравоохранения основными задачами являются, в том числе, реализация мер пожарной безопасности в подведомственных областных учреждениях и предприятиях.

В судебном заседании представитель управления здравоохранения настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного органа не признал заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон судебного процесса, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие вопросы правового регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (далее – Закон № 69-ФЗ).

Статьей 37 Закона № 69-ФЗ установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила 01-03).

Пунктами 2, 3 Правил 01-03 установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с названными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

К нормативным документам по пожарной безопасности согласно статьям 1, 20 Закона № 69-ФЗ относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

В соответствии с части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что административным органом на основании распоряжения от 02.07.2014 № 73 в период с 15.07.2014 по 04.08.2014 в отношении станции переливания крови проведена плановая выездная проверка по адресу: <...>, с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе проверки административным органом выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 3 статьи 4, часть 1 статьи 6, статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пункты 3, 35.3, 38 таблица 3
 "НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315) пункт 6.16"СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность
зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) (ред. от 19.07.2002)): во всех помещениях кабинетов установлены тепловые пожарные извещатели; ширина эвакуационного выхода, ведущего с лестничной клетки на улицу, расположенного в левом крыле здания, в свету составляет 1,17 м, при установленной не менее 1,2 м; ширина эвакуационного выхода, ведущего с первого этажа на лестничную клетку в правом крыле здания, в свету составляет 1,17 м, при установленной не менее 1,2 м; высота эвакуационных выходов первого этажа, ведущих с лестничных клеток на улицу, расположенных в правом и левом крыле здания, в свету составляет 1,82 м, при установленной 1,9 м; высота эвакуационных выходов первого этажа, ведущих на лестничные клетки, расположенных в правом и левом крыле здания, в свету составляет 1,88 м, при установленной не менее 1,9 м.

12.08.2014 административным органом в отношении управления здравоохранения составлен протокол об административном правонарушении № 144 по факту нарушений обязательных требований пожарной безопасности в здании станции переливания крови.

Постановлением административного органа от 21.08.2014 № 144 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 160 000 рублей.

Согласно статье 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из материалов дела следует, ОГБУЗ «Станция переливания крови» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс. Данное обстоятельство подтверждается пунктом 1.5 Устава станции переливания крови, утвержденного 30.05.2011.

Следовательно, учреждение уполномочено владеть и пользоваться переданным ей на праве оперативного управления зданием.

Исходя из изложенного, суд считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом допущено неверное применение норм материального права, что повлекло за собой незаконное привлечение управления здравоохранения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, за нарушения требований пожарной безопасности, выявленных в здании станции переливания крови.

Руководствуясь статьями 176, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

заявление управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области от 22.08.2014 № 144 о привлечении к административной ответственности управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 160 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Еврейской автономной области, а также посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет»: http://eao.arbitr.ru/.

Судья

Е.В. Балова