АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: https://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98, 3-82-40, факс 2-11-23
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-1190/2022
27 июня 2022 года
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Козыревой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Денисовой И.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Биробиджан № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1
об обращении взыскания на средства должника - государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>), находящиеся у третьих лиц, в размере 34 295 403 рублей 95 копеек,
заинтересованные лица: правительство Еврейской автономной области и департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области
при участии
от заявителя – ФИО1, судебного пристава-исполнителя;
от должника – ФИО2, представителя по доверенности от 25.02.2022;
в отсутствие представителей заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания;
УСТАНОВИЛ:
судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по г. Биробиджан № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1 (далее – заявитель, судебный пристав) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением об обращении взыскания на средства должника - государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (далее – должник, предприятие), находящиеся у правительства Еврейской автономной области (далее - заинтересованное лицо, правительство) и департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (далее – заинтересованное лицо, департамент) в размере 34 295 403 рублей 95 копеек.
Определением от 23.05.2022 заявление судебного пристава принято к производству.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
До перерыва заявитель просила произвести замену заинтересованного лица - департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области на департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства правительства Еврейской автономной области.
Определением от 02.06.2022 суд удовлетворил ходатайство судебного пристава, произведена замена департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области на департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства правительства Еврейской автономной области.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании статьей 156, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление судебного пристава рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заинтересованным лицом – департаментом представлен отзыв на заявление судебного пристава, в котором сообщил, что на основании распоряжения правительства Еврейской автономной области от 17.02.2022 № 38-рп «О предоставлении государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» авансирования компенсации части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Еврейской автономной области» в целях бесперебойного прохождения в Еврейской автономной области отопительного периода 2021/2022 года было принято решение о выплате «Облэнергоремонт плюс» авансирование компенсации части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Еврейской автономной области в размере 34 295 403 рубля 95 копеек.
В судебном заседании судебный пристав в полном объеме настаивала на удовлетворении заявленного требования по основаниям, указанным в исковом заявлении просила суд обратить взыскание на денежные средства должника в размере 34 295 403 рубля 95 копеек, находящиеся у третьих лиц.
Представитель должника в судебном заседании подтвердил факт перечисления департаментом жилищно-коммунального хозяйства и строительства правительства Еврейской автономной области на счет предприятия денежных средств в размере 34 295 403 рубля 95 копеек.
Суд, заслушав судебного пристава, представителя должника, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, установил следующее.
Как следует из материалов дела, на исполнение судебного пристав исполнителя находится сто двадцать три исполнительных производства в отношении должника ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс», на общую сумму долга 184 493 124 рубля 81 копейку, из которых: сумма основного долга — 157 040 229 рублей 90 копеек, исполнительский сбор — 27 452 894 рубля 91 копейка. Данные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство № 13807/20/27030-СД (сводное исполнительное производство представлялось на обозрение суда).
Судебным приставом в целях полного исполнения требований исполнительных документов 16.02.2022 вынесены постановления «О наложении ареста на денежные средства государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт Плюс», находящиеся у третьих лиц» которыми пристав наложил арест на компенсацию части потерь в доходах, возникших с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, денежные средства, принадлежащие предприятию в пределах суммы 161 660 043 рубля 43 копейки. Правительству ЕАО и департаменту строительства жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО запретил производить расход денежных средств, принадлежащих ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс».
Поскольку выплата на компенсацию части потерь в доходах, возникших с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги не выплачена из бюджета Еврейской автономной области судебный пристав-исполнитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов
На основании абзацев 1 и 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Закон об органах исполнительного Российской Федерации) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 13 Закон об органах исполнительного Российской сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статье 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Статьей пунктом 7 части 1 стати 64 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель вправе совершать в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение.
В соответствии со статьей 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Согласно части 1 статье 80 Закона об исполнительном производстве, Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
На основании части 3 статьи 80 Закона об исполнительном производстве арест на имущество должника применяется: для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации; при исполнении судебного акта о конфискации имущества; при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц.
Законом Еврейской автономной области от 01.12.2010 № 860-ОЗ «О компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Еврейской автономной области» установлено, что компенсация организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Еврейской автономной области, предоставляется в случае, если с 01 июля 2014 года и каждого последующего года рост платы за коммунальные услуги, определенной в соответствии с законодательством, связанный с увеличением тарифов и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных уполномоченными органами, относительно тарифов и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, применяемых в декабре предыдущего года, превышает по каждой коммунальной услуге индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный в соответствии с законодательством.
Порядок предоставления компенсации, а также уполномоченный орган по контролю за предоставлением компенсации определены постановлением правительства Еврейской автономной области от 21.01.2014 № 2-пп «О Порядке предоставления компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Еврейской автономной области»
Как следует из Приложения № 9 к закону Еврейской автономной области от 22.12.2020 № 661-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для выплаты компенсации части расходов на оплату гражданами коммунальных услуг за горячую воду, холодную воду, водоотведение, газоснабжение и отопление в жилищном фонде, расположенном на территории Еврейской автономной области, является Департамент ЖКХ.
Губернатором Еврейской автономной области 16.06.2021 принято постановление № 162 о ликвидации Департамента ЖКХ.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления полномочия ликвидируемого Департамента ЖКХ с 01.07.2021 переданы департаменту архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области.
Постановлением правительства ЕАО от 30.06.2021 № 209-пп «О департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области» (далее – постановление № 209-пп) департамент архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области переименован в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области.
Из пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» следует, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что денежные средства, предназначенные на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, являются денежными средствами указанных организаций.
В ходе исполнительного производства судебным приставом установлено, что между предприятием и департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области 18.02.2022 заключено соглашение о предоставлении областного бюджета компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории ЕАО.
Приставом установлено, что бюджет области перед предприятием имеет задолженность в сумме 34 295 403 рубля 95 копеек.
В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства
В соответствии со статьей 77 Закона об исполнительном производстве, обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится на основании судебного акта или исполнительной надписи нотариуса в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что вопрос об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит разрешению судом по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя (части 1 и 2 статьи 77 Закона № 229-ФЗ). Бремя доказывания принадлежности имущества должнику в этом случае возлагается на заявителя.
Из материалов дела следует, что судебным приставом в целях полного исполнения требований исполнительных документов 16.02.2022 вынесены постановления «О наложении ареста на денежные средства государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт Плюс», находящиеся у третьих лиц» которыми установлено ограничения использования денежных средств принадлежащих предприятию.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 16.05.2014 № 27 «О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве» указано, что арест, налагаемый судебным приставом-исполнителем в качестве меры по обеспечению исполнения исполнительного документа (пункт 7 части 1 статьи 64 Закона), направлен на сохранение возможности исполнения судебного акта и не равнозначен аресту как мере принудительного исполнения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности действий судебного пристава.
Вместе с тем, в материалы дела представлено платежное поручение от 21.02.2022 № 00000083, свидетельствующее о перечислении департаментом финансов правительства Еврейской автономной области 34 295 403 рублей 95 копеек, с назначением платежа «Авансирование компенсации части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы гражданам за коммунальные услуги в ЕАО соглашение 2.2/22 от 18.02.22, реестр м-1 от 21.02.22».
Таким образом после вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений «О наложении ареста на денежные средства государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт Плюс», находящиеся у третьих лиц» и до подачи заявление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника находящиеся в бюджете Еврейской автономной области, истребуемые денежные средства были перечислены должнику.
При таких обстоятельствах, заявление судебного пристава-исполнителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 156, 163, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Биробиджан № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1 об обращении взыскания на средства должника - государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>), находящиеся у третьих лиц, в размере 34 295 403 рублей 95 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья
М.А. Козырева