АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-1282/2014
17 февраля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2015 года. В полном объёме текст решения изготовлен 17 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Осадчук О. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведённом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Хабаровского края, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Альтернатива» (г. Хабаровск, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным бездействия Временной финансовой администрации в муниципальном образовании «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского района Еврейской автономной области
при участии представителя общества – ФИО1 (доверенность от 10.09.2012),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Сибирская Альтернатива» (далее – ООО «Сибирская Альтернатива», общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным бездействия Временной финансовой администрации в муниципальном образовании «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского района Еврейской автономной области (далее – Временная финансовая администрация).
В обоснование заявленного требования обществом в заявлении указано на: непроведение Временной финансовой администрацией проверки (аудита) бюджета в порядке, установленном правительством области, поскольку к проверке был привлечён главный бухгалтер Валдгеймского сельского поселения; неразработку плана восстановления платёжеспособности в нарушение статьи 168.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ); непринятие мер по восстановлению бухгалтерских документов.
Временная финансовая администрация представила отзыв, в котором просила в удовлетворении заявленного обществом требования отказать, указав следующее.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 168.3 БК РФ Временной финансовой администрацией разработан проект решения о бюджете поселения на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, которым внесены изменения в части расходов на исполнение обязательств поселения перед ООО «Сибирская Альтернатива» и ИП ФИО2 в суммах согласно утверждённому судом графика, и представлен на рассмотрение и утверждение в Собрание депутатов Валдгеймского сельского поселения; из бюджета поселения согласно графику начиная с июля 2013 года, ежемесячно перечислялись денежные средства на погашение просроченных долговых обязательств в общей сумме 100 662,5 рубля, в том числе ООО «Сибирская Альтернатива» в сумме 49 324,63 рублей и ИП ФИО2 в сумме 51 337,87 рубля. За период с июля 2013 года по март 2014 года перечислено в общей сумме 922 462,5 рубля, в том числе ООО «Сибирская Альтернатива» - 452 006,61 рубля в счет погашения задолженности.
Временная финансовая администрация разработала проект решения о бюджете поселения на очередной финансовый год (2014 год) и на плановый
период 2015 и 2016 годов и представила на рассмотрение и утверждение в
Собрание депутатов Валдгеймского сельского поселения.
Проверку бюджета осуществлял главный контролер-ревизор финансового управления правительства Еврейской автономной области ФИО3, назначенный приказом главы временной финансовой администрации от 03.02.2014 № 1 «О проведении проверки бюджета муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» за 2012-2013 годы» персонально в составе ревизионной группы. По результатам проверки бюджета поселения составлен акт, подписанный членом ревизионной группы ФИО3 и главным бухгалтером администрации Валдгеймского сельского поселения. Выявленные нарушения бухгалтерского учета устранены.
Постановлением Федерального арбитражного суда кассационной инстанции Дальневосточного округа от 28.03.2014 № Ф03-564/2014 определение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 04.07.2013 отменено. Соответственно, утвержденный ранее план утратил силу.
Временная финансовая администрация 30.05.2014 представила в Арбитражный суд Еврейской автономной области план восстановления платежеспособности Валдгеймского сельского поселения, в котором предусмотрела погашение просроченной задолженности в полном объеме и в установленный срок действия плана - 5 лет. Арбитражный суд план не утвердил.
Законом Еврейской автономной области от 27.11.2013 № 405-03 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (в редакции закона от 17.09.2014 № 556-03) в областном бюджете предусмотрено предоставление бюджету Валдгеймского сельского поселения бюджетных кредитов в 2014 году в сумме 5 000,0 тыс. рублей, в 2015 году -5000,0 тыс. рублей, в 2016 - 7 198,6 тыс. рублей, в целях восстановления платежеспособности поселения. Приложением 17-1 к данному закону утвержден «Порядок и условия предоставления, использования и возврата бюджетного кредита муниципальному образованию «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области из областного бюджета для восстановления платежеспособности поселения».
Временной финансовой администрацией разработан в соответствии с вышеназванным законом план восстановления платежеспособности муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» и представлен на утверждение суду.
Извещённая надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, Временная финансовая администрация явку представителя не обеспечила.
Судебное заседание проведено в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя названного лица.
В судебном заседании представитель общества заявленное требование поддержал. Дал пояснения о том, что Временной финансовой администрацией допущено следующее бездействие: не проведена проверка (аудит) бюджета муниципального образования в соответствии с предписаниями закона; в нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» не проведена инвентаризация активов; не составлен план восстановления платёжеспособности; в соответствии со статьей 168.1 БК РФ временная финансовая администрация осуществляет и (или) контролирует осуществление бюджетных полномочий, контроля не было; из части 6 статьи 168.6 БК РФ следует, что глава временной финансовой администрации применяет меры принуждения к виновным лицам. Виновные в образовании задолженности лица к материальной ответственности не привлечены, объяснительные записки истребованы не были, расследование не проведено, имело место халатное отношение контрольного органа к своим обязанностям; частью 4 статьи 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что временная финансовая администрация принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности, Временной финансовой администрацией никаких мер не принималось. Временной финансовой администрацией нарушены права ООО «Сибирская Альтернатива» как кредитора по существующей задолженности.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 02.04.2013 по делу № А16-99/2013 по заявлению Губернатора Еврейской автономной области в порядке главы 19.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в муниципальном образовании «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области введена временная финансовая администрация сроком на один год.
ООО «Сибирская Альтернатива», полагая, что Временной финансовой администрацией защита прав общества как кредитора не обеспечена, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании её бездействия незаконным.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, заслушав представителя общества, приходит к следующим выводам.
Доводы ООО «Сибирская Альтернатива» о непроведении Временной финансовой администрацией проверки (аудита) и инвентаризации активов муниципального образования в соответствии с действующим законодательством арбитражным судом отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168.3 БК РФ временная финансовая администрация, введенная в муниципальном образовании, организует проведение проверки (аудита) местного бюджета в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства ЕАО от 19.03.2013 № 98-пп утверждён Порядок проверки (аудита) бюджета муниципального образования при введении в муниципальных образованиях Еврейской автономной области временной финансовой администрации (далее – Порядок проведения проверки (аудита) бюджета муниципального образования), которым определена процедура проведения проверки (аудита) бюджета муниципального образования Еврейской автономной области при введении временной финансовой администрации.
Как следует из заявления, по мнению общества, составленный 21.02.2014 акт проверки не может служить достоверным доказательством надлежащего аудита; аудиторский отчёт противоречит Порядку проверки (аудита) бюджета муниципального образования, согласно которому привлекать к проверке можно только представителей государственных органов, тогда как в проверке участвовал главный бухгалтер Валдгеймского сельского поселения.
В судебном заседании представитель общества указал на непроведение Временной финансовой администрацией инвентаризации активов муниципального образования, чем были нарушены положения ч. 1 ст. 11 Закона о бухгалтерском учёте.
Арбитражный суд, изучив представленные в материалы дела доказательства, находит названные доводы общества ошибочными в силу следующего.
В соответствии с Порядком проведения проверки (аудита) бюджета муниципального образования организацию проведения проверки местного бюджета осуществляет временная финансовая администрация с привлечением иных представителей государственных органов Еврейской автономной области.
Проверка местного бюджета проводится непосредственно в проверяемом муниципальном образовании за истекший период финансового года, в котором была введена временная финансовая администрация, и за предыдущий отчетный финансовый год.
Проверка местного бюджета осуществляется на основании приказа главы временной финансовой администрации ревизионной группой (п. 2.2 Порядка).
Как следует из материалов дела, приказом главы Временной финансовой администрации от 03.02.2014 назначено проведение проверки бюджета муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» за 2012-2013 годы (т.1, л.д.65).
Пунктом 1.4 приказа определён персональный состав ревизионной группы – главный контролёр-ревизор ФИО3
Предметом проверки являлись решения о бюджете муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение», бюджетная отчётность; цель проверки – проверка соблюдения требований бюджетного законодательства и обоснованность кредиторской задолженности; срок проверки с 04.02.2014 по 21.02.2014.
Согласно пункту 3.1. Порядка проведения проверки (аудита) бюджета муниципального образования по результатам проверки местного бюджета в срок, установленный для проведения проверки местного бюджета, ревизионной группой составляется акт проверки местного бюджета.
Результаты проведённой проверки бюджета муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Валдгеймское сельское поселение» за 2012-2013 годы оформлены актом от 21.02.2014 (т. 1, лл.д. 66-71).
В соответствии с пунктом 3.2. Порядка проведения проверки (аудита) бюджета муниципального образования акт проверки подписывается членами ревизионной группы, главой муниципального образования, руководителем, главным бухгалтером финансового органа проверяемого муниципального образования либо лицами, их замещающими.
Как следует из акта проверки, акт подписан главным контролёром-ревизором контрольно-правового отдела финансового управления правительства ЕАО и главным бухгалтером «Валдгеймского сельского поселения» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, с актом ознакомлен глава «Валдгеймского сельского поселения» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области.
Таким образом, подписание главным бухгалтером акта проверки не противоречит Порядку проведения проверки (аудита) бюджета муниципального образования, и не свидетельствует о том, что главный бухгалтер осуществляла проверку (аудит) бюджета муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учёте) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учёте активы и обязательства подлежат инвентаризации.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учёте).
В соответствии с пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н, проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено обязательное проведение инвентаризации при введении в муниципальном образовании временной финансовой администрации.
Порядком проведения проверки (аудита) бюджета муниципального образования (п. 2.3.) предусмотрено право членов ревизионной группы в ходе проведения проверки местного бюджета требовать от соответствующих должностных лиц проверяемых объектов проведения инвентаризации имущества.
Выводы о необходимости проведения инвентаризации имущества муниципального образования акт проверки от 21.02.2014 не содержит.
Таким образом, в названной части требование общества удовлетворению не подлежит.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 168.2 БК РФ временная финансовая администрация в муниципальном образовании вводится на срок до одного года решением арбитражного суда субъекта Российской Федерации при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности муниципального образования в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168.4 БК РФ проект плана восстановления платежеспособности муниципального образования разрабатывается временной финансовой администрацией в срок до двух месяцев со дня вступления решения арбитражного суда субъекта Российской Федерации о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании в законную силу.
План восстановления платёжеспособности муниципального образования подлежит утверждению арбитражным судом.
Определением суда от 04.07.2013 по делу № А16-99/2013, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013, утверждён план восстановления платёжеспособности муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Еврейской автономной области.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.03.2014 названные судебные акты отменены, вопрос об утверждении плана восстановления платёжеспособности направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом судом кассационной инстанции установлено следующее: представленный проект плана восстановления платёжеспособности Валдгеймского Сельского поселения, подписанный главой временной финансовой администрации и согласованный с губернатором и заместителем главы администрации Валдгеймского сельского поселения, не свидетельствует о том, что в течение установленного срока действия плана просроченные обязательства муниципального образования будут полностью погашены, как того требует пункт 2 статьи 168.4 БК РФ; представленный для утверждения план не содержит сведений о собственных доходах бюджета муниципального образования, а именно за счет какого имущества формируются соответствующие доходы бюджета; соответствующий план с учетом имеющихся просроченных обязательств муниципального образования не обеспечивает восстановление его платежеспособности.
Определением суда от 18.08.2014 по делу № А16-99/13, принятым по результатам повторного рассмотрения дела, и вступившим в законную силу в удовлетворении заявления Губернатора ЕАО об утверждении плана восстановления платёжеспособности отказано.
С заявлением об утверждении изменённого плана восстановления платежеспособности муниципального образования в Арбитражный суд Еврейской автономной области обратилась Временная финансовая администрация в сентябре 2014 года.
Определением суда от 12.02.2015 производство по названному заявлению прекращено, поскольку срок действия временной финансовой администрации окончен.
Таким образом, Временной финансовой администрацией не выполнены требования абзаца 4 пункта 1 статьи 168.3, пунктов 1 и 2 статьи 168.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 168.4 БК РФ определяет перечень требований к содержанию проекта плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), который должен включать: срок действия плана, необходимый для полного погашения просроченных расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не превышающий пяти лет; долю собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования), ежегодно направляемую на исполнение просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не превышающую 15 процентов; объемы и условия привлечения заемных средств на рефинансирование государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга); график исполнения просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования); меры по оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации (муниципальных финансов муниципального образования), включая перечень необходимых для их реализации нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальных правовых актов органов местного самоуправления).
Поскольку график исполнения просроченных обязательств, изменяющий порядок их исполнения, является неотъемлемой частью плана восстановления платёжеспособности муниципального образования, отсутствие разработанного в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации плана восстановления платёжеспособности при введении временной финансовой администрации нарушает права и законные интересы заявителя.
При установленных обстоятельствах, требование общества в названной части подлежит удовлетворению.
Аргументы Временной финансовой администрации, изложенные в отзыве о частичном погашении задолженности, арбитражным судом отклоняются как несостоятельные, поскольку частичная уплата долга не освобождает Временную финансовую администрацию от исполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации по разработке плана восстановления платёжеспособности муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
Доводы общества о невыполнении Временной финансовой администрацией требований п. 6 ст. 168.6 БК РФ арбитражным судом не принимаются в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 168.6 БК РФ временная финансовая администрация осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), включая контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также получателями государственных (муниципальных) гарантий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 168.6 БК РФ глава временной финансовой администрации наряду с руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) применяет меры принуждения, предусмотренные статьей 306.2 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания части 1 статьи 306.1 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Из представленных в материалы дела доказательств не усматривается совершение главой администрации муниципального образования бюджетных нарушений, за совершение которых применяются меры бюджетного принуждения. Кроме этого бухгалтер администрации участником бюджетного процесса не является, что делает невозможным применение к названному должностному лицу мер бюджетного принуждения.
Привлечение лица, не являющегося участником бюджетного процесса, к ответственности к полномочиям Временной финансовой администрации законом не отнесено.
Учитывая изложенное, нарушения Временной финансовой администрацией пункта 6 статьи 168.6 БК РФ судом не установлено.
Арбитражным судом отклоняются доводы общества о непринятии Временной финансовой администрацией мер к реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования, предусмотренных ч. 4 ст. 75 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку полномочия Временной финансовой администрации определены в главе 19.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая введена в Кодекс Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
Нарушений Временной финансовой администрацией положений статьи 168.1 БК РФ в части отсутствия контроля за осуществлением отдельных бюджетных полномочий местной администрации из представленных в материалы дела доказательств арбитражным судом не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд находит заявленное обществом требование подлежащим частичному удовлетворению.
Обществу при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в этой связи судебные расходы распределению не подлежат. Государственная пошлина с Временной финансовой администрации в доход федерального бюджета не взыскивается в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
реШил:
заявленное обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская Альтернатива» требование удовлетворить частично.
Бездействие Временной финансовой администрации в муниципальном образовании «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского района Еврейской автономной области в части неразработки плана восстановления платёжеспособности муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского района Еврейской автономной области признать незаконным как не соответствующее абзацу 4 пункта 1 статьи 168.3, пунктам 1 и 2 статьи 168.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленного требования – отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия (изготовления в полном объёме) в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья
О.Ю.Осадчук