АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
790016, Еврейская автономная область, город Биробиджан, переулок Театральный, дом 10
Именем Российской Федерации
Р е ш е н и е
Город Биробиджан
Дело №
А16-1366/2008
16 февраля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 12.02.2009.
В полном объеме решение изготовлено 16.02.2009.
Арбитражный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Баловой Е.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия машинно-технологической станции «Биробиджанская» (город Биробиджан Еврейской автономной области) о признании недействительным представления № 27 от 13.11.2008 Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области.
В судебном заседании приняли участие представители:
от МТС «Биробиджанская» - ФИО1,
от КСП ЕАО – ФИО2, ФИО3
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Нехамкина А.А.
Суд установил:
государственное унитарное предприятие машинно-технологическая станция «Биробиджанская» (далее – унитарное предприятие, МТС) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным представления № 27 от 13.11.2008 Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области (далее – КСП ЕАО).
В отзыве на заявление КСП ЕАО не признала требования заявителя, ссылаясь на то, что чистая прибыль (нераспределенная прибыль) представляет собой прибыль после уплаты налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей. Поскольку собственник предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, унитарное предприятие ежегодно обязано перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются уполномоченными органами государственной власти ЕАО. Только оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также после перечисления собственнику часть полученной прибыли сохраняется за предприятием и идет на формирование резервного и иных фондов предприятия. Уставом предприятия определено, что формирование резервного фонда, осуществление различного рода выплат социального характера и т.д. производится только после перечисления части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. КСП ЕАО установлено, что согласно данным бухгалтерского учета за 2007 год предприятием получена чистая прибыль в сумме 1474,3 тыс. руб. В областной бюджет следовало перечислить прибыль в размере 589,7 тыс. руб.
В судебном заседании представитель МТС настаивала на удовлетворении заявленных требований и пояснила, что к иным обязательным платежам относятся: резервный капитал, обязательные социальные выплаты в пользу работников предприятия, погашение непокрытых убытков прошлых лет. Кроме того, предприятие освобождается от перечисления части прибыли 2007 года в областной бюджет ввиду того, что оно направило на инвестиции 82 % от прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В судебном заседании представитель ответчика не признала требования предприятия по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителей обеих сторон судебного процесса, считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что КСП ЕАО, в соответствии с пунктом 1.12 плана работы КСП ЕАО на 2008 год, утвержденного постановлением Законодательного Собрания ЕАО от 26.12.2007 № 548, в период с 16.09.2008 по 24.10.2008 проведена проверка полноты начисления и зачисления в областной бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственными унитарными предприятиями ЕАО.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: организация аналитического учета по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» не обеспечивает формирование информации по направлениям использования средств; предприятием не перечислена в областной бюджет прибыль, оставшаяся от уплаты налоговых и иных обязательных платежей, в сумме 589,7 тыс. руб., о чем составлен акт проверки № 25 от 14.10.2008 (л.д. л.д. 18, 19).
В силу статьи 16 Закона Еврейской автономной области от 26.06.2002 № 70-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Еврейской автономной области" по результатам проведенных контрольных мероприятий КСП ЕАО направляет органам государственной власти области, руководителям проверяемых объектов представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного области ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
Представление Контрольно-счетной палаты должно быть рассмотрено не позднее чем в месячный срок со дня получения.
Поскольку в добровольном порядке унитарное предприятие выявленные нарушения не устранило, КСП ЕАО, в пределах своих полномочий, вынесла представление от 13.11.2008 № 27, в котором предложила предприятию организовать аналитический учет по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», обеспечивающий формирование информации по направлениям использования средств; перечислить в областной бюджет прибыль, оставшуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в сумме 589,7 тыс. руб. (л.д. л.д. 24, 25).
В соответствии с пунктом 1.6 Устава унитарного предприятия, утвержденного 17.11.2003, его собственником является Еврейская автономная область (л.д. л.д. 32 – 43).
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственные или муниципальные предприятия, направившие не менее 40 процентов прибыли на собственное развитие и (или) инвестиции, ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 40 процентов прибыли (абзац 4 статьи 1 Закона Еврейской автономной области от 30.05.2003 № 172-ОЗ «Об отчислении части прибыли государственными унитарными предприятиями Еврейской автономной области в областной бюджет»).
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке и сроках перечислений областными государственными унитарными предприятиями части прибыли в областной бюджет, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области № 169-пп от 30.09.2003, расчет отчислений доли прибыли в областной бюджет предприятие представляет в комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области в сроки, установленные для сдачи бухгалтерского отчета.
В статье 5 Устава предприятия так же закреплена необходимость уплаты предприятием из балансовой прибыли процентов по кредитам, налогов, отчислений в пенсионный фонд, на социальное страхование и другие установленные законодательством платежи в бюджет. И только после внесения указанных платежей, за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, возможно образование следующих фондов:
- фонд развития производства;
- фонд социального развития, строительства и приобретения жилья;
- резервный фонд;
- иные фонды.
Следовательно, формирование резервного фонда, осуществление выплат социального характера производится только после перечисления части прибыли от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением о бухгалтерском учете 4/99, утвержденным приказом Минфина № 43н от 06.07.1999 (далее – Положение № 43н), в отчете «О прибылях и убытках» по строке 190 отражается чистая прибыль предприятия, полученная после уплаты налогов.
В пункте 23 Положения № 43н дано определение чистой прибыли (нераспределенной прибыли), как прибыли после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей.
Иные обязательные платежи – это платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Согласно пункту 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина № 34н от 29.07.1998, в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как не распределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина № 94н от 31.10.2000, иные обязательные платежи из чистой прибыли, не предусмотренные налоговым законодательством РФ, но предусмотренные другими федеральными законами, законами субъектов федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований, подлежат отражению на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Аналитический учет по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств.
В ходе проверки установлено, что организация аналитического учета по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" на предприятии не обеспечивает формирование информации по направлениям использования средств.
Согласно отчету о прибылях и убытках за 2007 год чистая прибыль (счет 190) составила 1474 тыс. руб. (л.д. л.д. 16, 17).
По данным бухгалтерского учета за 2007 год предприятием получена чистая прибыль в сумме 1474,3 тыс. руб., из которых: 620,6 тыс. руб. направлено на покрытие убытков прошлых лет, 226,3 тыс. руб. – на выплаты работникам предприятия, 23,7 тыс. руб. – на покрытие убытков от продажи основных средств и прочие операции.
Таким образом, сумма прибыли, направленной на инвестиции и собственное развитие, не может превышать 603,7 тыс. руб. (1474,3 – 620,6 – 226,3 – 23,7).
Следовательно, предприятие могло включить в расчет отчислений от прибыли за 2007 год не более 603,7 тыс. руб. или 40,9 % от суммы чистой прибыли (603,7 : 1474,3 х 100).
В бюджет области надлежало произвести отчисление в размере 40 % сумме 589,7 тыс. руб. (1474,3 х 40 %).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Еврейской автономной области от 27.11.2006 № 26-ОЗ «Об областном бюджете на 2007 год» (ред. от 26.12.2007) доходы областного бюджета, поступающие в 2007 году, формируются за счет иных неналоговых доходов - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 2 «Нормативы отчислений неналоговых доходов в областной бюджет на 2007 год» к настоящему закону. Из указанного Приложения 2 следует, что к таким неналоговым доходам относятся, в том числе и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах оспариваемый ненормативный правовой акт следует признать законным, в удовлетворении заявления предприятия – отказать.
Руководствуясь статьями 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявления государственного унитарного предприятия машинно-технологической станции «Биробиджанская» о признании недействительным представления № 27 от 13.11.2008 Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном либо кассационном порядке в установленные законно сроки.
Судья Е.В. Балова
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
790016, <...>
Именем Российской Федерации
Р е ш е н и е
Резолютивная часть
Город Биробиджан
Дело №
А16-1366/2008
12 февраля 2009 г.
Арбитражный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Баловой Е.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия машинно-технологической станции «Биробиджанская» (город Биробиджан Еврейской автономной области) о признании недействительным представления № 27 от 13.11.2008 Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области.
В судебном заседании приняли участие представители:
от МТС «Биробиджанская» - ФИО1,
от КСП ЕАО – ФИО2, ФИО3
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Нехамкина А.А.
Руководствуясь статьями 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявления государственного унитарного предприятия машинно-технологической станции «Биробиджанская» о признании недействительным представления № 27 от 13.11.2008 Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном либо кассационном порядке в установленные законно сроки.
Судья Е.В. Балова