АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-1418/2019
03 октября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 03 октября 2019 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Столбовой С.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Новая жизнь" (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о расторжении договора аренды земельного участка от 24.11.2011 № 942 с кадастровым номером 79:04:1202004:218,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области (ОГРН <***> ИНН <***>),
при участии ФИО2 – представителя истца по доверенности от 16.05.2019 № 12, ФИО3, – представителя третьего лица по доверенности от 28.05.2019 № 1189/19,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новая жизнь" (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) о расторжении договора аренды земельного участка от 24.11.2011 № 942 с кадастровым номером 79:04:1202004:218, площадью 28,1871 га (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), имеющий адресный ориентир: ЕАО, Биробиджанский район, 2900 м на юго-запад от с. Красивое, для выращивания сельскохозяйственной продукции.
В своем заявлении истец указал, что согласно письму от 18.02.2019 № 337/19 управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области земельный участок с кадастровым номером 79:04:1202004:218 не может использоваться по своему целевому назначению - для выращивания сельскохозяйственной продукции, в связи с тем, что в соответствии с Положением о государственном природном заказнике областного значения «Чурки», утвержденному постановлением правительства Еврейской автономной области от 03.09.2013 № 423-пп, заказник является территорией, имеющей особое значение для сохранения и восстановления природных ландшафтов и их компонентов, сохранения и создания условий для воспроизводства и охраны растительных сообществ, видов, подвидов и популяций, охраняемых редких и исчезающих растений, а также объектов животного мира, в том числе поддержания общего экологического баланса в регионе. На территориях природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Обращение комитета к ООО «Новая жизнь» подписать дополнительное соглашение о расторжении договора аренды к положительному результату не привело.
Определением арбитражного суда от 24.06.2019 суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области (ОГРН <***> ИНН <***>).
В судебных заседаниях 22.07.2019 и 05.08.2019 представитель истца поясняла, что земельный участок не использовался по назначению в течение продолжительного времени, в связи с чем, на участке выросли деревья, вырубка которых может привести к изменению экосистемы. Просила расторгнуть договор,
Ответчик ранее в судебных заседаниях указывал, что участок ответчику предоставлен в 2017 году, до настоящего времени еще не использовался.
В протоколе судебного заседания от 05.08.2019 отражено принятие уточнения основания иска в порядке статьи 49 АПК, судебное заседание отложено на 16.09.2019, для ознакомления с документами (л.д. 69 обратная сторона).
В адрес суда 09. 09.2019 поступили возражения на иск, в которых ответчик сослался на положение о государственном природном заказнике областного значения «Чурки», в силу которых на территории Заказника запрещается: распашка земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, использующихся или ранее используемых по их целевому назначению собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторам для производства сельскохозяйственной продукции по согласованию с управлением по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области): изменение целевого назначения земельного участка или его части; иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания. Сделан вывод о том, что земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территории, не являются изъятыми из оборота или ограниченными в обороте. Их использование допускается при соблюдении определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. Одновременно просил рассматривать иск без его участия.
В судебном заседании 16.09.2019 представитель истца дополнил основания заявленных требований, указав, о невнесении ответчиком арендной платы более двух раз.
В судебном заседании 03.10.2019 истец настаивала на заявленном иске.
Представитель Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области встал на позицию истца.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании постановления Администрации Биробиджанского муниципального района от 24.11.2011 № 1003, о предоставлении земельных участков в аренду для производства сельскохозяйственной продукции, с КФХ ФИО4 заключен договор аренды, предметом которого является передача в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером 79:04:1202004:218, площадью 28,1871 га, имеющий адресный ориентир: ЕАО, Биробиджанский район, 2900 м на юго-запад от с. Красивое, для выращивания сельскохозяйственной продукции; договор заключен на срок с 24.11.2011 по 23.11.2014.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, по акту приема передачи от 24.11.2011 передан арендатору (л.д. 20).
Согласно пункту 1.1 договора аренды № 942 земельный участок предоставлен из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения".
Соглашением от 12.04.2016 в положения договора внесены изменения следующего содержания: фамилию «Венедиктова» в соответствующих падежах изменить на фамилию «Карипова» в соответствующих падежах (л.д. 21).
Впоследствии применительно к уступке прав по договору аренды, сославшись на пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ, предусматривающий право арендатора земельного участка передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в пределах срока аренды земельного участка без согласия собственника при условии его уведомления Глава КФХ ФИО5 заключила договор цессии от 06.07.2017 с ООО «Новая Жизнь» (л.д. 22,23).
С 14.11.2017 Еврейская автономная область стала собственником земельного участка, и приобрела соответствующие полномочия по распоряжению этим участком, в связи с чем, дополнительным соглашением от 19.06.2018 подпункт 4.2 договора дополнен обязанностью арендатора «использовать земельный участок с обязательным соблюдением режима особой охраны государственного природного заказниках областного значения «Чурки, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 03.09.2013 № 423-пп «Об утверждении Положений о государственных природных заказниках областного значения»; пункт 8 дополнен подпунктом 8.6 следующего содержания «земельный участок расположен в границах природного заказника областного значения «Чурки», использование земельного участка возможно с обязательным соблюдением особого режима охраны государственного природного заказника областного значения.
18.02.2019 Управление по охране животного мира на основании обращения
Комитета по управлению государственным имуществом ЕАО от 01.02.2019 № 345 об использовании земельных участков категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», расположенные в границах государственного природного заказника областного значения «Чурки» с кадастровыми номерами 79:04:1202004:217, 79:04:1202004:214, 79:04:1202004:212, 79:04:1202004:215, 79:04:1202004:224, 79:04:1202004:218, 79:04:1202004:213, 79:04:1202004:219 сообщило следующее: в связи с тем, что данные земельные участки долгое время не использовались по целевому назначению в их границах сформировалась
определенная экосистема с произрастанием древесно-кустарниковой
растительности. Для использования по целевому назначению земельные
участки необходимо расчистить от древесно-кустарниковой растительности. Работы, связанные с проведением рубок лесных насаждений, а так же
распашка земель в границах соответствующих земельных участков повлекут
за собой разрушение данной экосистемы, что противоречит целям и задачам
Заказника.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета к ООО «Новая жизнь» о расторжении договоров, поскольку для использования выращивания сельскохозяйственной продукции в сложившихся обстоятельствах невозможно. Одновременно 18.03.2019 исх.963 в адрес общества направлены проекты соглашений о расторжении договора.
Поскольку направленные в адрес ООО «Новая жизнь» проекты соглашений не были подписаны в срок до 18.04.2019, истец обратился в суд за защитой нарушенного права.
Как установлено пунктом 3 части 1 статьи 30 Устава Еврейской автономной области от 08.10.1997 № 40-ОЗ управление и распоряжение собственностью области в соответствии с законами области, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляет правительство Еврейской автономной области.
Органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, переданных Еврейской автономной области, а также полномочий Еврейской автономной области в области охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, функционирования особо охраняемых природных территорий является Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области (пункт 1 Положения об Управлении по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.04.2013 № 163-пп).
В соответствии с пунктом 8.2 названного Положения в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения Управление осуществляет государственное управление в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения.
Как установлено пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Спорный договор аренды земельного участка соответствует требованиям гражданского законодательства о его предмете, форме, цене и государственной регистрации. О недействительности или незаключенности договора стороны в судебном порядке не заявляли.
Правоотношения участников сделки регулируются гражданско-правовыми нормами главы 34 ГК РФ, а также статьями 22, 42, 65, 95 Земельного кодекса РФ, положениями о государственном природном заказнике областного значения "Чурки".
Распоряжением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 07.12.1963 № 1262 на территории Еврейской автономной области создан государственный охотничий заказник краевого значения "Чурки".
Постановлением главы администрации Еврейской автономной области от 01.07.1992 № 120 "Об изменении назначения и статуса государственных природных заказников на территории Еврейской автономной области" заказник "Чурки" преобразован в государственный природный заказник областного значения.
Согласно пункту 1.4 Положения о государственном природном заказнике областного значения "Чурки", утвержденном постановлением правительства Еврейской автономной области от 03.09.2013 № 423-пп, заказник находится в ведении управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области.
В разделе 2 Положения установлено, что общая площадь Заказника составляет 83052 га, описаны его границы.
Заказник включен в реестр особо охраняемых природных территорий областного значения за номером 79:2,3-О:Г:04 (приказы Управления от 02.02.2012 № 3, от 01.07.2013 № 48, от 20.01.2014 № 4).
Земельный участок с кадастровым номером 79:04:1202004:218, площадью 2818,71 га (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), имеющий адресный ориентир: ЕАО, Биробиджанский район, 2900 м на юго-запад от с. Красивое, передан в аренду до утвержденном постановлением правительства Еврейской автономной области от 03.09.2013 № 423-пп Положения о государственном природном заказнике областного значения "Чурки".
Факт вхождения земельного участка с кадастровым номером 79:04:1202004:218 в состав территории государственного природного заказника областного значения "Чурки" подтверждает письмом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Еврейской автономной области от 16.07.2019 № 01-02/2385 схемами расположения земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в том числе относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Положениями пункта 1 статьи 18 ЗК РФ установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации в числе прочих находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Еврейской автономной области от 29.06.2011 № 968-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения" государственными природными заказниками областного значения являются территории области, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
По смыслу приведенных норм права государственные природные заказники регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации, следовательно, участки в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника областного значения "Чурки" – являются собственностью Еврейской автономной области.
Следовательно, КУГИ по ЕАО является надлежащим лицом, требующим расторжение договора аренды земельного участка.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу части 1 статьи 619 ГК РФ договор аренды может быть расторгнут в случае пользования арендованным имуществом с существенным нарушением условий договора и в случае существенного нарушения назначения имущества в процессе пользования.
Согласно пункту 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации помимо оснований, предусмотренных гражданским законодательством, аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 Кодекса.
Невыполнение условия договора об использовании земельного участка по целевому назначению (выращивание сельскохозяйственной продукции) арбитражный суд признает существенным нарушением договора аренды.
Правительство Российской Федерации постановлением от 23.04.2012 № 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" утвердило Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Так, в постановлении указано, что неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Согласно письму Управления по охране и использованию объектов животного мира Правительства ЕАО от 18.02.2019 № 337/19 спорный земельный участок долгое время не использовался по целевому назначению, в границах всего участка сформировалась определенная экосистема с произрастанием древесно-кустарниковой растительности.
Не использование земельного участка по целевому назначению подтверждается актом обследования земельного участка от 16 июля 2019 года, факт не использования участка не оспаривается и самим ответчиком. Однако последний в пояснениях указывал, что участок не использовался прежним арендатором, земельный участок передан ему в 2017 году, и он не успел приступить к его использованию.
Кроме того, истцом дополнительно указано на невнесение в установленные сроки арендной платы более двух раз подряд, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 619 ГК РФ может служить самостоятельным основанием для расторжения договора.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом доказан факт существенного нарушения условий договора аренды, а именно не использования земельного участка по целевому назначению, в связи с чем требование подлежит удовлетворению.
При обращении в арбитражный суд с настоящим иском комитет на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не производил уплату государственной пошлины.
Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет за рассмотрение арбитражным судом настоящего спора, составляет 6000 рублей.
Таким образом, с Общества в доход федерального бюджета следует взыскать 6000 рублей государственной пошлины.
руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
исковые требования Комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
Расторгнуть договор аренды земельного участка от 24.11.2011 № 942 с кадастровым номером 79:04:1202004:218.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья | С.К. Столбова |