ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-1419/19 от 23.09.2019 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                 Дело № А16-1419/2019

24 сентября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Нехамкиной А. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голобоковой О.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1027900513398, ИНН 7900000302)

к обществу с ограниченной ответственностью "Новая жизнь" (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1027900513398, ИНН 7901536079)

о расторжении договора аренды земли от 24.11.2011 № 940,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – управление по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области  (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии представителей: от истца – ФИО1 (на основании доверенности № 12 от 16.05.2019); от третьего лица – ФИО2 (на основании доверенности № 1189/19 от 28.05.2019),

УСТАНОВИЛ:

комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее – Комитет, КУГИ ЕАО) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новая жизнь" (далее – Общество) о расторжении договора аренды земли от 24.11.2011 № 940.

Определением суда от 01.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено управление по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области (далее – Управление).

В обоснование искового заявления указано, что администрация Биробиджанского муниципального района заключила договор аренды земли от 24.11.2011 № 940 с КФХ ФИО3, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 79:04:1202004:214, общей площадью 8,9239 га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющий адресный ориентир: ЕАО, Биробиджанский район, 2370 м на юго-запад от с. Красивое. 06.07.2017 арендатор заключила с Обществом договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли от 24.11.2011 № 940. Согласно письму Управления от 18.02.2019 № 337/19, указанный земельный участок не может использоваться по своему целевому назначению, поскольку в соответствии с Положением о государственном природном заказнике областного значения «Чурки», заказник «Чурки» является территорией, имеющей особое значение для сохранения и восстановления природных ландшафтов и их компонентов, сохранения и создания условий для воспроизводства и охраны растительных сообществ, видов, подвидов и популяций, охраняемых редких и исчезающих растений, а также объектов животного мира, в том числе ценных в хозяйственном отношении, проведения биотехнических, охранных и учетных работ, поддержания общего экологического баланса в регионе. Обращение Комитета к Обществу о необходимости подписать дополнительное соглашение о расторжении договора аренды земли к положительному результату не привели.

Ответчик в отзыве на исковое заявление требования Комитета не признал, указав, что дополнительным соглашением от 19.06.2018 внесены изменения в договор аренды земли, в связи с реорганизацией права собственности ЕАО на спорный земельный участок, полномочия арендодателя перешли новому арендодателю – КУГИ ЕАО. Новый арендодатель дополнил договор обязанностью арендатора: «использовать земельный участок с обязательным соблюдением режима особой охраны государственного природного заказника областного значения «Чурки». Также договор дополнен пунктом 8.6: «Земельный участок расположен в границах государственного природного заказника областного значения «Чурки». Использование земельного участка возможно с соблюдением особого режима охраны государственного природного заказника областного значения «Чурки». То есть, истец 19.06.2018 согласовал договор от 06.07.2017 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли. Согласно договору аренды земли, спорный земельный участок предоставлен из земель категории «земли сельскохозяйственного назначения» для выращивания сельскохозяйственной продукции. В выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о том, что спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой территории. Изменение целевого назначения и осуществление перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов выписка из ЕГРН не содержит. Учреждение заказника «Чурки» не влечет за собой изъятия земельных участок у их пользователей, владельцев и собственников. На территории заказника «Чурки» возможно осуществление хозяйственной деятельности, предоставление земельных участков в аренду, но с соблюдением режима особо охраняемой природной территории. Документы, подтверждающие использование объектов способом, противоречащим режиму использования особо охраняемой природной территории, отсутствуют.

В судебном заседании 09.09.2019 представитель истца просила расторгнуть договор аренды земли, поскольку земельный участок продолжительное время не использовался по назначению.

Определением от 09.09.2019 судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), принято заявленное истцом уточнение основания исковых требований. 

Ответчик своего представителя в суд не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения основания иска.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержала требования истца.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав в судебном заседании участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, 24.11.2011 между администрацией Биробиджанского муниципального района (арендодателем) и КФХ ФИО3 (арендатором) заключен договор аренды земли № 940, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 79:04:12 02 004:214, общей площадью 8,9239 га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющий адресный ориентир: ЕАО, Биробиджанский район, 2370 м на юго-запад от с. Красивое, для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Договор заключен сроком на 3 года, с 24.11.2011 по 23.11.2014 (пункт 1.2 договора).

Названный договор зарегистрирован управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО 23.12.2011.

Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 24.11.2011.

12.04.2016 сторонами договора аренды земли заключено соглашение, согласно которому в разделах «Арендатор», «Адреса сторон», «Подписи сторон» договора аренды земли от 24.11.2011 № 952 и в приложениях 1, 2, 3 договора, фамилия «Венедиктова» в соответствующих падежах изменена на фамилию «Карипова» в соответствующих падежах.

Указанное соглашение 08.06.2016 зарегистрировано управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО.

06.07.2017 между главой КФХ ФИО4 (арендатором) и Обществом (новым арендатором) заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли от 24.11.2011 № 940, согласно которому арендатор передал новому арендатору все свои права и обязанности по договору аренды земли. Данный договор зарегистрирован управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО 24.07.2017.

19.06.2018 между КУГИ ЕАО (новым арендодателем) и Обществом (арендатором) заключено дополнительное соглашение № 1 к договору аренды земли от 24.11.2011 № 940, пунктом 1.1 которого установлено, что с 14.11.2017, в связи с регистрацией права собственности ЕАО на спорный земельный участок, полномочия арендодателя переходят к новому арендодателю.

01.02.2019 Комитет обратился в Управление с письмом за № 345, в котором просил предоставить информацию о возможности использования спорного земельного участка и установления иного вида разрешенного использования земельного участка на территории заказника в соответствии с классификатором.

В ответ на указанное обращение Управление письмом от 18.02.2019 за № 337/19 сообщило Комитету о том, что согласно Положению о государственном природном заказнике областного значения «Чурки», заказник «Чурки» является территорией, имеющей особое значение для сохранения и восстановления природных ландшафтов и их компонентов, сохранения и создания условий для воспроизводства и охраны растительных сообществ, видов, подвидов и популяций, охраняемых редких и исчезающих растений, а также объектов животного мира, в том числе ценных в хозяйственном отношении, проведения биотехнических, охранных и учетных работ, поддержания общего экологического баланса в регионе. В связи с тем, что спорный земельный участок долгое время не использовался по целевому назначению, в его границах сформировалась определенная экосистема с произрастанием древесно-кустарниковой растительности. Для использования по целевому назначению земельный участок необходимо расчистить от древесно-кустарниковой растительности. Работы, связанные с проведение рубок лесных насаждений, а также распашка земель в границах соответствующих земельных участков повлекут за собой разрушение данной экосистемы, что противоречит целям и задачам заказника. Деятельность по рубке лесных насаждений, а также распашка на территории данного земельного участка не может осуществляться гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и быть согласована Управлением.        

18.03.2019 ответчику направлено претензионное письмо за № 963 и проект соглашения о расторжении договора аренды земли с предложением, в срок до 18.04.2019, подписать его, заверить печатью и направить в Комитет.

Поскольку претензионное письмо оставлено Обществом без ответа и удовлетворения, КУГИ ЕАО обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30 Устава Еврейской автономной области от 08.10.1997 № 40-ОЗ управление и распоряжение собственностью области в соответствии с законами области, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляет правительство Еврейской автономной области.

Органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, переданных Еврейской автономной области, а также полномочий Еврейской автономной области в области охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, функционирования особо охраняемых природных территорий является Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области (пункт 1 Положения об Управлении по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.04.2013 № 163-пп).

В соответствии с пунктом 8.2 названного Положения в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения Управление осуществляет государственное управление в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения.

Как установлено пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Спорный договор аренды земельного участка соответствует требованиям гражданского законодательства о его предмете, форме, цене и государственной регистрации. О недействительности или незаключенности договора стороны в судебном порядке не заявляли.

Правоотношения участников сделки регулируются нормами главы 34 ГК РФ, а также статьями 22, 42, 65, 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), положением о государственном природном заказнике областного значения "Чурки", утвержденным постановлением правительства ЕАО от 03.09.2013 № 423-пп (далее – Положение).

Распоряжением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 07.12.1963 № 1262 на территории Еврейской автономной области создан государственный охотничий заказник краевого значения "Чурки".

Постановлением главы администрации Еврейской автономной области от 01.07.1992 № 120 "Об изменении назначения и статуса государственных природных заказников на территории Еврейской автономной области" заказник "Чурки" преобразован в государственный природный заказник областного значения.

Согласно пункту 1.4 Положения, заказник находится в ведении управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области.

Площадь, местоположение и границы Заказника указаны в разделе 2 Положения. В пункте 2.1 Положения установлено, что общая площадь Заказника составляет 83209,30 га.

Заказник включен в реестр особо охраняемых природных территорий областного значения.

Земельный участок с кадастровым номером 79:04:12 02 004:214, площадью 8,9239 га, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющий адресный ориентир: ЕАО, Биробиджанский район, 2370 м на юго-запад от с. Красивое, передан в аренду до утвержденном постановлением правительства Еврейской автономной области от 03.09.2013 № 423-пп Положения о государственном природном заказнике областного значения "Чурки".

Согласно письму филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Еврейской автономной области от 16.07.2019 № 01-02/2385, спорный земельный участок расположен в границах государственного природного заказника областного значения "Чурки".

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, относятся, в том числе, предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Положениями пункта 1 статьи 18 ЗК РФ установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации в числе прочих находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (статьи 22 – 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Еврейской автономной области от 29.06.2011 № 968-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения" государственными природными заказниками областного значения являются территории области, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

По смыслу приведенных норм права государственные природные заказники регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации, следовательно, участки в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника областного значения "Чурки" – являются собственностью Еврейской автономной области.

Следовательно, истец является надлежащим лицом, требующим расторжение договора аренды земельного участка.

Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу части 1 статьи 619 ГК РФ договор аренды может быть расторгнут в случае пользования арендованным имуществом с существенным нарушением условий договора и в случае существенного нарушения назначения имущества в процессе пользования.

Согласно пункту 2 статьи 46 ЗК РФ помимо оснований, предусмотренных гражданским законодательством, аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 Кодекса.

Невыполнение условия договора об использовании земельного участка по целевому назначению (выращивание сельскохозяйственной продукции) арбитражный суд признает существенным нарушением договора аренды.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.04.2012 № 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" утвердило Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Так, в Постановлении указано, что неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

Согласно письму Управления от 18.02.2019 № 337/19 спорный земельный участок долгое время не использовался по целевому назначению, в границах всего участка сформировалась определенная экосистема с произрастанием древесно-кустарниковой растительности.

Факт не использования земельного участка по целевому назначению подтверждается также актом обследования земельных участков, находящихся в государственной собственности ЕАО, предоставленных в аренду от 16 июля 2019 года, и не оспаривается ответчиком.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом доказан факт существенного нарушения условий договора аренды, а именно, не использования земельного участка по целевому назначению, в связи с чем, требование истца подлежит удовлетворению.

При обращении в арбитражный суд с настоящим иском Комитет на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не производил уплату государственной пошлины.

Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет за рассмотрение арбитражным судом настоящего спора, составляет 6000 рублей.

Таким образом, с Общества в доход федерального бюджета надлежит взыскать 6000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Руководствуясь статьями 110, 156, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

исковые требования комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области удовлетворить.

Расторгнуть договор аренды земли от 24.11.2011 № 940 с кадастровым номером 79:04:1202004:214.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Новая жизнь" в федеральный бюджет 6000 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru

Судья

А.А. Нехамкина