ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-1447/14 от 27.01.2015 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан Дело № А16-1447/2014

30 января 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 30 января 2015 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе судьи Баловой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фогель Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Стикс П" (г. Владивосток Приморского края, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области в лице государственной инспекции безопасности дорожного движения (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий,

при участии представителя государственного органа ФИО1 (на основании доверенности от 11.04.2014 № 1-18/2103),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Стикс П" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области в лице государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – инспекция, ГИБДД) о признании незаконными действий, выразившихся: в аннулировании регистрации транспортного средства, государственный регистрационный знак <***>, свидетельство о регистрации транспортного средства 25 УМ № 472282, паспорт транспортного средства 79 МХ 999430, в внесении в базу розыска свидетельства о регистрации и государственных регистрационных знаков; об обязании осуществить регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства.

В заявлении общество ссылается на отсутствие оснований для аннулирования регистрационный действий, указав, что исключение органа по сертификации продукции машиностроения "ТЕСТ-МАШ" из перечня организаций, уполномоченных выдавать заключения о соответствии транспортных средств, не является основанием для аннулирования регистрации транспортного средства. При аннулировании регистрационного учета соответствующее уведомление инспекция направила не собственнику автомобиля, а первому владельцу, осуществившему постановку автомобиля на учет 19.07.2010. Кроме того, транспортное средство соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720.

Инспекция в отзыве на заявление требования общества не признала, указав, что основанием аннулирования регистрационных действий послужило заключение служебной проверки, в ходе которой установлено, что в период с 21.04.2009 по 14.09.2010 неустановленным лицом от имени органа по сертификации продукции машиностроения "ТЕСТ-МАШ", исключенного из перечня организаций, уполномоченных выдавать заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортных средств, незаконно выданы 804 заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортных средств, на основании которых ГИБДД выдавались свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности и производились регистрационные действия по замене номерных агрегатов. В ходе служебной проверки от 28.12.2012 инспекцией установлено, что указанные свидетельства являются недействительными и подлежащими аннулированию, о чём собственнику транспортного средства, производившему действия по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, направлено соответствующее уведомление.

Заявитель письмом от 26.01.2015 просил суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Суд, с учетом мнения представителя инспекции, рассмотрел дело в отсутствие представителя заявителя.

В судебном заседании представитель ГИБДД заявленные требования не признал, поддержав доводы, изложенные в заявлении.

Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя инспекции, суд считает заявленные требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Из материалов дела следует, что общество 06.06.2014 направило в адрес ГИБДД заявление о предоставлении информации о спорном транспортном средстве, а также об ограничениях и обременениях, существующих в отношении данного средства.

Письмом от 18.06.2014 ГИБДД сообщила обществу, что регистрация спорного автомобиля признана недействительной и аннулирована на основании заключения служебной проверки.

Общество 26.06.2014 направило в инспекцию заявление о предоставлении заключения служебной проверки, в ходе которой установлено, что орган по сертификации продукции машиностроения "ТЕСТ-МАШ" исключен из перечня организаций, уполномоченных выдавать заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, приказа Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 1473, уведомления об аннулировании регистрационных действий, а также документы, подтверждающие их направление в уполномоченный орган. В этом же заявлении общество сообщило инспекции, что непредставление указанных документов, а также мотивированный отказ в их представлении будут обжалованы в судебном порядке.

Данное заявление получено ГИБДД 03.07.2014, о чем свидетельствует уведомление о вручении.

В силу пункта 91 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707, обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

Следовательно, заявление общества от 26.06.2014, поступившее в ГИБДД 03.07.2014, должно было быть рассмотрено инспекцией в срок до 03.08.2014.

Вместе с тем, по состоянию на 03.08.2014 заявление общества инспекцией так и не рассмотрено, мотивированный ответ заявителю не дан.

Учитывая изложенное, трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим заявлением следует отсчитывать с 03.08.2014.

Заявление общества поступило в арбитражный суд в электронном виде 29.10.2014.

Таким образом, трехмесячный срок на обращение в суд заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, 10.06.2010 между гражданином ФИО2 (продавцом) и гражданином ФИО3 (покупателем) заключен договор купли-продажи транспортного средства – TOYOTA TOWN ACE, 1987 года выпуска, номер двигателя 4К-6668838, номер кузова KR260022327, цвет белый, паспорт транспортного средства 25 МХ 603070.

17.06.2010 гражданин ФИО3 обратился в инспекцию с заявлением о регистрации данного транспортного средства.

Кроме того, 10.07.2010 между ООО "Импорт Лайн" (продавцом) и гражданином ФИО3 (покупателем) заключен договор купли-продажи номерного агрегата (транспортного средства), согласно которому продавец продал покупателю транспортное средство TOYOTA HIACE, 1995 года выпуска, цвет белый, кузов № KZH116-0001713.

16.07.2010 гражданин ФИО3 обратился в ГИБДД с заявлением, в котором просил зарегистрировать двигатель (ДВС) IKZ-0216209, двигатель (ДВС) 4К-6668838 – утилизировать; зарегистрировать кузов KZH116-0001713, кузов KR26-0022327 – утилизировать; снять автомобиль с учета с заменой ПТС. Основанием проведения данных регистрационных действий явилось свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 79АА № 003706 от 19.07.2010, выданное органом по сертификации продукции машиностроения "ТЕСТ-МАШ" на основании заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства от 14.07.2010 № 27/161183.

Таким образом, автомобиль TOYOTA TOWN ACE, 1987 года выпуска, номер двигателя 4К-6668838, номер кузова KR260022327, заменен на автомобиль TOYOTA HIACE, 1987 года выпуска, кузов № KZH116-0001713, двигатель № IKZ-0216209.

31.07.2010 автомобиль TOYOTA HIACE, 1987 года выпуска, кузов № KZH116-0001713, двигатель № IKZ-0216209, ПТС 79МХ999430 от 19.07.2010, зарегистрирован в Приморском крае с одновременным снятием с учета.

24.08.2010 указанный автомобиль зарегистрирован ГИБДД УВД г. Владивостока за обществом.

В апреле 2014 года на сайте http://www.gibdd.ru в разделе "Проверка транспортных средств" общество обнаружило, что на данное транспортное средство наложены ограничения в виде аннулирования регистрации.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в инспекцию с заявлением о предоставлении информации о транспортном средстве, в том числе, об ограничениях, обременениях, существующих в отношении указанного транспортного средства.

Письмом от 18.06.2014 инспекция сообщила обществу, что регистрация данного автомобиля признана недействительной и аннулирована на основании заключения служебной проверки, в ходе которой установлено, что заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, послужившее основанием к проведению регистрационных действий, выдано органом по сертификации продукции машиностроения "ТЕСТ-МАШ", исключенным приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 1473 из перечня организаций, уполномоченных выдавать данные заключения. В связи с чем, на основании пунктов 3, 51 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", регистрационные действия с указанным автомобилем признаны недействительными и аннулированы. Паспорт транспортного средства 79МХ999430 от 19.07.2010 выставлен в федеральную базу утраченной и похищенной специальной продукции. Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства 79АА003706, выданное на основании подложного документа, признано недействительным и аннулировано. Уведомление об аннулировании регистрационных действий направлено лицу, производившему указанные регистрационные действия в МРЭО ГИБДД УМВД по ЕАО.

26.06.2014 заявитель обратился в ГИБДД с заявлением о предоставлении надлежащим образом заверенных копий документов: заключения служебной проверки, Приказа Ростехрегулирования № 1473 от 21.04.2009 и уведомления об аннулировании регистрационных действий.

Согласно уведомлению указанное заявление получено инспекцией 03.07.2014.

Поскольку ответа на заявление общества от 26.06.2014 не последовало, ООО "Стикс П" оспорило действия ГИБДД в судебном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7 - 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон № 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.

Пунктом 3 статьи 15 названного закона предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно пункту 4 указанной статьи после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.

Подпункт "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15.06.1998 № 711, предусматривает, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов, в том числе, автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Согласно абзацу 7 пункта 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 23.10.1993 № 1090 соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.

Регистрация изменений конструкции ТС регламентируется Приказом МВД РФ от 07.12.2000 № 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГИБДД МВД РФ по техническому надзору" (далее – Приказ № 1240) и Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (далее – Правила регистрации).

Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации является Приложением № 2 к Приказу № 1240.

Пунктом 14.1 Приложения № 2 установлено, что для получения свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство и документы, в частности, заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Организациями, уполномоченными выдавать заключения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортных средств, являются органы по сертификации, которые аккредитованы в установленном порядке и занесены в Государственный Реестр Системы сертификации ГОСТ Р, технические службы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке и занесены в Государственный Реестр Системы сертификации ГОСТ Р, испытательные лаборатории (центры) по сертификации, а также другие организации, уполномоченные Главным управлением ГИБДД.

В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

Согласно пункту 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Согласно Приказу Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 1473 "Об отмене действия аттестата аккредитации" действие аттестата аккредитации Межотраслевого фонда "Сертификация продукции машиностроения "Тест-Маш", аккредитованного в системе ГОСТ Р в качестве органа по сертификации продукции машиностроения рег. № РОСС RU.0001.11MT32 от 28 июня 2006 г., отменено с даты регистрации настоящего Приказа. Руководителю органа по сертификации продукции машиностроения Межотраслевого фонда "Сертификация продукции машиностроения "Тест-Маш" приказано прекратить деятельность по подтверждению соответствия продукции, включенной в область аккредитации, в системе ГОСТ Р, направить подлинник действующего аттестата аккредитации органа по продукции машиностроения Межотраслевого фонда "Сертификация продукции машиностроения "Тест-Маш" в Управление развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, неиспользованные бланки сертификатов соответствия направить в ФГУ "Консультационно-внедренческая фирма "Интерстандарт".

Основанием для аннулирования государственной регистрации транспортного средства явилось заключение служебной проверки от 28.12.2012, а также заключение проверки от 31.10.2013.

Так, служебной проверкой установлено, что орган сертификации продукции машиностроения «ТЕСТ-МАШ» не вправе был 14.07.2010 выдавать гражданину ФИО3 заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, поскольку приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 1473 отменен аттестат аккредитации, в связи с чем, данный орган сертификации исключен из Перечня организаций, уполномоченных выдавать такие заключения.

Следовательно, у государственного органа имелись основания для признания недействительной и аннулирования регистрации транспортного средства общества.

Заявителем не представлены доказательства обращения в ГИБДД с заявлением о восстановлении регистрационного учета автомобиля с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков на автомобиль, дубликата паспорта транспортного средства, и представления ответчику документов, подтверждающих устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия.

Документы, подтверждающие проведение повторной сертификации в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 15 Закона № 196-ФЗ в материалы дела также не представлены.

У суда отсутствуют правовые основания для обязания ответчика произвести регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства, поскольку допуск к участию в дорожном движении может быть разрешен только после устранения причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия.

Судом не принимаются доводы общества о ненаправлении заявителю соответствующего уведомления при аннулировании регистрационного учета, поскольку данное уведомление направлено инспекцией 01.08.2013 и дополнительно 11.11.2013 собственнику транспортного средства, обращавшемуся в ГИБДД с заявлениями о регистрации транспортного средства – гражданину ФИО3

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований общества следует отказать.

Руководствуясь статьями 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Стикс П" отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья

Е.В. Балова