АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-1626/2013
Резолютивная часть решения объявлена 25.03.2014.
В полном объеме решение изготовлено 26.03.2014.
26 марта 2014 года
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе судьи Баловой Е.В. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фогель Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хэмэн-Дальний Восток" (с. Полевое Октябрьского района Еврейской автономной области, ОГРН 7900126471 , ИНН 7905410239)
к Биробиджанской таможне (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1027900512474, ИНН 7900001553)
о признании недействительным решения об отказе в выпуске товаров, изложенного в декларации на товары № 10708020/261113/0001023 от 10.12.2013,
заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Транссервис Плюс" (г. Москва, ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии представителей: от заявителя – ФИО1; от таможенного органа – ФИО2, ФИО3,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Хэмэн - Дальний Восток» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным решения Биробиджанской таможни (далее – таможня, таможенный орган) об отказе в выпуске товаров, изложенного в декларации на товары № 10708020/261113/0001023 от 10.12.2013.
Определением суда от 29.01.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен орган по сертификации продукции, выдавший заявителю сертификаты соответствия, - общество с ограниченной ответственностью «Транссервис Плюс» (далее - ООО «Транссервис Плюс»).
В заявлении Общество ссылается на то, что отказ таможни в выпуске товара является незаконным, поскольку представленными в таможенный орган документами (сертификатами соответствия) подтвержден 4 экологический класс ввезенных на территорию Российской Федерации транспортных средств – грузовых автомобилей–самосвалов марки OULING, модель ZB3040LDBS, с дизельным ДВС мощностью 66 Квт, объемом 3707 куб. см, модель двигателя SD4BW60-3U, двухосных, полная масса 4495 кг, габаритные размеры 4860*1940*2260 мм, синего цвета, с комплектом ЗИП, 2011 года выпуска, изготовитель SHANDONGTANGJUNOULINGAUTOMOBILEMANUFACTURINGCO.LTD (TM), бывшие во владении, в количестве трех штук (далее – ТС).
В отзыве на заявление таможенный орган, в обоснование правомерности отказа в выпуске товаров, сослался на заключение эксперта от 09.12.2013 № 06/580/2013, согласно которому ТС, являющиеся объектом исследования, по своим конструктивным особенностям не соответствуют конструкции транспортных средств, выполняющих требования экологического класса 3 и выше.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель таможни в судебном заседании не признал требования Общества по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
По ходатайству таможенного органа суд в судебном заседании 21.01.2014 допросил эксперта ФИО4, который пояснил, что он проводил таможенную экспертизу на предмет фактической комплектации ввезенных ТС, наличие элементов и систем конструкции для обеспечения снижения уровня выбросов. В 2012 году он прошел обучение – повышении квалификации в негосударственном образовательном учреждении «Региональный институт передовых технологий и бизнеса» по направлению «Особенности конструкции, эксплуатации, гарантийного, послегарантийного обслуживания и сопутствующего ремонта грузовых, легковых автомобилей, автобусов, тракторов и их агрегатов» по программе «Отличительные особенности грузовых автомобилей, оснащенных двигателями Евро-4». В силу полученных им знаний и опыта экспертной работы, более десяти лет, он пришел к выводу, что по своим конструктивным особенностям ТС, являвшиеся объектом исследования, не соответствуют конструкции транспортных средств, выполняющих требования не только экологического класса 4, но и экологического класса 2.
Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, считает требования Общества необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 27.10.2004 за основным государственным регистрационным номером <***>. Единственным учредителем Общества является Главная фирма диверсификации Хэганского шахтного управления (г. Хэган, провинция Сянян, КНР).
Согласно пункту 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Пунктом 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с внешнеторговым контрактом № HM-2013-10 от 01.10.2013 Хэганской торгово-промышленной компанией «Хэмэн» (КНР) в адрес ООО «Хэмэн - Дальний Восток» 26.11.2013 на таможенную территорию Таможенного союза (Амурзетский таможенный пост Биробиджанской таможни) по декларации на товары № 10708020/261113/0001023 от 26.11.2013 (далее – ДТ) ввезен товар – ТС, для помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».
При декларировании товара заявителем в электронном виде представлены документы, необходимые для принятия ДТ, а также документы, необходимые для начала проверки ДТ, в том числе в подтверждение заявленных сведений об экологическом классе ввозимых ТС, сертификаты соответствия №№ C-CN.MT45.A.05233, C-CN.MT45.A.05234, C-CN.MT45.A.05235 от 14.10.2013, выданные ООО «Транссевис Плюс», и свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства №№ A-CN.MT88.A.06149, A-CN.MT88.A.06150, A-CN.MT88.A.06151 от 14.10.2013, выданные испытательной лабораторией ООО «Транссевис Плюс».
Решением таможенного органа от 28.11.2013, в порядке статьи 138 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), на основании профиля риска № 55/10000/28062004/9333, назначена идентификационная таможенная экспертиза товаров, производство которой поручено экспертно-исследовательскому отделу № 3 (г. Хабаровск) Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (г. Владивосток).
Согласно заключению таможенного эксперта № 06/580/2013 от 09.12.2013 по своим конструктивным особенностям транспортные средства, являющиеся объектами исследований, не соответствуют конструкции транспортных средств, выполняющих требования экологического класса 3 и выше.
05.12.2013 таможенным органом принято решение об отказе Обществу в выпуске товаров.
Не согласившись с указанным решением, ООО «Хэмэн – Дальний Восток» оспорило его в судебном порядке.
В статье 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об охране атмосферного воздуха» закреплены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, в том числе принципы недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды и обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) порядок ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи и с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 утвержден технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее - Технический регламент).
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (статья 2 Закона о техническом регулировании).
В силу пункта 1 статьи 29 Закона о техническом регулировании для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Согласно приложению № 2 к Техническому регламенту в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ в Российской Федерации автомобильная техника и двигатели внутреннего сгорания подразделяются на экологические классы 0, 1, 2, 3, 4 и 5.
По международной классификации экологические классы именуются «Евро-0», «Евро-1», «Евро-2», «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5».
Пунктом 10 Технического регламента предусмотрено, что уровень выбросов автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, выпускаемых в обращение, на дату производства, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Технического регламента. Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной п. 14 настоящего регламента. Указанное положение не распространяется на автомобильную технику и двигатели внутреннего сгорания, имеющие соответствующие документы, предусмотренные п. 13 настоящего регламента.
Согласно пункту 14 Технического регламента введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания осуществляется в следующие сроки: а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу Технического регламента; б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.; в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.; г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г.
Пунктом 11 Технического регламента предусмотрено, что соответствие автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Содержание сертификата соответствия, порядок организации обязательной сертификации установлены статьями 25, 26 Федерального закона «О техническом регулировании», согласно которым обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Информация о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях включается в сертификат соответствия.
Таким образом, в случае ввоза ранее бывшего в эксплуатации транспортного средства, недостаточно исследования только технической документации на транспортное средство.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что испытание (исследование, измерение) ТС испытательной лабораторией и органом по сертификации ООО «Транссервис Плюс» не проводилось.
Так, сертификаты соответствия и свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства выданы Обществу 14.10.2013, т.е. в период, когда товар находился на территории КНР. Более того, в контракте указано, что поставка товара осуществляется на условиях DAP. По условиям DAP поставка осуществлена, когда продавец передает товар в распоряжение покупателя в поименованном месте на транспортном средстве готовым для разгрузки (т.е. неразгруженным). Таким образом, ООО «Хэмэн – Дальний Восток» получил от органа по сертификации продукции документы на товар, собственником которого он не являлся.
Данные обстоятельства также подтверждаются заключением эксперта ФИО4 и его пояснениями в судебном заседании.
Согласно информации Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) от 19.03.2014 № 3673/03-ПШ сертификаты соответствия №№ C-CN.MT45.A.05233, C-CN.MT45.A.05234, C-CN.MT45.A.05235, выданные заявителю 14.10.2013 ООО «Транссервис Плюс», а Едином реестре сертификатов соответствия не зарегистрированы. Из письма Росаккредитации от 12.03.2014 № 3139/03-ПШ следует, что действие аттестата аккредитации ООО «Транссервис Плюс» № РОСС RU.001.11МТ45 приказом Росаккредитации от 31.10.2013 № 3580 приостановлено, в связи с нарушениями, выявленными в ходе контрольных мероприятий; выданы предписания. В связи с не устранением органом по сертификации продукции предписаний, приказом Росаккредитации от 29.01.2014 № 185 прекращено действие аттестата аккредитации № РОСС RU.001.11МТ45. Приказом Росаккредитации от 11.11.2013 № 3669 действие аттестата аккредитации № РОСС RU.001.21МТ88 испытательной лаборатории ООО «Транссервис Плюс» также приостановлено, в связи с нарушениями, выявленными в ходе контрольных мероприятий; выданы предписания. В связи с не устранением испытательной лабораторией предписаний, приказом Росаккредитации от 12.02.2014 № 285 прекращено действие аттестата аккредитации № РОСС RU.001.21МТ88.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что сертификаты соответствия №№ C-CN.MT45.A.05233, C-CN.MT45.A.05234, C-CN.MT45.A.05235 выданы неуполномоченным органом, в связи с чем, Росаккредитацией исключены из Единого реестра сертификатов.
При таких обстоятельствах суд считает, что при декларировании товара заявителем не представлены документы, подтверждающие заявленный в декларации на товары экологический класс транспортного средства.
Руководствуясь статьями 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Хэмэн-Дальний Восток" отказать.
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решение (изготовления его в полном объеме).
Если иное не предусмотрено АПК РФ, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья | Е.В. Балова |