АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-1713/2017
21 июня 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2018 года. Полный текст решения изготовлен 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Серовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антипенко Е.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (г. Хабаровск, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к отделу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания от 25.05.2017,
при участии от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 10.01.2018, № 51/9, ФИО2, представителя по доверенности от 01.06.2018 № 51/316; от отдела – ФИО3, представителя по доверенности от 15.01.2018 № 840/25-33,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее – заявитель, Общество, АО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее – Отдел) от 25.05.2017 об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Отдел в мотивированном отзыве, представленном в суд 14.09.2017, указал, что с заявленными требованиями не согласен. Считает, что оспариваемым предписанием установлены разумные сроки устранения недостатков.
В возражениях на отзыв от 11.10.2017 заявитель не согласился с доводами, изложенными в отзыве.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 17.10.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018, заявленные требования удовлетворены частично; оспариваемое предписание признано недействительным в части срока устранения недостатков – 01.12.2017 в отношении оборудования территории объекта основным ограждением высотой не менее 2,5 м, нижним дополнительным ограждением для защиты от подкопа на глубину не менее 0,5 м со стороны ул. Шолом-Алейхема в г. Биробиджане ЕАО, объектом периметральной системы охраны и системой охранного телевидения, признано недействительным, в остальной части в удовлетворении требований заявителю отказано, с отдела Росгвардии в пользу общества взыскана государственная пошлина в сумме 1 500 рублей.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 апреля 2018 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Арбитражному суду ЕАО кассационной инстанцией указано на необходимость исследования: предписания на разумность и достаточность, выполнимость в установленный срок с учетом плана мероприятий по обеспечению
антитеррористической защищенности, а также наличия соответствующего финансирования, неотложности и чрезвычайной необходимости проведения указанных мероприятий и других заслуживающих внимания обстоятельств; доводов Общества о несоответствии пункта 10 предписания требованиям Правил № 458; каждого из оспариваемых Обществом пунктов предписания с точки зрения проверки наличия либо отсутствия факта нарушения субъектом топливно-экономического комплекса требований законодательства, которое предписал устранить административный орган.
В судебном заседании представители заявителя на удовлетворении требований настаивали в полном объеме.
Представитель Отдела требования не признал.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 4 плана проведения проверок объектов топливно-энергетического комплексам отделом была проведена проверка объекта Биробиджанская ТЭЦ по адресу ЕАО, <...>.
По результатам проведенной с 02.05.2017 по 25.05.2017 проверки выявлены нарушения, которые отражены в акте от 25.05.2017 № 4.
05.06.2017 заявителем в адрес отдела были направлены возражения к акту о сроках исполнения предписания и их переносе.
В ответе от 04.07.2017 отдел отказал в переносе сроков исполнения предписания.
На основании указанного акта Отдел вынес предписание, которым заявитель обязан в срок до 01.12.2017 в соответствии с Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 (далее - Правила № 458):
1. пункт 66 – оборудовать подземные и наземные коммуникации, имеющие выходы в виде колодцев, люков, шахт, открытых трубопроводов и каналов постоянными или съемными решетками;
2. подпункты а, б пункт 1 приложения № 1, подпункты а, б пункта 67, пункты 70, 73, 75, 80, 81,82, 83, 84, 85 – суммарная высота основного ограждения с учетом дополнительного ограждения на протяжении 50 м от железнодорожных ворот в направлении склада ОКСа составляет менее 2,5 м, также на данном участке имеется пролом железобетонной плиты (северное направление), полотно основного ограждения на участке от железнодорожных ворот до угла пересечения пер. Первомайский и Шолом-Алейхема на протяжении 418 м выполнено из железобетонных плит толщиной менее 100 мм. Нижнее дополнительное ограждение, установленное под основным ограждением с заглублением в грунт (не менее 0,5 м) и предназначенное для защиты от подкопа на участке от пролома железобетонной плиты в сторону железнодорожных ворот вдоль пер. Первомайский и ул. Шолом-Алейхема до административного здания длиной 672 м отсутствует. Отсутствует верхнее дополнительное (противоперелазное) ограждение на крышах/стенах одноэтажных зданий, примыкающих к ограждению (КПП-1, гараж, примыкающий к складу ОКСа). Основное и дополнительное ограждение критического элемента объекта (система техводоснабжение) отсутствует;
3. подпункт в пункта 1 приложения № 1, подпункта в пункта 67, пункта 86, 87, 88 – оборудовать критический элемент объекта (система техводоснабжения) внешним предупредительным ограждением;
4. подпункт в пункта 1 приложения № 1, подпункта г пункта 67, пункта 91 - оборудовать ограждением локальных зон критические элементы объекта (эстакада топливопередачи, котельный цех, система химической водоочистки, мазутное хозяйство, РУ 35/6);
5. подпункт б пункта 2 приложения № 1, пункты 2, 71 подпункты а пункта 94 – оборудовать с внутренней стороны объекта запретную зону, предназначенную для выполнения персоналом физической защиты служебных задач;
6. подпункт д пункта 2 приложения № 1, приложения № 2, пункты 90, 104, 105, 108 - установить предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки;
7. подпункт г пункта 2 приложения № 1, пункт 103 - установить на оконных проемах критических элементов объекта (эстакада топливоподачи, котельный цех, система химической водоочистки, главный щит управления) и на 4-х оконных проемах 1-го этажа административного здания со стороны ул. Шолом-Алейхема металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставки, решетки, сетки и т.д.), а также заменить дверные полотна в помещении центрального теплового щита здания котельного цеха и на входе в административное здание (входные двери со стороны ул. Шолом-Алейхема) на соответствующие по степени устойчивости наружным дверным конструкциям 2 класса;
8. подпункт б пункт 3 приложения № 1, пункты 129, 131, подпункты а, г, д пункта 139 – оборудовать контрольно-пропускной пункт для проезда автомобильного транспорта досмотровой площадкой, основными и вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами), колесоотбоями, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ;
9. подпункт в пункта 3 приложения № 1, пункты 147, 148, подпункты а, в, г, д, е пункта 151, пункты 154, 157 – оборудовать контрольно-пропускной пункт для проезда железнодорожного транспорта досмотровой площадкой, техническими средствами обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ, семафорами;
10. пункты 4, 5 приложения № 3, пункт 165 – оборудовать контрольно-пропускной пункт (пост № 1) отдельной комнатой для чистки оружия и комнатой для установки источников питания технических средств охраны (электрощитовая);
11. подпункты а, б пункта 3 приложения № 1, пункт 112 – оборудовать входные двери в КПП (пост № 1) средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения;
12. подпункт в пункт 3 приложения № 1, пункт 154 – установить на воротах для въезда железнодорожного транспорта КПП (пост № 2) тревожную сигнализацию (с подачей извещения о тревоге);
13. пункт 4 приложения № 1, пункт 177 – оборудовать системой охранной сигнализации периметр территории объекта с выводом на объектовый пункт централизованной охраны;
14. пункт 5 приложения № 1, пункт 177 – оборудовать системой охранной сигнализации внешний рубеж критических элементов объекта (с выходом на объектовый пункт централизованной охраны);
15. пункт 6 приложения № 1, пункт 177 – оборудовать системой охранной сигнализации внутренние помещения критических элементов объекта (эстакада топливоподачи, система химической водоочистки, мазутное хозяйство) с выводом на объектовый пункт централизованной охраны);
16. пункт 15 приложения № 1 – установить на объекте систему сбора и обработки информации;
17. подпункт а пункт 3 приложения № 1, пункт 205 – оборудовать критические элементы объекта системой контроля и управления доступа;
18. пункт 99, подпункт а пункта 227, пункт 232 - оборудовать системой охранной телевизионной периметр территории объекта, пост № 2 (железнодорожные ворота), пост № 3 (вышка), запасные ворота для въезда автомобильного транспорта, ворота для въезда железнодорожного транспорта, критические элементы объекта (эстакада топливоподачи, система химической водоочистки, мазутное хозяйство, система техводоснабжения);
19. подпункт а пункта 3, подпункт б, в, г пункта 8 приложения № 1, пункты 228, 229, 230, 237, 239 – установить телевизионные камеры на отдельных опорах, кронштейнах, закрепленных на основном ограждении, опорах, кронштейнах, закрепленных на основном ограждении, опорах охранного освещения, конструкциях объекта или внутри помещений, в том числе на дистанционно управляемых поворотных платформах. Обеспечить непрерывные зоны для наблюдения замкнутого периметра объекта. Оснастить территорию объекта видеокамерами наружного наблюдения, которые имеют достаточное разрешение с целью обеспечения охраны прилегающей к охраняемому объекту территории в условиях недостаточного освещения. Установить периферийные технические средства системы охранной телевизионной со встроенной функцией обнаружения движущейся цели (видеодетектор);
20. подпункт а пункт 10 приложения № 1, пункт 242 – установить на объекте стационарные радиостанции;
21. подпункт г пункт 10 приложения № 1, подпункт б пункта 242 - оборудовать объект средствами проводной связи с органами внутренних дел;
22. подпункт д пункт 243 – обеспечить оперативный мониторинг абонентских радиосредств с отображением результатов на мониторе оператора;
23. подпункт е пункта 243 – обеспечить в круглосуточном режиме прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудио прослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции;
24. пункт 13 приложения № 1, пункт 253, подпункт д пункта 255 – оборудовать дополнительным охранным освещением, которое должно включаться при фиксации нарушения на соответствующем охраняемом участке в ночное время, а при плохой видимости в дневное;
25. пункт 13 приложения № 1, пункт 256 – оборудовать сеть охранного освещения по периметру и на территории объекта зонами разделения на самостоятельные участки в соответствии с зонами системы охранной сигнализации и системой охранной телевизионной с подключением данной сети к отдельной группе распределительного щита, который должен быть установлен в помещении охраны, закрыт на замок и оборудован средствами охранной сигнализации;
26. пункты 268, 269 – обеспечить автономное электропитание от сети 220/380 вольт переменного тока для технических средств охраны подключением к отдельной группе электрощита с помощью линейно-кабельной сети.
Заявитель, полагая, что оспариваемое предписание, которым Отдел обязал его выполнить охранные мероприятия, незаконно, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, заслушав представителей заявителя и Отдела, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению частично ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Данный вывод согласуется разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Оспариваемым предписанием Отдела заявитель был обязан выполнить меры по оснащению используемого объекта в соответствии с Правилами № 458.
Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее – Закон № 256-ФЗ) устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии возлагается выполнение в том числе следующей задачи: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Пункты 46 и 53 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2016 N 1067, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.
В случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
а) выдать предписание уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
б) составить протокол об административном правонарушении за нарушение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, их предупреждению и предотвращению.
Таким образом, действия отдела проведены в пределах предоставленных законом полномочий.
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 18.04.2017 по делу № 2-879/2017 удовлетворены требования прокурора города Биробиджана, АО "ДГК" было обязано в срок до 31.12.2025 оборудовать территорию объекта основным ограждением высотой не менее 2,5 м, нижним дополнительным ограждением для защиты от подкопа на глубину не менее 0,5 м со стороны ул. Шолом-Алейхема в г. Биробиджане ЕАО, объектом периметральной системы охраны и системы охранного телевидения.
Отдел в отзыве указал, что считает указанное решение распространяющимся на стороны, участвующие в деле – прокурора и АО "ДГК".
Суд данный довод не принимает на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, учитывая, что предмет спора совпадает, выводы суда общей юрисдикции обязательны для применения в настоящем деле.
Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания предписания недействительным от 25.05.2017 в части срока устранения недостатков – 01.12.2017 в отношении оборудования территории объекта основным ограждением высотой не менее 2,5 метров, нижним дополнительным ограждением для защиты от подкопа на глубину не менее 0,5 м. со стороны ул. Шолом-Алейхема в г. Биробиджане ЕАО, объектом периметральной системы охраны и системой охранного телевидения.
В данном случае следует применить срок исполнения, примененный судом общей юрисдикции – до 31.12.2025.
Так, в заявлении в настоящем деле указано, что мероприятия по охранному обеспечению будут завершены до 2025 года.
Те же обстоятельства исследовались судом общей юрисдикции в вышеуказанном деле, исследовались также финансовые возможности Общества.
На основании изложенного суд считает возможным установить возможность для исполнения предписания до 31.12.2025.
Дата исполнения, назначенная ранее указанного срока, привела к недействительности предписания в данной части в связи с его неисполнимостью.
В пункте 5 оспариваемого предписания Отдел обязал Общество оборудовать с внутренней стороны объекта запретную зону, предназначенную для выполнения персоналом физической защиты служебных задач.
В предписании имеется ссылка на подпункт б пункта 2 приложения № 1, пункты 2, 71, подпункт а пункта 94 Правил № 458.
Согласно указанным пунктам на объекте устанавливается запретная зона в 6 м от внутреннего ограждения без каких-либо строений и растительности.
В дополнении к апелляционной жалобе Общество указало, что оборудовать такую зону возможно только после установки основного ограждения (срок исполнения до 31.12.2015), так как в данном месте находятся административное здание, КПП, автоматическое распределительное устройство (АСУ).
На основании изложенного в части срока исполнения данный пункт предписания также недействителен, так как не может быть реально исполнен.
Пункт 7 предписания обязывает Общество установить на оконных проемах металлические оконные конструкции (решетки, жалюзи и так далее) и заменить дверные полотна в помещении центрального теплового щита здания котельного цеха и на входе в административное здание на дверные конструкции 2 класса.
В дополнении к апелляционной жалобе Общество указало, что в отношении административного здания выполнение предписания нецелесообразно, так как его необходимо будет снести для оборудования ограждения и запретной зоны.
Суд соглашается с доводом Общества, так как выполнение охранных мероприятий носит системный и комплексный характер, в связи с чем не может приводить к необоснованным тратам Общества из-за формальной необходимости выполнения предписания. В данном случае оно является бессмысленным.
В связи с изложенным указанный пункт в части, касающейся административного здания, также недействителен.
Пункт 8 предписания обязывает Общество оборудовать контрольно-пропускной пункт досмотровой площадкой, шлагбаумами, средствами обнаружения металлических предметов и взрывчатых веществ.
Общество в дополнении к апелляционной жалобе указало, что в связи с примыканием территории объекта к муниципальной автомобильной дороге для выполнения работ необходимо получить разрешение в органе местного самоуправления, что не позволяет выполнить предписание в срок.
Таким образом, данный пункт также действителен в части срока исполнения.
Пункт 9 предписания обязывает Общество оборудовать контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта досмотровой площадкой, семафорами, средствами обнаружения металлических предметов и взрывчатых веществ.
Учитывая, что КПП для железнодорожного транспорта является неотъемлемой частью ограждения, срок оборудования которого установлен до 31.12.2025, указанные пункт также недействителен в части срока исполнения.
В пункте 10 оспариваемого предписания Отдел обязал Общество оборудовать контрольно-пропускной пункт отдельной комнатой для чистки оружия и комнатой для установки источников питания технических средств охраны (электрощитовой).
Данный пункт имеет ссылку на пункты 4, 5 Приложения № 3, пункт 165 к Правилам № 458.
Согласно пункту 165 Правил № 458 караульное помещение склада взрывчатых материалов размещается в зоне отторжения и должно иметь ограждение с охранной сигнализацией.
В пунктах 4, 5 Приложения № 3 перечислены требования к караульному помещению.
Однако как следует из предписания и материалов дела имеется ввиду контрольно-пропускной пункт (пост № 1), а не караульное помещение.
Таким образом, предписание в данной части также незаконно.
Пункты предписания 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 25, 26 относятся к усилению периметральной системы охраны, срок исполнения которой установлен до 2025 года, в связи с чем указанные пункты в части срока исполнения подлежат признанию недействительными.
Пункты 17, 20, 22, 23, 24 предписания обязывают Общество оборудовать критические элементы объекта системой контроля и управления доступом, установить радиостанции, обеспечить мониторинг радиосредств, прослушивание переговоров и обстановки.
По указанным пунктам суд считает необходимым учесть финансовые возможности Общества, планирование затрат.
Следовательно, указанные пункты в части срока исполнения также подлежат признанию недействительными.
Согласно Правилам № 458: пункт 66: подземные и наземные коммуникации, имеющие выходы в виде колодцев, люков, шахт, открытых трубопроводов и каналов, оборудуются постоянными или съемными решетками с параметрами, определяемыми нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации об инженерно-технической укрепленности зданий и сооружений; пункт 67: инженерные заграждения по функциональному назначению подразделяются на: а) основное ограждение; б) дополнительное ограждение; в) предупредительное ограждение; г) ограждение локальных зон; пункт 70: основное ограждение возводится по всему периметру объекта, в нем не должно быть лазов, проломов и других повреждений, незапираемых и неконтролируемых ворот и калиток. Основное ограждение может быть сплошным или просматриваемым; пункт 73: суммарная высота основного ограждения с учетом дополнительного ограждения по периметру объекта должна составлять не менее 2,5 метра; пункт 75: сплошное ограждение может быть: а) железобетонным (толщина не менее 100 миллиметров); б) каменным, кирпичным (толщина не менее 250 миллиметров); в) сплошным металлическим (толщина листа не менее 2 миллиметров); пункт 80: для предотвращения прорыва на территорию объекта автомобильного транспорта средств на тараноопасных направлениях сетчатое (решетчатое) ограждение устанавливается на фундамент в виде железобетонного цоколя высотой не менее 0,5 метра с заглублением в грунт не менее 0,5 метра; пункт 81: дополнительное ограждение устанавливается вверху (должно быть просматриваемым) и (или) внизу основного ограждения для увеличения его задерживающих свойств и размещения дополнительных периметральных средств обнаружения, усиливающих сигнализационное блокирование соответственно перелаза и (или) подкопа; пункт 82: верхнее дополнительное ограждение представляет собой противоперелазный козырек на основе спиральной или плоской армированной колючей ленты диаметром не менее 0,5 метра. В качестве козырька возможно использование проволочного или сеточного полотна шириной не менее 0,6 метра, перелаз через который блокируется периметральным средством обнаружения; пункт 83: нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа заглубляется в грунт на глубину не менее 0,5 метра, выполняется в виде бетонированного цоколя или сварной решетки с размером ячейки не более 15 сантиметров; пункт 84: в качестве нижнего дополнительного ограждения возможно использование проволочного или сеточного полотна шириной не менее 0,5 метра, которое блокируется противоподкопным периметральным средством обнаружения, или противотаранного цоколя основного ограждения, заглубленного в грунт на 0,5 метра и более; пункт 85: дополнительное ограждение следует устанавливать на крышах и стенах одноэтажных зданий, примыкающих к основному ограждению объекта или являющихся составной частью его периметра; пункт 86: предупредительное ограждение должно быть просматриваемым и располагаться рядом с основным (с внутренней и (или) внешней стороны). На нем размещаются предупредительные, разграничительные и запрещающие знаки, а также при необходимости периметральные средства обнаружения, выдающие тревожное извещение при перелазе или разрушении полотна ограждения (пролазе); пункт 87: предупредительное ограждение изготавливается из металлической сетки или прутков, армированной колючей ленты и может нести функцию дополнительного с размещением на нем периметрального средства обнаружения, блокирующего перелаз; пункт 88: предупредительным ограждением оборудуются отдельные участки территории, критические элементы объекта, досмотровые площадки контрольно-пропускных пунктов автомобильного и железнодорожного транспорта. Высота предупредительного ограждения составляет 1,5 - 2 метра, для досмотровых площадок 2 - 2,5 метра; пункт 90: для обозначения границ зон охраны, запретных зон и предупреждения о запрещении прохода используются предупредительные разграничительные знаки, в том числе для обозначения границ между постами. Они изготавливаются из листового металла или композиционного материала, надписи делаются на русском языке; пункт 91: для выгораживания отдельных зон внутри объекта (уязвимых мест, критических элементов) предусматривается ограждение, которое может быть аналогично основному или предупредительному; пункт 94: к инженерным средствам и сооружениям относятся: а) запретная зона; б) зона (полоса) отторжения; в) инженерное оборудование постов охраны; г) защитные конструкции; д) запрещающие, разграничительные, указательные и предупредительные знаки; пункт 99: наблюдательные вышки (кирпичные, деревянные, металлические или из сборного железобетона) устанавливаются для увеличения и лучшего просмотра контролерами (постовыми) запретной зоны и подступов к объекту. Конструкция вышки должна обеспечивать защиту контролера (постового) от поражения стрелковым оружием. Конструкция и место размещения вышки определяются в зависимости от рельефа местности и конфигурации зоны наблюдения. Вышки оборудуются системой охранной телевизионной; пункт 103: к защитным конструкциям относятся: а) средства защиты оконных проемов: бронестекло (для оконных проемов критических элементов объекта); защитное остекление (композиция стекла и полимерных пленок); защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.); б) средства защиты дверных проемов (для наружных дверей и дверей помещений критических элементов объекта): стальные дверные конструкции; стальные или деревянные конструкции с вставками из бронестекла или защитного остекления; деревянные двери усиленной конструкции (обшитые железным листом или укрепленные стальными полосами); пункт 108: предупредительные и разграничительные знаки изготавливаются согласно приложению № 2; пункт 112: все входы в контрольно-пропускные пункты и управляемые преграждающие конструкции оборудуются замковыми устройствами и средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения; пункт 129: контрольно-пропускные пункты для автомобильного транспорта состоят из досмотровой площадки (площадок) и служебных помещений. Количество досмотровых площадок зависит от интенсивности движения автомобильного транспорта через контрольно-пропускные пункты; пункт 131: досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям: а) иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, инженерно-технических средств охраны и для обеспечения нормальных условий работы контролера (постового) контрольно¬пропускного пункта;
б) исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспорта; в) обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов; г) быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к защите охраняемого объекта и оборудованию контрольно-пропускного пункта; д) обеспечивать меры безопасности контролера (постового) контрольно-пропускного пункта; пункт 139: досмотровая площадка оборудуется: а) основными и вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами); б) кабинами для хранения пропусков; в) эстакадой; г) ограждением места несения службы, колесоотбоями; д) специальными техническими средствами досмотра; пункт 147: контрольно-пропускные пункты для железнодорожного транспорта предназначены для досмотра железнодорожных транспортных средств (тепловозов, вагонов, платформ), грузов и проверки людей, следующих на железнодорожном транспорте, при их проезде через периметр защищаемой зоны; пункт 148: контрольно-пропускные пункты для железнодорожного транспорта состоят из досмотровой площадки и служебных помещени; пункт 151: досмотровая площадка оборудуется следующими инженерными средствами охраны: а) ограждение; б) пост охраны; в) основные и вспомогательные ворота (шлагбаумы); г) эстакада, приставные лестницы; д) устройства принудительной остановки транспорта; е) противотаранные устройства; ж) спаренные башмаки; пункт 154: ворота контрольно-пропускных пунктов для железнодорожного транспорта оборудуются со стороны территории площадки запирающими устройствами и средствами сигнализации. Проездные ворота оборудуются электромеханическим приводом с блокировкой, предотвращающей возможность одновременного открытия внешних и внутренних проездных ворот, и механизмом ручного открывания; пункт 157: для проверки верхних люков и крыш вагонов неподвижного железнодорожного транспорта используются передвижные вышки и стремянки; пункт 165: караульное помещение склада взрывчатых материалов размещается в зоне (полосе) отторжения объекта и имеет ограждение периметра (выгородку), оборудованное охранной сигнализацией. Караульные помещения определяются исходя из перечня согласно приложению № 3; пункт 177: периметральными средствами обнаружения или охранными извещателями оборудуются периметр объекта, выделенные зоны охраны, уязвимые зоны и критические элементы объекта; пункт 205: в состав системы контроля и управления доступом объекта должны входить: а) устройства преграждающие с ручным, полуавтоматическим или автоматическим управлением в составе преграждающих конструкций и исполнительных устройств, обеспечивающие перекрытие проема прохода: частичное (турникет); полное (дверь); с блокированием субъекта в проеме (шлюз); б) устройства для ввода идентификационных признаков в составе считывателей и идентификаторов личности; в) периферийные программно-аппаратные устройства управления, центральные программно-аппаратные устройства управления, располагаемые на пульте централизованного наблюдения; пункт 227: система охранная телевизионная предназначена для: а) объективного контроля за обстановкой в охранных зонах объекта (территория, помещения, критические элементы); б) выявления и подтверждения фактов несанкционированных действий нарушителей; в) установления фактической угрозы конкретных противоправных действий; г) оценки ситуации и идентификации нарушителей; пункт 228: телевизионные камеры устанавливаются на отдельных опорах, кронштейнах, закрепленных на основном ограждении, опорах охранного освещения, конструкциях объекта или внутри помещений, в том числе на дистанционно управляемых поворотных платформах; пункт 229: место и высота установки каждой телевизионной камеры, тип объектива и угол наклона его оптической оси определяются исходя из условия формирования необходимой зоны наблюдения, в том числе непрерывной зоны для наблюдения замкнутого периметра объекта; пункт 230: для установления факта реальной угрозы противоправных действий нарушителя в местах размещения критических элементов объекта телевизионные камеры должны обеспечивать детализацию и распознаваемость обстановки; пункт 237: зоны охранного освещения должны совпадать или несколько превышать по габаритам зоны обзора телевизионных камер. При необходимости наблюдения больших территорий должны применяться объективы с переменным фокусным расстоянием и поворотные платформы с дистанционным управлением; пункт 239: на объекте следует применять периферийные технические средства системы охранной телевизионной со встроенной функцией обнаружения движущейся цели (видеодетектор). Качество записанной информации определяется значимостью изображения для безопасности объекта и может варьироваться от 560 телевизионных линий с частотой 25 кадров в секунду до 380 телевизионных линий с частотой 6 кадров в секунду; пункт 242: в состав системы оперативной связи входят: а) стационарные и абонентские (мобильные/носимые) радиостанции; б) средства проводной связи; в) ретрансляционное оборудование;
г) коммутационное оборудование; д) оборудование диспетчерского центра; е) оборудование бесперебойного электропитания (подзарядки аккумуляторов); пункт 243: система оперативной связи в круглосуточном режиме работы должна обеспечивать выполнение следующих функциональных требований: а) работа в диапазонах частот, выделенных в установленном порядке субъекту топливно-энергетического комплекса; б) бесподстроечная и бесперебойная радиосвязь с качеством разборчивости речи не хуже 2 класса; в) двусторонняя радиосвязь между дежурным на посту охраны и нарядами, между нарядами в пределах территории обслуживания; г) емкость и зона обслуживания связи, которая должна охватывать весь объект и прилегающую к нему территорию; д) оперативный мониторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отражением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);
е) прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции; ж) возможность автоматического перехода базового коммуникационного оборудования и диспетчерского центра системы на резервное электропитание при отключении основного электропитания и наоборот; пункт 253: дополнительное охранное освещение предназначено для улучшения эксплуатационных качеств системы охранной телевизионной и расширения возможности визуального контроля. Оно должно включаться при фиксации нарушения на соответствующем охраняемом участке в ночное время, а при плохой видимости и в дневное; пункт 256: сеть охранного освещения по периметру и на территории объекта должна разделяться на самостоятельные участки в соответствии с зонами системы охранной сигнализации и (или) зонами наблюдения системы охранной телевизионной. Она должна подключаться к отдельной группе распределительного щита, расположенного в помещении охраны, закрытого на замок и оборудованного охранной сигнализацией.
В заявлении АО "ДГК" указало, что отдел не представил доказательств усиления террористической активности, а проверка носит плановый характер.
Суд с данным доводом не соглашается, так как меры безопасности носят обязательный характер независимо от усиления или ослабления террористической активности.
В данном случае разумным является предотвращение возможных террактов, а не их ожидание с ссылкой на предположение их несовершения.
Заявитель указал, что отдел не учел его финансовые возможности, указал на утверждение в 2013 году проектов реконструкции, паспорта безопасности, проведение категорирования, плановое выделение средств, определение источников финансирования либо в тарифах, либо из иных сфер.
Суд принимает доводы заявителя, так как оценив в совокупности материалы дела, делает вывод о том, что Общество не имеет цели уклониться от исполнения предписания ввиду неподчинения властным полномочиям Отдела, а не может этого сделать ввиду планирования расходов.
Так, согласно перспективной комплексной программе Общество планирует ежегодно осуществлять реализацию проектов по реконструкции охранной системы объекта.
Учитывая, что требование Общества в первоначальном варианте не менялось, а в нем оно формально просит признать недействительным все предписание, суд оценивает требования с точки зрения на все его содержание.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении остальной части требований АО "ДГК" отказать.
Так как требования удовлетворены частично, на основании ст. 110 АПК РФ государственная пошлина распределяется на отдел частично лишь в размере 3000 рублей (50% в первой инстанции - 1500 рублей, 50% в апелляционной инстанции – 750 рублей, 50 % в кассационной инстанции – 750 рублей).
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
требования акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Еврейской автономной области от 25.05.2017 в части срока устранения недостатков – 01.12.2017, в части пункта 7 - установления на оконные проемы металлические оконные конструкции (решетки, жалюзи и так далее) и замене дверных полотен в административном здании на дверные конструкции 2 класса, а также в части пункта 10, в остальной части требований отказать.
Взыскать с отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Еврейской автономной области в пользу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" 3000 рублей государственной пошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья
О.Н. Серова