АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-1718/2014
05 марта 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2015 года. Полный текст решения изготовлен 05 марта 2015 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Серовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобовым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (г. Благовещенск Амурской области, ОГРН 1052800111308, ИНН 2801108200)
о признании недействительным постановления Губернатора Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области) от 09.09.2014 № 302,
заинтересованное лицо – управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области,
при участии представителей: от заявителя – Коврижкина С.А. (доверенность от 01.01.2015 № 1), Крутько С.В. (доверенность от 15.02.2015 № 390), Жорова Е.В. (доверенность от 05.02.2015 № 408); от заинтересованного лица – Коростелева Е.В. (доверенность от 20.01.2015),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным постановления от 09.09.2014 № 302Губернатора Еврейской автономной области.
В обоснование заявленного требования обществом указано на нарушения Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2011 № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее – Закон о безопасности), Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854 (далее – Правила диспетчерского управления), Методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.02.2012 № 48 (далее – Методические рекомендации), Федерального закона Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997г. № 116-ФЗ, Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459, Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 1314-р, допущенные правительством при рассмотрении вопроса о перечне объектов, подлежащих категорированию. Общество считает, что административное здание не относится к критически важным объектам, при возможном захвате команды по управлению сетями могут быть отданы без использования диспетчерского щита управления посредством радио – или телефонной связи. Оспариваемое постановление требует от заявителя дополнительных значительных денежных затрат на категорирование.
Определением суда от 13.02.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлеченоуправление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области (далее – управление).
Управление представило отзыв, в котором указало на законность оспариваемого обществом постановления ввиду имеющейся возможности вмешательства в деятельность диспетчерского щита управления, что подтверждается результатами проведения 17.03.2014 штабной тренировки на территории заявителя.
Правительство Еврейской автономной области извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, но своего представителя не направило.
Судебное разбирательство в соответствии с ст. 200 АПК РФ проводится в отсутствие Правительства ЕАО.
В судебном заседании представители общества заявленное требование поддержали.
Представитель заинтересованного лица с требованием общества не согласился.
Как следует из материалов дела, постановлением Губернатора Еврейской автономной области от 16.11.2012 № 275 утвержден перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию (л.д.17), постановлением Губернатора Еврейской автономной области от 09.09.2014 № 302 административное здание филиала открытого акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания""Электрические сети Еврейской автономной области» с центральным диспетчерским щитом управления, расположенное по адресу ЕАО, г.Биробиджан, ул.Черноморская, д.6, внесено в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию (л.д. 20).
Полагая, что вышеуказанное постановление не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности и незаконно возлагает на него дополнительные обязанности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее – Закон о безопасности) перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемое обществом постановление принято в пределах предоставленных законом полномочий.
Частью 1 статьи 5 Закона о безопасности определено, что для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются:
1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;
2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;
3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;
4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;
5) наличие на объекте уязвимых мест.
В пункте 9 статьи 2 Закона о безопасности указано, что объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике) объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Согласно части 3 статьи 5 Закона о безопасности исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 459 исходными данными для проведения категорирования объекта являются:
а) информация об отнесении объекта к критически важным объектам для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса и о наличии на объекте опасных производственных объектов;
б) общие сведения об объекте (размещение объекта, общая численность работающих на объекте, максимальная численность работающих на объекте в одной смене в дневное и ночное время, режим работы объекта, наличие вокруг объекта других производств, населенных пунктов, жилых зданий и иных объектов массового скопления людей, их характеристика и размещение по отношению к объекту, размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям, сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте);
в) возможные условия возникновения и развития чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;
г) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства;
д) наличие критических элементов объекта и их характеристика;
е) наличие потенциально опасных участков объекта и их характеристика;
ж) наличие уязвимых мест объекта;
з) категории опасности, ранее присвоенные объекту;
и) виды угроз и модели нарушителей в отношении объекта;
к) ситуационные планы и схемы объекта, его коммуникаций, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений и их частей, план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, проектная документация на объект, декларация промышленной безопасности объекта, документация на технологические процессы, используемые на объекте.
Ответчик и заинтересованное лицо не представили доказательства того, что принятия оспариваемого постановления проводилась какая-либо работа по выяснению вышеуказанных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию, утвержденных Приказом Минэнерго России от 10.02.2012 N 48, при формировании Перечня рекомендуется включать в него объекты ТЭК, соответствующие одному из следующих условий:
объект в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" отнесен к категории опасных производственных объектов;
объект в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2006 г. N 411-рс отнесен к числу критически важных объектов (далее - критически важный объект);
объект состоит, в том числе из наружных установок (комплексы аппаратов и технологического оборудования, расположенные вне зданий, строений, сооружений), помещений и (или) зданий, которым присвоены категории А, Б, В1, В2 по пожарной и взрывопожарной опасности (далее - взрывопожароопасный объект);
объект по своему социально-экономическому значению относится к системам жизнеобеспечения населения (далее - объект жизнеобеспечения);
объект используется для выполнения мобилизационного задания в расчетном году;
объект находится на праве собственности (ином законном основании) у организации, которой присвоена категория по гражданской обороне;
объекту присвоена категория по режиму секретности.
Виды объектов ТЭК, рекомендуемых к включению в Перечень, приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
Из объектов, приведенных в приложении к настоящей ситуации можно соотнести группу 2 объектов жизнеобеспечения - объекты электросетевого хозяйства и диспетчерские центры субъекта оперативно - диспетчерского управления с численностью работающих свыше 10 человек.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что посредством находящегося оборудования в административном здании заявителя обеспечиваются электрические связи и осуществление передачи электрической энергии.
Ссылку заинтересованного лица на акты от 15.02.2013 г. (л.д. 53-62) и акт от 17.03.2014 (л.д. 65-67) суд считает несостоятельной, так как в пункте 9 акта от 15.02.2013 г. и в пункте 6 акта от 17.03.2014 указано, что при возможном захвате или уничтожении помещения диспетчерского зала команды по управлению сетями могут быть отданы без диспетчерского щита управления.
В части 1 статьи 12 Закона об электроэнергетике субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике являются:
системный оператор - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой;
иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике - организации, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
В части 2 данной статьи указано, что перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, их структура и зоны диспетчерской ответственности определяются правилами оперативно-диспетчерского управления, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Как видно из перечня технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 854, заявитель в него не входит.
Ссылку заинтересованного лица на письма Министерства энергетики Российской Федерации от 10.12.2013 № ЮС-12612/13 и от 23.12.2013 № ЮС-13160/13 суд считает необоснованной, так как из анализа их содержания следует, что Правительству ЕАО рекомендовано разобраться в наличии на территории субъекта объектов, подлежащих категорированию в соответствии с действующим законодательством.
Однако ответчиком и заинтересованным лицом не представлены доказательства проведения такой работы перед вынесением оспариваемого постановления.
В этой связи арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, установленных статьей 5 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", для принятии постановления о включении административного здания заявителя в перечень объектов, подлежащих категорированию.
Учитывая изложенное, заявление общества подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Статей 3 Закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 N 79-ОЗ "О правительстве Еврейской автономной области" установлено, что губернатор входит в состав правительства.
Так как губернатор действовал в рамках полномочий высшего должностного лица исполнительного органа власти субъекта, а не от себя лично, соответственно, по обязательствам, связанным с рассмотрением настоящего дела отвечает правительство Еврейской автономной области.
На основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлине, понесённые обществом при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением в размере 2000 рублей, подлежат взысканию в его пользу с правительства Еврейской автономной области.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
реШил:
заявление открытого акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" удовлетворить.
Признать недействительным постановление Губернатора Еврейской автономной области от 09.09.2014 № 302 и не соответствующим Федеральному закону от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и обязать правительство Еврейской автономной области исключить административное здание филиала открытого акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания""Электрические сети Еврейской автономной области» с центральным диспетчерским щитом управления, расположенное по адресу ЕАО, г.Биробиджан, ул.Черноморская, д.6, из перечня объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.
Взыскать с правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900512606, ИНН 7900001056) в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ОГРН 1052800111308, ИНН 2801108200) 2 000 рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия (изготовления в полном объёме) в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Судья | О.Н.Серова |