ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-1984/19 от 12.11.2019 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                 Дело № А16-1984/2019

19 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 12.11.2019. Полный текст решения изготовлен 19.11.2019.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Козыревой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Девятковой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области (с. Амурзет Октябрьского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Котельный завод «Энергоальянс» (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН<***>, ИНН <***>)

о взыскании убытков в сумме 1 237 371 рубля,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

администрация Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Котельный завод «Энергоальянс» (далее – ответчик, общество) о взыскании убытков в сумме 1 237 371 рубля.

Определением от 05.07.2019 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 06.08.2019.

Истцом 17.07.2017 представлены дополнительные доказательства по делу, о также пояснения в соответствии с которыми действия направленные на примирение с ответчиком по делу администрацией муниципального района не принимались. Доказательств, свидетельствующих о направлении дополнительно представленных документов и пояснений в адрес ответчика суду не представлено.

Ответчиком 26.07.2019 представлены возражения, в которых ответчик требования истца не признал, суду сообщил, что обязательства принятые по контракту выполнены в полном объеме, акты выполненных работ подписаны обеими сторонами без замечаний. Кроме того, ответчик на основании статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просил суд передать дело по подсудности в Арбитражный суд Алтайского края, поскольку контрактом не установлена исключительная подсудность.

Определением от 13.08.2019 предварительное судебное заседание отложено на 03.09.2019 в связи с поступившими документами, и не обеспечением явки представителей в предварительное судебное заседание своих представителей сторонами.

Администрацией представлены возражения против удовлетворения ходатайства о передаче спора на разрешение Арбитражному суду Алтайского края поскольку исковые требования вытекают из муниципального контракта место исполнения которого находится на территории Еврейской автономной области.

Определением суда от 03.09.2019 ответчику отказано в удовлетворении ходатайства о передаче дела на рассмотрение Арбитражного суда Алтайского края, предварительное судебное заседание отложено на 01.10.2019.

Определением от 01.10.2019 дело назначено к судебному разбирательству.

Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебном заседание не обеспечили.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения электронного аукциона, на основании протокола подведения итогов аукциона от 26.09.2018 для закупки № 0178300002418000022 между администрацией и обществом 12.10.2018  заключен муниципальный контракт № 0178300002418000022-0241077-02 (далее - контракт) стоимость контракта составила 1 374 857 рублей 25 копеек, из которых 1 237 371 рубль финансируется за счет средств областного бюджета, 137 486 рублей 25 рублей за счет средств местного бюджета.

По условиям контракта общество приняло на себя обязательство выполнить работы по реконструкции котельной передвижной механизированной колонны в с. Амурзет Октябрьского района Еврейской автономной области в срок до 10.11.2018, заказчик обязался принять и оплатить выполненные подрядчиком работы (пункты 1.1 и 1.2 контракта).

На основании пункта 1.3 контракта работы по настоящему контракту выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью контракта.

В соответствии с техническим заданием общество приняло на себя обязательство по реконструкции котельной передвижной механизированной колонны в с. Амурзет Октябрьского района Еврейской автономной области.

На основании пункта 2.1 контракта цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей 34 и 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Общая цена контракта составляет 1 374 857 рублей 25 копеек, включая налог на добавленную стоимость (пункта 2.2 контракта).

В соответствии с подпунктом 2.4.1 контракта оплата выполненных работ подрядчиком и принятых заказчиком работ осуществляется в безналичной форме, в рублях путем перечисления денежных средств на расчетный счет за фактически выполненные работы на основании актов выполненных работ (КС-2, КС-3) и счетов-фактур, выставленных подрядчиком, в размере 100% от сумм, предъявленных к оплате в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней при условии принятия заказчиком работ без претензии. Авансовые платежи по настоящему контракту не предусмотрены.

Согласно пункту 4.2 контракта по окончании строительных работ подрядчик направляет заказчику акты выполненных работ по форме КС-2, КС-3 и всю необходимую документацию согласно техническому заданию к настоящему контракту. Заказчик обязан в срок не более 10 рабочих дней подписать акты выполненных работ или в тот же срок направить мотивированный отказ от подписания указанных актов.

Заказчик обязан в полном объеме произвести оплату произведенных работ в соответствии с условиями настоящего контракта (подпункт 5.2.3 контракта).

Пунктом 12.1 контракта стороны установили, что подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные контрактом до 10.11.2018.

В соответствии с актом выполненных работ (формы КС-2) и справке о стоимости выполненных работ (формы КС-3) работы обществом выполнены 31.01.2019.

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.03.2015 № 110-пп утверждена государственная программа Еврейской автономной области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области» на 2015 - 2021 годы, предусматривающей финансирование мероприятий за счет субсидий, выделенных бюджетам муниципальных образований Еврейской автономной области, в т.ч. на мероприятие по реконструкции котельной ПМК с. Амурзет.

Между управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (главный распорядитель бюджетных средств) (далее – управление ЖКХ) и истцом (распорядитель (получатель) бюджетных средств) заключено соглашение на финансирование мероприятий за счет субсидий, выделенных бюджетам муниципальных образований Еврейской автономной области на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Еврейской автономной области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области» на 2015 - 2020 годы» на 2018 год от 07.08.2018 № 9 (далее – соглашение № 9).

Целью соглашения № 9 согласно пункту 2.1 является софинансирование за счет средств областного бюджета расходов бюджета муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области на реализацию мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры согласно приложению 1.

В приложении № 1 к соглашению управление ЖКХ и истец установили объем финансирования объектов коммунальной инфраструктуры, включенных в государственную программу Еврейской автономной области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области» на 2015 - 2020 годы» на 2018 год в соответствии с которым на реконструкцию котельной передвижной механизированной колонны в с. Амурзет выделено 1 410 110 рублей, из которых 1 269 100 рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и 141 010 рублей за счет средств местного бюджета.

Согласно пункту 3.2.4 раздела 3 соглашения № 9 в обязанности распорядителя (получателя) бюджетных средств входит предоставление главному распорядителю бюджетных средств документов, в т.ч. заверенные в установленном порядке копии актов о приеме выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат по формам КС-2 и КС-3, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100.

Пунктом 7.4 раздела 7 соглашения № 9 предусмотрено, что, в случае неиспользования субсидий(остатка субсидий) распорядителем (получателем) бюджетных средств в срок до 31.12.2018, остаток неиспользованной субсидии подлежит возврату в доход областного бюджета.

Постановлением администрации муниципального района муниципального образования «Октябрьского муниципального района» Еврейской автономной области от 15.08.2018 № 154 утверждена муниципальная программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный района» на 2018 год». В соответствии с утвержденной муниципальной программой на реконструкцию котельной передвижной механизированной колонны в с. Амурзет выделено 1 410 110 рублей, из которых 1 269 100 рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и 141 010 рублей за счет средств местного бюджета.

Постановлением администрации муниципального района муниципального образования «Октябрьского муниципального района» Еврейской автономной области от 16.11.2018 № 220 внесены изменения в указанную программу, в частности в размер расходов на модернизацию котельной передвижной механизированной колонны в с. Амурзет, размер которых составил 1 374 857 рублей 25 копеек, из которых 1 237 371 рубль за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и 137 486 рублей 25 копеек за счет средств местного бюджета.

В связи с не предоставлением главному распорядителю бюджетных средств документов, предусмотренных пунктом 3.2.4 раздела 3 соглашения № 9, в том числе копии актов о приемке выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат по формам КС-2 и КС-3, соответственно, субсидия из областного бюджета на реализацию в 2018 году мероприятий, предусмотренных соглашением, администрации муниципального района не выделялась.

Во исполнение контракта истец произвел оплату в размере 1 345 733 рубля 19 копеек за счет средств местного бюджета, о чем свидетельствует, представленное в материалы дела платежное поручение от 26.02.2019 № 114895.

Полагая, что по вине ответчика истец понес убытки, администрация 30.04.2019 направила в адрес общества претензию об оплате убытков, причинённых бюджету Октябрьского муниципального района в размере 1 237 371 рублей.

В ответе на претензию о возмещении убытков общество не отрицая, несвоевременного исполнения обязательств по контракту, с требованием о возмещении убытков не согласилось, указав, что условия контракта не содержат в себе сведений об источнике финансирования, оплата выполненных работ за счет средств бюджета заказчика, а не за счет субсидии из областного бюджета не могут быть расценены в качестве убытков. Общество также указало, что за просрочку исполнения обязательств, оно уже понесло ответственность в виде неустойки, в соответствии с условиями контракта.

Не получив удовлетворения требования о возмещении убытков администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд, рассмотрев доводы истца и ответчика, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.

По искам о взыскании убытков, являющихся результатом причинения вреда, доказыванию подлежат обстоятельства, совокупность которых определяется статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации: факт причинения вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступлением вреда; вина причинителя вреда.

Факт несвоевременного исполнения обязательств подрядчиком подтверждается материалами дела и не оспаривается им.

На основании пункта 7.8 контракта за просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств, подрядчик уплачивает заказчику пени. Пеня начинается за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (пункт 7.9 контракта).

Таким образом, стороны контракта предусмотрели применение к подрядчику финансовой санкции в виде неустойки именно за нарушение сроков исполнения принятых обязательств.

В соответствии с пунктом 7.6 контракта при нарушении контрактных обязательств подрядчиком заказчик вправе помимо взыскания неустойки требовать от подрядчика возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий контракта.

Согласно представленным в материалы дела акту о приемке выполненных работ № 1 от 31.01.2019 по форме КС-2 и справке о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 31.01.2019 по форме КС-3 работы по контракту выполнены в полном объеме, доказательств наличия претензий администрации к качеству выполненных работ суду не представлено. Истцом произведена оплата по контракту, что также свидетельствует о принятии истцом работы ответчика.

При таких обстоятельствах, судом не усматривается иных нарушение условий контракта, кроме нарушения сроков исполнения обязательств.

Довод ответчика о том, что он понес финансовые санкции в виде уплаты неустойки предусмотренной контрактом, истцом не оспаривались.

Суд, признает ссылку истца на то обстоятельство, что оплата по настоящему контракту должна была быть произведена за счет субсидий в соответствии с утвержденной программой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» на 2018 год» несостоятельной, поскольку условия контракта не содержат в себе сведения об источнике финансирования.

Довод администрации о том, что сведения об источнике финансирования были отражены в пункте 1.5.3 аукционной документации, с которой должен был быть знаком ответчик, судом признается также необоснованным так как условия, порядок и сроки финансирования из бюджета Еврейской автономной области в указанной документации не отражены.

При таких обстоятельствах, требования истца выходят за пределы заключенного между сторонами контракта, установленный контрактом срок по условиям контракта  не поставлен в зависимость от получения истцом денежных средств из бюджета.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд не усматривает совокупности доказательств предусмотренных положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимых для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков.

При таких обстоятельствах, требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 156, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

в удовлетворении исковых требований администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области (с. Амурзет Октябрьского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Котельный завод «Энергоальянс» (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН<***>, ИНН <***>) о взыскании убытков в сумме 1 237 371 рубля, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья

М.А. Козырева