АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область , 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru/, факс (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-2068/2019
Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 22 октября 2019 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Доценко И. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-коммунальное хозяйство"
(п. Смидович Еврейской автономной области, ОГРН 1047900120333,
ИНН 7903503784)
о признании незаконными бездействия главы администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области Новиковой Светланы Степановны, выразившегося в невыплате до 08.05.2019 денежных средств по решению Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу № А16-1757/2018,
при участии представителей: от заявителя – Латыпова К.Е. (доверенность от 26.05.2018), от администрации – Шашко Н.О. (доверенность от 13.02.2019 № 90),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – заявитель, общество, ООО «Южное ЖКХ») обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными бездействия главы администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области Новиковой Светланы Степановны (далее также – глава администрации), выразившегося в невыплате до 08.05.2019 денежных средств по решению Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу № А16-1757/2018 и обязании главы администрации выплатить обществу денежные средства, взысканные решением Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу № А16-1757/2018 в течение 3-х дней после вынесения решения по настоящему делу.
Заявление мотивировано тем, что исполнительный лист, переданный 07.02.2019 на исполнение в администрацию муниципального образования Смидовичское городское поселение, в силу части 6 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) подлежал исполнению в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение. При этом, поскольку в силу пункта 26 Устава Смидовичского городского поселения администрация городского поселения является исполнительно-распорядительным органом городского поселения, а администрацией руководит глава администрации поселения на принципах единоначалия, то именно на Новикову С.С., избранную решением Собрания депутатов Смидовичского городского поселения от 14.11.2018 № 23 главой поселения, возложена обязанность выполнения требований исполнительных документов. В нарушение установленного порядка Новикова С.С. не исполнила до 08.05.2019 требования исполнительного листа. При этом со счетов администрации в данный период производились разнообразные выплаты. В общество поступило письмо администрации от 04.06.2019 № 1426, в соответствии с которым глава администрации самовольно установила себе рассрочку исполнения решения суда до ноября 2019 года.
Определением арбитражного суда от 15.07.2019 заявление принято, возбуждено производство по делу.
В судебном заседании, состоявшимся 12.08.2019, заявитель уточнил требования и просил суд: признать незаконным бездействие главы администрации, выразившегося в невыплате до 08.05.2019 денежных средств по решению Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу № А16-1757/2018; обязать муниципальное образование «Смидовичское городское поселения» в лице администрации выплатить ООО «Южное ЖКХ» денежные средства, взысканные решением Арбитражного суда ЕАО по делу № А16-1757/2018 в течение 3-х дней после вынесения решения по настоящему спору.
Определением арбитражного суда от 16.09.2019 дело назначено к судебному разбирательству на 11 часов 40 минут 16.10.2019.
Администрация 15.10.2019 представила в суд мотивированный отзыв на заявление в котором просила суд отказать в удовлетворении требований общества. Указала, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы РФ установлен бюджетным законодательством РФ и не может быть произвольно определен. В рассматриваемом случае взыскание должно было производиться в порядке статьи 242.5 БК РФ, а не по статье 242.2 БК РФ, на что указывает общество. Исполнительный лист необходимо было предъявлять на исполнение в Управление Федерального казначейства по Еврейской автономной области (далее – УФК по ЕАО) – орган, где открыт лицевой счет администрации. В связи с тем, что исполнительный лист общество направило в администрацию, то оснований для признания действий (бездействий) как главы администрации, так и самой администрации не имеется. Более того, администрация, действуя добросовестно, в связи с нехваткой денежных средств в бюджете, приняла меры к частичному погашению задолженности, утвердив график погашения задолженности и произведя в настоящее время гашение долга на сумму 150 000 рублей. У администрации помимо исполнительного листа ООО «Южное ЖКХ» имеются обязательства по уплате других исполнительных документов, которые предъявлены в УФК по ЕАО, а потому пользуются приоритетным правом на погашение задолженности.
Глава администрации, извещенная надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, явку своего представителя в судебный процесс не обеспечила.
Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленного требования настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении (с учетом уточнения).
Представитель администрации в судебном заседании в удовлетворении требований общества просила суд отказать, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела и установлено судом решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 05.09.2018 по делу
№ А16-1757/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, с муниципального казённого учреждения «Культурно-досуговый центр «Махаон» муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района» (далее – МКУ «КДЦ «Махаон») в пользу ООО «Южное ЖКХ» взыскано 328 441,04 рубля (в том числе: 117 178 рублей – задолженность по контракту от 01.01.2018 № 23-Т/2018 за потребленную в феврале – апреле 2018 года тепловую энергию, 29 490,73 рубля – пени, начисленные за период с 17.03.2018 по 30.06.2018 в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту от 01.01.2018 № 23-Т/2018, 158 695,55 рубля – задолженность по контракту от 01.01.2018 № 12-Т/2018 за потребленную в феврале – апреле 2018 года тепловую энергию, 7337,87 рубля – пени, начисленные за период с 17.03.2018 по 30.06.2018 в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту от 01.01.2018 № 12-Т/2018, 14 709,24 рубля – задолженность по договору от 01.01.2017 № 11-М/2017 за оказанные в 2017 году услуги по транспортированию и размещению твердых бытовых отходов, 1029,65 рубля – пени, начисленные за период с 05.02.2017 по 30.06.2018 в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору от 01.01.2017 № 11- М/2017), а также судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 2987,11 рубля.
При недостаточности денежных средств у МКУ «КДЦ «Махаон» произвести взыскание в порядке субсидиарной ответственности с муниципального
образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в лице Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области за счет казны муниципального образования.
На основании указанного решения, Арбитражным судом Еврейской автономной области 09.10.2018 обществу выдан исполнительный лист серии
ФС № 013382948.
Общество предъявило указанный исполнительный лист для его исполнения в УФК по ЕАО, которое уведомлением от 23.01.2019 № УНЛ-18-1506 сообщило взыскателю, что в связи с истечением 23.01.2019 трёхмесячного срока исполнения исполнительного документа и неисполнении должником содержащихся в нем требований возможно отозвать исполнительный документ и предъявить исковые требования (если судом не взысканы денежные средства с главного распорядителя средств соответствующего бюджета при недостаточности средств у основного должника – казенного учреждения) по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств соответствующего бюджета в ведении которого находится должник – администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского городского поселения.
Общество, отозвав с УФК по ЕАО исполнительный лист, 07.02.2019 предъявило его для исполнения в администрацию муниципального образования «Смидовичское городское поселение».
Не получив в срок до 08.05.2019 с администрации в полном объеме денежные средства по исполнительному документу, ООО «Южное ЖКХ» обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В рассматриваемом случае обществом соблюден срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Как следует из заявления и подтверждается пояснениями участвующих в деле лиц, оспариваемое бездействие главы администрации допущено последним не в сфере осуществления органами местного самоуправления публично-правовых обязанностей и полномочий, а является результатом невыполнения
муниципальным образованием «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО в лице администрации обязательств в отношениях с ООО «Южное ЖКХ», в отношении которых имеется вступившее в силу решение Арбитражного суда Еврейской автономной области. Соответственно неисполнение (несвоевременное исполнение) администрацией указанных обязательств перед ООО «Южное ЖКХ» влечет за собой гражданско-правовую ответственность указанного лица.
В выданном по делу № А16-1757/2018 исполнительном листе, в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 320 АПК РФ, должником указана администрация, поэтому требование о признании незаконным бездействия главы администрации, выразившиеся в не исполнении решения арбитражного суда является необоснованным.
В соответствии со статьями 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 239 БК РФ, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам
предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, пункт 4 статьи 242.2, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ определяют особенности порядка исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке возмещения вреда, а также субсидиарной
ответственности главных распорядителей средств местного бюджета, соответственно.
Согласно пункту 1 статьи 166.1 БК РФ Федеральное казначейство обладает бюджетными полномочиями, в том числе, осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
В силу изложенного, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является Федеральное казначейство.
Порядок предъявления исполнительного листа, установленный пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ, применяется в отношении судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета по долгам учреждений; органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является федеральное казначейство, в связи с чем исполнительный документ подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном указанными статьями БК РФ.
Таким образом, бюджетное законодательство наделило принудительно властными полномочиями по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности не финансовые органы муниципальных образований, властно-распорядительные органы (администрацию)
и тем более не должностных лиц (глав администраций), а соответствующие органы Федерального казначейства.
Таким образом, обществу, при отзыве исполнительного листа, следовало его вновь предъявить в УФК по ЕАО, для его исполнения главным распорядителем средств бюджета по долгам казенного учреждения (взыскания денежных средств со средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности).
Признание судом незаконным бездействия главы администрации, выразившегося в неисполнении решения арбитражного суда, само по себе не восстановит нарушенные указанным бездействие права общества.
Частичное погашение администрацией задолженности, установленной решением Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу
№ А16-1757/2018, вызвано обязательностью судебного акта арбитражного суда для органов местного самоуправления (статья 16 АПК РФ).
Муниципальное образование в лице администрации обязано исполнить судебный акт в полном объеме, но по установленной БК РФ процедуре взыскания.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные обществом требования о признании незаконными бездействия главы администрации, выразившегося в неисполнении решения арбитражного суда и обязании МО «Смидовичское городское поселение» в лице администрации выплатить ООО «Южное ЖКХ» денежные средства, взысканные решением Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу № А16-1757/2018, не подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при подаче заявления, государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета (абзац 2 пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 46 от 11.07.2014 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-коммунальное хозяйство" о признании незаконными бездействия главы
администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области Новиковой Светланы Степановны, выразившегося в невыплате до 08.05.2019 денежных средств по решению Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу № А16- 1757/2018 и обязании муниципального образования «Смидовичское городское поселение» в лице администрации Смидовичского городского поселения выплатить обществу с ограниченной ответственностью "Южное жилищно- коммунальное хозяйство" денежные средства, взысканные решением Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу № А16-1757/2018, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Южное жилищно- коммунальное хозяйство" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей за рассмотрение настоящего заявления.
Решение по настоящему делу может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья И.А. Доценко
Электронная подпись действительн а.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 15.02.2019 3:12:54
Кому выдана Доценко Иван Александрович