ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-2534/17 от 14.11.2018 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                 Дело № А16-2534/2017

20 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Серовой О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобовым Д.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 31.08.2017 № РНП-79-07/17,

заинтересованное лицо - ФИО1 (г. Облучье Облученского района Еврейской автономной области, ИНН <***>),

при участии от комитета - ФИО2, представителя по доверенности от 11.01.2018 № 3, от управления – ФИО3, представителя по доверенности от 17.01.2018 № 6,

УСТАНОВИЛ:

комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее – КУГИ, Комитет) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 31.08.2017 № РНП-79-07/17.

Определением от 06.12.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена гражданка ФИО1 (далее – заинтересованное лицо, ФИО1).

В заявлении КУГИ ссылается на ошибочность вывода УФАС о нарушении КУГИ Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), поскольку  считает, что описание предмета закупки является детальным и дает ясное представление о предмете закупки и соответствует положениям Закона № 44-ФЗ.

В отзыве на заявление антимонопольный орган не признал заявленные требования, указав, что считает необоснованным вывод КУГИ о непригодности для проживания предмета закупки, поскольку из справки администрации Облученского муниципального района от 02.08.2017 № 11 следует, что квартира соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодна для постоянного проживания.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании не признала требования КУГИ по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось.

На основании статьи 200 АПК РФ судебное разбирательство проведено в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части признания недействительными пунктов 2, 3 оспариваемого решения. В остальной части заявителю следует отказать по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании приказа КУГИ от 02.06.2017 № 118, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://www.zakupki.gov.ru 19.06.2017 размещен электронный аукцион № 0178200000717000011 на покупку жилого помещения (квартиры).

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04.07.2017 № 0178200000717000011-1-1 Комитет (заказчик) и заинтересованное лицо (поставщик) заключили государственный контракт № 0178200000717000011 от 17.07.2017 на покупку жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <...>, стоимостью 966 824  рубля.

Приказом КУГИ создана комиссия по обследованию трех квартир, приобретаемых в государственную собственность Еврейской автономной области (далее – Комиссия), в состав которой, наряду с должностными лицами КУГИ, вошли представители государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области, управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области, управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области, администрации Облученского муниципального района Еврейской автономной области.

При обследовании Комиссией указанной квартиры  в жилом доме по ул. Солнечной в г. Облучье Еврейской автономной области установлено, что квартира не пригодна для проживания и не соответствует техническим характеристикам, указанным в документации об электронном аукционе для осуществления закупки жилого помещения (квартиры), что отражено в акте обследования квартиры от 26.07.2017.

Председателем КУГИ издан приказ № 166 от 28.07.2017 об отказе от исполнения в одностороннем порядке государственного контракта от 17.07.2017 № 0178200000717000011 на покупку жилого помещения (квартиры).

Заказчик 16.08.2017 обратился в антимонопольный орган с заявлением о направлении сведений в РНП.

УФАС принято решение по делу № РНП-79-07/17 от 31.08.2017 по результатам рассмотрения материалов о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 1 указанного решения предусмотрено сведения в отношении ФИО1  в РНП не включать.

Согласно пункту 2 названного решения заказчик признан нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков (извещение № 0178200000717000011 от 13.06.2017).

Пунктом 3 решения постановлено передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Не согласившись с решением УФАС, Комитет обратился в суд с заявлением.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При этом данным пунктом Закона № 44-ФЗ предусмотрен закрытый перечень требований и указаний, которые не должны включаться в документацию. Это требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места нахождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и их характеристикам. При определении характеристик поставляемого товара не обязывает Заказчика в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.

Частью 1 статьи 6 Закона ЕАО от 28.03.2014 № 488-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еврейской автономной области» (далее – Закон № 488-ОЗ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях в порядке, установленном законом области, признается невозможным, однократно предоставляются за счет средств областного бюджета благоустроенные жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории области в порядке, установленном законом области, если местом жительства указанных в настоящей статье лиц является область.

Таким образом, целью проведения аукциона является заключение договора на приобретение жилого помещения в целях обеспечения обязательным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализуя гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделенный соответствующими полномочиями КУГИ при организации закупки на приобретение жилого помещения при описании объекта закупки обязан исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям и при этом предъявляемые требования к характеристике объекта закупки не повлекут ограничение участников к участию в торгах.

Именно поэтому, установив в аукционной документации требования к жилому помещению «в хорошем состоянии» в части: дверных проемов, входной двери, подвесных и (или) натяжных потолков, побелки или покраски или обоев стен, покрытие полов или дощатое с покраской или линолеум или эквивалент (в жилых комнатах), побелки или покраски или обоев или керамической плитки стен, покрытие полов или дощатое с покраской или линолеум или эквивалент (в кухне), побелки или покраски или обоев или керамической плитки стен, покрытие полов плитка или мозаично-бетонное шлифованное или цементно-бетонное шлифованное (в ванной комнате, туалете (совмещенном санузле)), раковины со смесителем и рабочей газовой (электрической) 2-комфорочной плиты, заказчик тем самым определил характеристики жилого помещения, исходя из потребностей, которые обусловлены реализацией функций как органа, наделенного государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации определены характеристики жилого помещения, требующегося для удовлетворения потребностей в обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями Закона № 488-ОЗ.

При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях заказчика и в документации об аукционе нарушений части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64, статьи 95 Закона № 44-ФЗ, в связи с чем  пункты 2, 3 оспариваемого решения следует признать недействительными.

Согласно части 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В силу части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Сами по себе нарушение срока исполнения контракта, последующее принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, значимость контракта для заказчика, по смыслу норм статьи 104 Закона № 44-ФЗ, не являются достаточными основаниями для включения сведений о поставщике в РНП, поскольку в каждом конкретном случае для применения данной меры ответственности необходимо устанавливать факт недобросовестности поставщика, что реализуется антимонопольным органом в процессе проведения проверки по правилам, регламентированным пунктами 11, 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных  Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 (ред. от 25.12.2014).

 Судом принимаются доводы антимонопольного органа в данной части.

          При указанных обстоятельствах суд считает правомерным отказ УФАС во включении ФИО1 в РНП, изложенный в пункте 1 оспариваемого решения.

           Руководствуясь статьями 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

заявление комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области удовлетворить частично.

            Признать недействительными пункты 2, 3 решения управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 31.08.2017 № РНП-79-07/17.

            В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

  В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru. 

Судья

О.Н. Серова