ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-2582/2017 от 01.03.2018 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан Дело № А16-2582/2017

01 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 01.03.2018. Полный текст решения изготовлен 01.03.2018.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе судьи Баловой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антипенко Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 07.09.2017 № РНП-79-11/17,

заинтересованные лица - ФИО1 (г. Облучье Облученского района Еврейской автономной области, ИНН <***>), ФИО2 (г. Облучье Облученского района Еврейской автономной области, ИНН <***>),

при участии представителей:

от заявителя – ФИО3 (на основании доверенности от 18.01.2018 № 6), ФИО4 (на основании доверенности от 11.01.2018 № 3);

от антимонопольного органа - ФИО5 (на основании доверенности от 17.01.2018 № 6);

от заинтересованных лиц - ФИО6 (на основании доверенности от 02.08.2017),

УСТАНОВИЛ:

комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее – КУГИ, Комитет) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 07.09.2017 № РНП-79-11/17.

Определением от 06.12.2017 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены граждане ФИО1, ФИО2 (далее – заинтересованные лица, ФИО1, ФИО2).

В заявлении КУГИ ссылается на ошибочность вывода УФАС о нарушении КУГИ частей 12, 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), поскольку собственнику объекта закупки ФИО2, в присутствии заместителя главы администрации Облученского муниципального района Еврейской автономной области, 02.08.2017 вручалось уведомление от 28.07.2017 № 2331 об отказе от исполнения в одностороннем порядке государственного контракта от 17.07.2017, которое та получать отказалась. Комитет считает, что описание предмета закупки является детальным и дает ясное представление о предмете закупки и соответствует положениям Закона № 44-ФЗ.

В отзыве на заявление антимонопольный орган не признал заявленные требования, указав, что датой надлежащего уведомления собственников предмета закупки об одностороннем отказе от исполнения контракта является 28.08.2017. В связи с чем, по мнению УФАС, контракт должен считаться расторгнутым 07.09.2017. Полагает, что заявителем нарушены положения частей 12, 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, поскольку заявление Комитета в антимонопольный орган о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) ФИО1 и ФИО2 поступило 22.08.2017. УФАС считает необоснованным вывод КУГИ о непригодности для проживания предмета закупки, поскольку из справки администрации Облученского муниципального района от 02.08.2017 № 10 следует, что квартира соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодна для постоянного проживания.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании не признала требования КУГИ по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель заинтересованных лиц в судебном заседании пояснила, что она устранила все замечания, указанные Комитетом при осмотре объекта закупки. Однако КУГИ отказался от исполнения контракта.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части признания недействительными пунктов 2, 3 оспариваемого решения. В остальной части заявителю следует отказать по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании приказа КУГИ от 08.06.2017 № 123, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://www.zakupki.gov.ru 19.06.2017 размещен электронный аукцион № 0178200000717000013 на покупку жилого помещения (квартиры), для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04.07.2017 № 0178200000717000013 Комитет (заказчик) и заинтересованные лица (поставщики) заключили государственный контракт № 0178200000717000013 от 17.07.2017 на покупку жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <...>, стоимостью 1 063 506 рублей 84 копейки (л.д. л.д. 94-98).

Приказом КУГИ от 29.06.2017 № 145 создана комиссия по обследованию трех квартир, приобретаемых в государственную собственность Еврейской автономной области (далее – Комиссия), в состав которой, наряду с должностными лицами КУГИ, вошли представители государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области, управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области, управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области, администрации Облученского муниципального района Еврейской автономной области.

При обследовании Комиссией указанной квартиры № 23 в жилом доме № 3 по ул. Солнечной в г. Облучье Еврейской автономной области установлено, что квартира не пригодна для проживания и не соответствует техническим характеристикам, указанным в документации об электронном аукционе для осуществления закупки жилого помещения (квартиры), что отражено в акте обследования квартиры от 26.07.2017 (л.д. л.д. 34-37).

Так, в акте указано, что отсутствует разрешение на перепланировку квартиры; на пластиковом окне в кухне требуется замена ручки; с внутренней стороны входной двери отсутствует предусмотренный второй запорный механизм; в квартире отсутствует заземление, необходимое для электроплиты и водонагревателя накопительного электрического; в жилой комнате не заизолированы провода осветительной лампы, отсутствует прибор освещения; на потолке в жилой комнате наклеены обои; в кухне плитка со следами грязи, местами отходит от потолка, на стыках со стенами имеются зазоры, щели; краска в ванной комнате местами отходит; обои в жилой комнате трех видов, местами наблюдается вздутие, по периметру оконного и дверного блока не доходят до обналички, имеется щель; в прихожей на обоях наблюдаются пятна, отсутствуют плинтуса; линолеум постелен на дощатый пол, местами имеется прогибание досок, плинтуса неплотно прибегают к стенам, наблюдается растрескивание и осыпание отделочного слоя порогом выхода на балкон; в кухне и прихожей линолеум постелен на дощатый пол, местами имеется прогибание досок, на линолеуме следы от покраски и побелки; в ванной комнате плитка положена частично, поверхность пола неоднородная; в кухне имеется коррозия раковины, смеситель не закреплен, электроплита марки «Мечта» модель 211Т не соответствует заявленным характеристикам; требуется замена ванны ввиду коррозии поверхности ванны и повреждения акриловой окраски; электрическая штепсельная розетка в ванной комнате не является влагозащитной, подключена без использования устройства защитного отключения; неисправен канализационный выпуск ванны, наблюдается сырость; трубопроводы, подведенные к водонагревателю, не закреплены; неисправно сиденье унитаза.

Председателем КУГИ издан приказ № 166 от 28.07.2017 об отказе от исполнения в одностороннем порядке государственного контракта от 17.07.2017 № 0178200000717000013 на покупку жилого помещения (квартиры).

При повторном осмотре указанной квартиры Комиссией установлено, что существенные недостатки поставщиками не устранены, о чем составлен акт обследования квартиры от 11.08.2017 (л.д. л.д. 47-51).

Заказчик 22.08.2017 обратился в антимонопольный орган с заявлением о направлении сведений в РНП.

УФАС принято решение по делу № РНП-79-11/17 от 07.09.2017 по результатам рассмотрения материалов о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 1 указанного решения предусмотрено сведения в отношении ФИО1 и ФИО2 в РНП не включать.

Согласно пункту 2 названного решения заказчик признан нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 12, 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков (извещение № 0178200000717000013 от 19.06.2017).

Пунктом 3 решения № РНП-79-11/17 от 07.09.2017 постановлено передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Не согласившись с решением УФАС № РНП-79-11/17 от 07.09.2017, Комитет обратился в суд с заявлением.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При этом данным пунктом Закона № 44-ФЗ предусмотрен закрытый перечень требований и указаний, которые не должны включаться в документацию. Это требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места нахождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и их характеристикам. При определении характеристик поставляемого товара не обязывает Заказчика в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.

Частью 1 статьи 6 Закона ЕАО от 28.03.2014 № 488-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еврейской автономной области» (далее – Закон № 488-ОЗ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях в порядке, установленном законом области, признается невозможным, однократно предоставляются за счет средств областного бюджета благоустроенные жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории области в порядке, установленном законом области, если местом жительства указанных в настоящей статье лиц является область.

Таким образом, целью проведения аукциона является заключение договора на приобретение жилого помещения в целях обеспечения обязательным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализуя гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделенный соответствующими полномочиями КУГИ при организации закупки на приобретение жилого помещения при описании объекта закупки обязан исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям и при этом предъявляемые требования к характеристике объекта закупки не повлекут ограничение участников к участию в торгах.

Именно поэтому, установив в аукционной документации требования к жилому помещению «в хорошем состоянии» в части: дверных проемов, входной двери, подвесных и (или) натяжных потолков, побелки или покраски или обоев стен, покрытие полов или дощатое с покраской или линолеум или эквивалент (в жилых комнатах), побелки или покраски или обоев или керамической плитки стен, покрытие полов или дощатое с покраской или линолеум или эквивалент (в кухне), побелки или покраски или обоев или керамической плитки стен, покрытие полов плитка или мозаично-бетонное шлифованное или цементно-бетонное шлифованное (в ванной комнате, туалете (совмещенном санузле)), раковины со смесителем и рабочей газовой (электрической) 2-комфорочной плиты, заказчик тем самым определил характеристики жилого помещения, исходя из потребностей, которые обусловлены реализацией функций как органа, наделенного государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации определены характеристики жилого помещения, требующегося для удовлетворения потребностей в обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями Закона № 488-ОЗ.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Согласно части 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Письмом заказчика от 28.07.2017 № 2331 с отметкой об отказе поставщика в получении от 02.08.2017, почтовыми квитанциями от 31.07.2017 на имя ФИО1 и ФИО2 подтверждаются доводы заявителя о соблюдении им требований частей 12, 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (л.д. 16).

Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Действия заказчика по проведению аукциона и одностороннему отказу от исполнения контракта были предметом рассмотрения в суде общей юрисдикции, что подтверждается решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 27.10.2017, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 19.01.2018 по делу № 33-21/2018 по иску ФИО1, ФИО2 к КУГИ о признании сделки недействительной.

Указанные судебные акты, в силу части 3 статьи 69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение для настоящего спора.

При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях заказчика и в документации об аукционе нарушений части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64, частей 12, 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, в связи с чем, пункты 2, 3 оспариваемого решения следует признать недействительными.

Согласно части 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В силу части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Сами по себе нарушение срока исполнения контракта, последующее принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, значимость контракта для заказчика, по смыслу норм статьи 104 Закона № 44-ФЗ, не являются достаточными основаниями для включения сведений о поставщике в РНП, поскольку в каждом конкретном случае для применения данной меры ответственности необходимо устанавливать факт недобросовестности поставщика, что реализуется антимонопольным органом в процессе проведения проверки по правилам, регламентированным пунктами 11, 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 (ред. от 25.12.2014).

Судом принимаются доводы антимонопольного органа и заинтересованных лиц о том, что поставщиком предпринимались меры к устранению недостатков, выявленных заказчиком при обследовании квартиры, что подтверждается перепиской сторон контракта.

При указанных обстоятельствах суд считает правомерным отказ УФАС во включении ФИО1 и ФИО2 в РНП, изложенный в пункте 1 оспариваемого решения.

Руководствуясь статьями 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

заявление комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области удовлетворить частично.

Признать недействительными пункты 2, 3 решения управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 07.09.2017 № РНП-79-11/17.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья

Е.В. Балова