ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-338/15 от 30.04.2015 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                 Дело № А16-338/2015

30 апреля 2015 года

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Баловой Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис" (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1127901001227, ИНН 7901540205)

к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1087901001209, ИНН 7901532980)

об оспаривании постановления от 02.03.2015 по делу № 1/4-2015 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис" (далее – общество, ООО "ДомСтройСервис", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее – антимонопольный орган, УФАС по ЕАО) об оспаривании постановления от 02.03.2015 по делу № 1/4-2015 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В обоснование заявления общество указало, что ООО "ДомСтройСервис" является организацией, уполномоченной на выполнение функций по управлению многоквартирным домом на основании договора, заключенного с собственниками жилых помещений. Пунктом 2.1 договора установлен исчерпывающий перечень действий по управлению многоквартирным домом. Общество по указанному договору выполняет функции сбора и перечисления денежных средств, и не осуществляет операции по купле-продаже услуг. Обязанность по опломбировке приборов учета возложена на организации, которые осуществляют горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и с которыми заключены указанные договоры, то есть на ресурсоснабжающие организации. Ввод прибора учета в эксплуатацию не является самостоятельной услугой, а рассматривается как неотъемлемая часть исполнения обязательств подрядчика по установке (замене) счетчика и оплачивается в составе стоимости установки (замены) счетчика. Управляющая организация принимает показания приборов учета, введенных в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией, и учитывает их при расчете размера оплаты за потребленный ресурс.        

Пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела, в том числе, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей.

Согласно оспариваемому постановлению общество привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, в связи с чем, определением суда от 16.03.2015 данное заявление принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощённого производства. Административному органу предложено, в срок до 07.04.2015, представить в суд и заявителю мотивированный отзыв на заявление, в суд - материалы дела об административном правонарушении (копии в дело). Кроме того, сторонам разъяснено, что в срок до 28.04.2015 они вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.  

Административный орган в отзыве на заявление от 25.03.2015 № 4-570 не признал заявленные требования, указав, что ООО "ДомСтройСервис" является управляющей организацией многоквартирного дома № 80, расположенного по адресу: ЕАО, <...> на основании общего собрания собственников жилых помещений указанного дома. Согласно пункту 2.1.15 договора управления многоквартирным домом управляющая организация выступает как исполнитель жилищно-коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, газоснабжение. Между ООО "ДомСтройСервис" и МУП "Водоканал" заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Договоры между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями не заключались. Таким образом, общество, являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано осуществлять деятельность по вводу в эксплуатацию (опломбировке) приборов учета воды.    

В силу части 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, считает заявление необоснованным и удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано ИФНС по г. Биробиджану Еврейской автономной области в Едином государственном реестре юридических лиц 05.06.2012 за основным государственным регистрационным номером <***>.

Согласно уставу ООО "ДомСтройСервис", утвержденному 29.05.2012, общество осуществляет, в том числе, деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда. 

20.05.2013 на внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме № 80, расположенном по улице Советская в городе Биробиджане Еврейской автономной области, проведенном в форме очного голосования, приято решение об избрании в качестве управляющей организации ООО "ДомСтройСервис".

Между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и управляющей компанией 01.08.2013 заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому собственники поручают, а управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом за вознаграждение.

Пунктом 2.1.15 указанного договора установлено, что управляющая организация выступает как исполнитель жилищно-коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, газоснабжение, непосредственное оказание услуг выполняется подрядными и ресурсоснабжающми организациями, действующими на основании договоров, заключенных от имени управляющей организации за счет собственников.

24.11.2014 гражданин ФИО1, проживающей в многоквартирном доме № 80 по улице Советская в городе Биробиджане Еврейской автономной области, обратился в управляющую компанию с заявлением, в котором просил опломбировать приборы учета холодной и горячей воды (счетчики) в квартире     № 14.

В ответ на указанное заявление общество письмом от 05.12.2014 № 2808 сообщило, что управляющая компания опломбировку индивидуальных приборов учета не производит, и предложило обратиться по данному вопросу в обслуживающую организацию – ООО "Тепло".

ООО "Тепло" 15.12.2014 отказало собственнику жилого помещения произвести опломбировку индивидуальных приборов учета по тем основаниям, что водопроводные счетчики собственник устанавливал самостоятельно, плату за опломбировку не произвел.

Гражданин ФИО1 15.12.2014 обратился в МУП "Водоканал" с заявлением об опломбировании прибора учета холодной воды и 19.12.2014 в структурное подразделение "Биробиджанская ТЭЦ" - филиал Хабаровской теплосетевой компании ОАО "ДГК" с заявление об опломбировании прибора учета горячей воды.

 В ответ на заявление собственника МУП "Водоканал" письмом от 22.12.2014 № 2047 сообщило, что не может опломбировать индивидуальный прибор учета холодной воды, поскольку не состоит с собственником в договорных отношениях. В роли абонента выступает управляющая компания, с которой МУП "Водоканал" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии на границе ответственности общедомового прибора учета холодной воды опломбируется МУП "Водоканал" в соответствии с законом. В этом же письме МУП "Водоканал" рекомендовало собственнику обратиться для решения данного вопроса в управляющую организацию.

24.12.2014 гражданин ФИО1 обратился в УФАС по ЕАО с заявлением по вопросу необоснованного отказа или уклонения организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора  и (или) от его исполнения.                   

В целях рассмотрения указанного заявления антимонопольный орган письмом от 25.12.2014 № 4-3368 истребовал у общества необходимые документы, а также информацию о том, на основании каких нормативных правовых актов собственнику помещения было отказано во вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения.

Письмом от 13.01.2015 № 3222 общество сообщило УФАС по ЕАО о том, что ООО "ДомСтройСервис" не относится к организациям, которые осуществляют горячее, холодное водоснабжение, водоотведение. Ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, в том числе опломбирование, осуществляется исполнителем без взимания платы. ООО "ДомСтройСервис" не является исполнителем данной услуги. Ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию в перечень работ и услуг, указанных в приложении № 2 к договору управления многоквартирным домом, не входит.

Уведомлением от 23.01.2015 № 4-170 законный представитель общества извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

18.02.2015 антимонопольным органом, в присутствии законных представителей общества, в отношении ООО "ДомСтройСервис" составлен протокол об административном правонарушении по части 12 статьи 9.16 КАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении представитель общества указал, что с протоколом не согласен.

В письменных объяснениях представитель заявителя указал, что исполнителем услуг по водоснабжению является МУП "Водоканал", а услуг по предоставлению горячей воды – ОАО "ДГК". Обязанность по опломбировке приборов учета возложена на организации, осуществляющие горячее, холодное водоснабжение, и водоотведение, то есть на ресурсоснабжающие организации, с которыми заключены соответствующие договоры. Специалисты ресурсоснабжающих организаций, устанавливающие приборы учета, имеют специальные познания для осуществления данного вида деятельности, соответственно несут ответственность за правильную установку прибора и могут гарантировать исправность его работы после установки. В стоимость услуги по установке приборов учета включены расходы на ввод таких приборов в эксплуатацию. Управляющая организация принимает показания приборов учета, введенных в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией, и учитывает их при расчете размера оплаты за потребленный ресурс.             

02.03.2015 антимонопольным органом принято постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество не согласилось с принятым постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.

В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закона № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).

Кроме того, в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон № 416-ФЗ) приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг) исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.

Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.

В силу пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

В разъяснениях, приведенных в письме Федеральной антимонопольной службы от 13.12.2013 № КА/50647/13, указано, что если ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг, то установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии и их ввод в эксплуатацию осуществляется указанной организацией в соответствии с заключенным договором на установку, замену и (или) эксплуатацию приборов учета тепловой энергии. Вместе с тем, если индивидуальный прибор учета тепловой энергии установлен иным лицом или ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальной услуги, ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальной услуги.

Поскольку индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения установлены гражданином ФИО1 самостоятельно, а заявитель является исполнителем жилищно-коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом, то именно на заявителя возложена обязанность по опломбированию впервые установленных индивидуальных приборов учета.  

Кроме того, решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 17.03.2015 по делу № 2-700/2015 удовлетворены исковые требования прокурора города Биробиджана, обратившегося в интересах гражданина ФИО1 Действия общества, выразившиеся в отказе по опломбировке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения гражданина ФИО1, признаны незаконными. Суд также обязал общество осуществить ввод в эксплуатацию и опломбировку индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, установленных в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, без взимания платы.   

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Совершение обществом вменённого ему правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие вины в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом установлена и полностью подтверждается материалами дела.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, поскольку у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Поскольку обществу назначен административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ (50 000 рублей), основания для изменения оспариваемого постановления в части размера административного штрафа отсутствуют.

Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом также не установлены.

Срок привлечения к административной ответственности административным органом не пропущен, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Таким образом, процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, УФАС по ЕАО в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении законный представитель общества был извещен надлежащим образом.

Учитывая изложенное, заявление общества удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 207, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис" отказать.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru

Судья                                                                                                  Е.В. Балова