ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-3487/18 от 07.05.2019 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                 Дело № А16-3487/2018

16 мая 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2019 года. Полный текст решения изготовлен 16 мая 2019 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Осадчук О. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шальновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по заявлению управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1027900511209, ИНН 7900001828)

о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы  по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1087901001209, ИНН 7901532980) от 04.09.2018 по делу № К-18-05/18,

при участии: от заявителя - Чуйко А.П., по доверенности от 19.02.2019 № 351, от заинтересованного лица - Богдановой У.Н., по доверенности от 10.01.2019 № 1,

УСТАНОВИЛ:

управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области (далее – управление архитектуры) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным и отмене решения управления Федеральной антимонопольной службы  по Еврейской автономной области (далее – УФАС по ЕАО, антимонопольный орган) от 04.09.2018 по делу № К-18-05/18 о нарушении законодательства о закупках в части признания заявителя нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).

            В обоснование заявленного требования управлением архитектуры указано на отсутствие у антимонопольного органа полномочий для проверки заказчика и всей процедуры закупки, поскольку в УФАС по ЕАО была подана жалоба на действия Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ услуг в отношении отдельного этапа закупки, чем нарушены положения пунктов 2,3,8 статьи 106 Закона № 44-ФЗ; выводы решения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; в пунктах 2.5-2.8 оспариваемого решения отсутствуют ссылки на нормы нарушенного нормативного-правового акта.

            Антимонопольный орган представил отзыв, в котором указал на законность оспариваемого управлением архитектуры решения.

            Как следует из материалов дела, 23.08.2018 ООО «Стройсервис» обратилось в УФАС  по ЕАО с жалобой на действия аукционной комиссии управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области, допущенные при подведении итогов аукциона, проводимого в электронной форме на выполнение работ по Капитальному ремонту здания ОГБУЗ «Детская областная больница» в г. Биробиджане.

            Решением УФАС по ЕАО от 04.09.2018 № К-18-05/18  жалоба ООО «Стройсервис» на действия Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и нужд управления архитектуры и строительства правительства области при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Капитальный ремонт здания ОГБУЗ «Детская областная больница» в г. Биробиджане» (извещение от 24.07-2018 № 01ДО00000618000013) признана необоснованной.

            При этом управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области признано нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в частности: часть  3 статьи 7, часть 2 статьи 31, часть 2 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, пункты 2, 5 и 6 части 5 статьи 66, часть 6 статьи 66; положения Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 649, от 15.04.2014 № 341, 04.02.2015 № 99.

Также УФАС по ЕАО принято решение: о выдаче предписаний для устранения нарушений требований Закона о контрактной системе Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и нужд управления архитектуры и строительства правительства области, государственному заказчику - управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области, Оператору электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка»; о передаче в соответствии с требованиями ст. 107 Закона № 44-ФЗ материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять по делам об административных правонарушениях, для решения возбуждении дел об административных правонарушениях.

Не согласившись с решением антимонопольного органа в части выводов о допущенных нарушениях законодательства о контрактной системе, управление архитектуры обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, дополнительно указав, что УФАС по ЕАО при рассмотрении вопроса об обоснованности жалобы вышел за ее пределы, поскольку проверил процедуру закупки в полном объеме.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, заслушав выступления представителей лиц, участвующих в деле, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные доказательства, приходит к следующему.

Из материалов дела и в судебном заседании судом установлено, что 24 июля 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке АО «ЕЭТП» по адресу    http://www.roseltorg.ru    Заказчиком -  управлением архитектуры   размещены извещение о проведении   электронного   аукциона   №   0178200000618000013 (далее - Извещение) и Документация (т. 2, лл.д. 61-87).

Согласно названным документам объектом закупки являлось:     «Капитальный    ремонт ОГБУЗ «Детская областная больница» в г. Биробиджане».

Начальная (максимальная) цена контракта: 218 000 100 рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Пункт 5 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе устанавливает, что в составе второй части заявки на участие в аукционе должны содержаться документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. 28 - 30 данного Закона.

В составе документации Заказчиком утверждена Инструкция участникам аукциона в электронной форме.

В соответствии с пунктом 1.6 Инструкции при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) учреждениям и предприятиям уголовно - исполнительной системы и организациям инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ указывается в извещении и Информационной карте.   

В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, или организация инвалидов контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении.

В разделе 4 Инструкции установлены требования ко вторым частям заявок на участие в аукционе в электронной форме.

Согласно пункту 4.2.5 Инструкции вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие  право участника электронного аукциона на получение  преимуществ в соответствии с пунктом 1.6 инструкции (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ) или копии таких документов: для подтверждения права на получение преимуществ, установленных в соответствии с п. 1.6 Инструкции, в части учреждений и предприятий уголовно - исполнительной системы, указанных в ч. 2 ст.28 Закона № 44-ФЗ, участник аукциона предоставляет следующие документы или их копии: устав, выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), требование о предоставлении преимуществ (в свободной форме) (пп.6.1 Инструкции).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта» составе заявки на участие в закупке товаров (работ, услуг), предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением, учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы представляется требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе заявки на участие в закупке товаров (работ, услуг), предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением, учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы представляется требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Представление иных документов, за исключением требования о предоставлении преимуществ названным постановлением не предусмотрено.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в ч. 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской  Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 341 утверждены правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Постановление № 341).

В соответствии с п. 3 Постановления № 341 для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 4 Постановления № 341 организация инвалидов, признанная победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со ст. 29 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем в подпункте 6.2 пункта 4.2.5 раздела 4 Инструкции Заказчиком установлены требования к участникам закупки по предоставлению во второй части заявки документов, подтверждающих право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии с п. 1.6 Инструкции (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ) или копии этих документов, а именно для подтверждения права на получение преимущества, установленного в соответствии с п. 1.6 Инструкции, в части организаций инвалидов, указанных в ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе, участник аукциона представляет декларацию о соответствии критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе (в свободной форме).

Кроме этого пунктом 1.6 Инструкции Заказчиком установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) учреждениям и предприятиям уголовно - исполнительной системы и организациям инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ указывается в извещении и Информационной карте.

В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, или организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении.

Таким образом, заявителем нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 5 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. I ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Частью 3 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию,  составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление № 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их техническое и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов») (далее - Дополнительные требования).

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением № 1 к настоящему постановлению.

При выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб. к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (п. 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99).

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); -копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Заказчиком в п. 3 подраздела «Требование к участникам» раздела «Преимущества и требования к участникам» Извещения и в п. 14 части II Информационной карты установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в составе заявки, для подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров); копия акта (актов) выполненных работ; копия акта приемки объекта капитального строительства; копия акта о приемке выполненных работ; разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации); или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 № 1185 «О внесении изменений в Приложения № 1 и 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99» внесены изменения в п. 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, где она изложена в новой редакции и требование о предоставлении участниками закупки копии акта приемки   объекта   капитального   строительства   и   копия   акта   о   приемке выполненных работ, утратило силу.

В этой связи антимонопольный орган сделал обоснованный вывод о том, что

Заказчиком в п. 3 подраздела «Требование к участникам» раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона № 0178200000618000013 установлены требования к участникам закупки по предоставлению документов, подтверждающих соответствие участников аукциона дополнительным требованиям, не предусмотренным Постановлением № 99, чем управлением архитектуры нарушены  ч. 2 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе и Постановление № 99.

            Кроме этого Заказчиком в п. 4 части II Информационной карты установлены требования к участникам закупки по предоставлению документов, подтверждающих соответствие участников аукциона дополнительным требованиям, не предусмотренным Постановлением №99, тем самым нарушены ч. 2 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе и положения Постановления № 99.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документа, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона.

При этом, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать    от    участника    электронного    аукциона    предоставления    иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными   видами   деятельности   только   на    основании   разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)  работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также -договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Частью 1 ст. 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Участник закупки подтверждает свое соответствие требованиям Закона о контрактной системе и документации выпиской из единого электронного реестра СРО.

В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Пунктом 10 части II Информационной карты Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (в соответствии с объектом закупки) в установленной форме, выданную не ранее чем за 1 (один) месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе.

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и ГрК РФ не предусмотрено условие о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе и ГрК РФ, а связи с чем действия Заказчика, установившего в п. 10 части II Информационной карты вышеуказанное требование к участникам закупки, нарушают п. 2 ч. п. 2 ч. 5 ст. 66, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ,   в   том   числе   обоснование (максимальной) цены контракта.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В силу ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документацией и требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

Частью 2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Следовательно, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с п. 11 ч, 12 ст. 48 ГрК РФ проектная документация включает в себя также смету на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, проведение работ по объектов культурного наследия.

При этом на основании ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 (далее - Постановление № 427).

На основании п. 24 Постановления № 427 результаты проверки сметной стоимости оформляются в виде заключения о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия.

Таким образом, заключение о достоверности (положительное заключение) определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия, является частью проектной документации, подтверждающее сметную стоимость.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная указанным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе в сфере закупок, должна быть полной и достоверной.

Сведения и информация о закупаемых работах по созданию объектов капитального строительства должны соответствовать требованиям Закона о контрактной системе, а также положениям ГрК РФ.

Таким образом, использование проектно-сметной документации, включаемой в документацию об электронном аукционе, и не содержащей заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия, не соответствует положениям ГрК РФ, а также Закона о контрактной системе.

26 декабря 2016 года Управлением государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области утверждено положительное заключение № 79-1-2-0009-16 по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт здания ОГБУЗ «Детская областная больница».

Таким образом, на момент размещения электронного аукциона № 0178200000618000013 у Заказчика имелось в наличии положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

Вместе с тем названное заключение в единой информационной системе в сфере закупок по электронному аукциону № 0178200000618000013 управлением архитектуры не размещено.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта представлено в Документации в виде Расчета начальной (максимальной) цены контракта на объект «Реконструкция здания ОГБУЗ «Детская областная больница» (далее - Расчет).

Согласно п. 1 Расчета - расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен на основании положительного заключения государственной экспертизы № 79-1-2-0009-16 от 26.12.2016.

При этом указанное заключение, подтверждающее сметную стоимость, в единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком не размещено.

На основании вышеизложенного, неразмещение Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок положительного заключения от 26.12.2016 № 79-1-2-0009-16 по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт здания ОГБУЗ «Детская областная больница» нарушают ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство  Российской  Федерации  вправе устанавливать  к   участникам закупок    отдельных    видов    товаров,    работ,    услуг,    закупки осуществляются   путем   проведения   конкурсов   с   ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Согласно п. 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением № 1 к настоящему постановлению.

Согласно примечанию <*> к п. 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в п. 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

-  участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

- участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ   строительных   по   объекту   капитального   строительства;   в   случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

При этом заказчик, в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям п. 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Заказчиком в п. 3 подраздела «Требование к участникам» раздела «Преимущества и требования к участникам» Извещения и в п. 13 части II Информационной карты к участникам закупки установлены дополнительные требования для подтверждения участниками закупки своего соответствия требованиям п. 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, а именно: участник закупки должен иметь наличие опыта исполнения (с учетом праве преемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, (цены лота), на право заключить который проводится закупка. <*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

-   работы по строительству, реконструкции и капитальной гу ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В этой связи УФАС по ЕАО правомерно определило, что в нарушение ч. 2 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в п, 3 подраздела «Требование к участникам» раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона № 0178200000618000013 конкретно не установлено по какой именно группе работ из двух перечисленных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполненного контракта.

Кроме этого в нарушение ч. 2 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66. Закона о контрактной системе Заказчиком в п. 13 части II Информационной карты конкретно не установлено по какой именно группе работ из двух перечисленных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные   постройки),   следует   предоставить   документы,   подтверждающие, наличие опыта исполненного контракта.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о соответствии закону решения УФАС по ЕАО в оспариваемой части.

Доводы управления архитектуры о необоснованной проверке действий заявителя в отношении проведенной закупки за пределами жалобы ООО «Стройсервис», арбитражным судом отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №  331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль в сфере закупок.

Согласно ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - субъекты контроля).

Контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения, в частности, внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку на основании получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона.

Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент).

Пунктом 3.30 Административного регламента установлено, что комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 3.33 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки комиссия принимает единое решение.

В рамках дела № К-18-05/18 УФАС по ЕАО при проверке обоснованности жалобы участника закупки – ООО «Стройсервис» проведена, в том числе, внеплановая проверка управления архитектуры – заказчика и  Единой комиссии по осуществлению  закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд управления архитектуры и правительства Еврейской автономной области,  по результатам которых принято оспариваемое решение, что соответствует положениям части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и  Административного регламента.

При установленных выше обстоятельствах требование управления архитектуры удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181,  200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

в удовлетворении заявленного требования управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области - отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья

О.Ю. Осадчук