АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
679016, Еврейская автономная область, город Биробиджан, пер. Театральный, д. 10
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2009.
В полном объеме решение изготовлено 11.02.2009.
г. Биробиджан
Дело №
А16-37/2009
“
11
“
февраля
2009 г.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе судьи Баловой Е.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области
о привлечении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (г. Биробиджан Еврейской автономной области) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя – ФИО1;
от лица, привлекаемого к административной ответственности, – ФИО2
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Нехамкина А.А.
С у д у с т а н о в и л :
прокурор города Биробиджана Еврейской автономной области (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – предприятие; лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В отзыве на заявление лицо, привлекаемое к административной ответственности, требования прокурора не признало, указав, что штатным расписанием предприятия ежегодно предусмотрена должность медицинской сестры, в обязанности которой входит осуществление предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей предприятия. Право проведения медицинской сестрой предприятия соответствующих осмотров подтверждается дипломом, справкой ОГУЗ «Психиатрическая больница», свидетельством о повышении квалификации и сертификатом. Кроме того, согласно уставу предприятия основным видом его деятельности является обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения коммунально-бытовых предприятий и других потребителей. Деятельность по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей не является предпринимательской, так как предприятие не оказывает данные услуги на платной основе другим организациям. Более того, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся с целью обеспечения безопасности дорожного движения, а не для получения прибыли. Считает, что в действиях предприятия отсутствует объект административного правонарушения, наличие которого является обязательным условием для привлечения предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении заявления в полном объеме и пояснила, что в декабре 2008 года прокуратурой города Биробиджана проведена проверка соблюдения предприятием действующего законодательства при осуществлении медицинской деятельности, в ходе которой установлено, что между предприятием и МУ «Станция скорой медицинской помощи» заключен договор на оказание платных медицинский услуг. Однако проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотров осуществляет медицинская сестра предприятия, не имеющая лицензии на данный вид деятельности и сертификата о повышении квалификации. Кроме того, само предприятие также не имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Считает, что действия предприятия, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Обстоятельств, отягчающих ответственность, в ходе прокурорской проверки не установлено. К смягчающим обстоятельствам относится совершение административного правонарушения впервые.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, заявленные требования и вину в совершении административного правонарушения не признал, поддержав доводы, изложенные в отзыве.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителей обеих сторон судебного процесса, считает заявление необоснованным и удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании сообщения государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по ЕАО от 19.12.2008 № 16/22219 прокуратурой города Биробиджана проведена проверка соблюдения предприятием действующего законодательства при осуществлении медицинской деятельности, в ходе которой установлено, что проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей осуществляет медицинская сестра предприятия ФИО3, не имеющая лицензии на данный вид деятельности и сертификата о повышении квалификации. Само предприятие также не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Прокурором 16.01.2009 вынесено постановление о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В силу пункта 96 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением «О лицензировании медицинской деятельности» (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30.
Согласно пункту 4 Положения под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой, в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе относятся работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) водителей транспортных средств.
В пункте 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, являющегося приложением № 2 к методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденным 29.01.2002 Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации, предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.
Таким образом, требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы проверки, прокурор сделал вывод о наличии в действиях предприятия признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку у МУП «Водоканал» отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Вместе с тем, согласно пункту 2.3 устава предприятия, основным видом деятельности МУП «Водоканал» является обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения коммунально-бытовых предприятий и других потребителей, содержание и эксплуатация водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них.
Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей предприятия осуществляет медицинский работник ФИО3, состоящая в штате МУП «Водоканал», ознакомленная 28.04.2008 с должностной инструкцией на медицинского работника, проводящего предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей автотранспортных средств, утвержденной 25.04.2008, а также прошедшая подготовку на базе ОГУЗ «Психиатрическая больница» по программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, что подтверждается справкой ОГУЗ «Психиатрическая больница» от 29.11.2006 № 14, срок действия которой, в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 № 308, три года – до 29.11.2009.
Кроме того, медицинский работник предприятия ФИО3 имеет сертификат ЕО № 001909, выданный 27.12.2008 ГОУ «Биробиджанский медицинский колледж», о присвоении ей специальности - сестринское дело. В период с 02.12.2008 по 27.12.2008 ФИО3 повышала свою квалификацию в ГОУ «Биробиджанский медицинский колледж» по программе «Первичная медико-профилактическая помощь населению», что подтверждается свидетельством о повышении квалификации (регистрационный номер 279).
Фактов оказания предприятием услуг по проведению медицинских осмотров третьим лицам административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, доказательств получения предприятием прибыли от оказания таких услуг, либо осуществления деятельности с целью получения прибыли от услуг, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 176, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области о привлечении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней через суд, его вынесший.
Судья Е.В. Балова