ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-4064/19 от 15.09.2020 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: https://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан Дело № А16-4064/2019

22 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2020 года. Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2020 года

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Серовой О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобовым Д.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального автономного учреждения культуры "Районный дом культуры с. Ленинское" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области (с. Ленинское Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения и предписания управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 31.10.2019 по делу № 079/01/17-5/2019,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное автономное учреждение культуры "Районный дом культуры с. Ленинское" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее – антимонопольный орган, УФАС по ЕАО) от 31.10.2019 по делу № 079/01/17-5/2019, которым учреждение признано виновным в нарушении антимонопольного законодательства.

Определением суда от 17.12.2019 заявление принято, возбуждено производство по делу.

УФАС по ЕАО представило в суд мотивированный отзыв на заявление, в котором просило отказать в удовлетворении заявления.

Представитель заявителя просил рассмотреть дело в его отсутствие.

УФАС своих представителей не направило.

Дело на основании ст. 200 АПК РФ рассмотрено в отсутствие сторон.

Как следует из материалов дела, 29.03.2019 на официальном сайте в единой информационной системе по адресу: http://www.zakupki.gov.ru учреждением было размещено извещение № 31806303683, в котором изложено следующее:

Способ размещения закупки: Закупка у единственного поставщика.

Наименование объекта закупки: Выполнение строительных работ в МАУ «РДК Ленинское».

30.03.2019 размещена информация о договоре за реестровым номером 579040036741180000010000.

Цена договора: 7 362 000 рублей.

Договор N 54 от 30.03.2018 года заключен с Обществом с ограниченной ответственностью «Стройсервис» «На выполнение строительных работ с Муниципальным автономным учреждением культуры «Районный Дом культуры с. Ленинское»» на сумму 7 362 000 рублей 00 копеек без проведения конкурентной процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя). В договоре установлено следующее: 1.1 «Подрядчик» обязуется, по заданию «Заказчика» выполнить в соответствии с приложением № 1. указанным в пункте 1.2 контракта работу, и сдать её результаты «Заказчику», а «Заказчик» обязуется принять и оплатить выполненные работы согласно акту приёмки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) в сроки, оговоренные настоящим договором. 1.2 «Подрядчик» обязуется выполнить часть работ по реконструкции здания МАУК «Районный Дом культуры с. Ленинское» (общестроительные работы) по адресу: 679370, <...>.

Неотъемлемым приложением к настоящему договору является: - локальный сметный расчет на общестроительные работы по реконструкции здания МЛУК «РДК с. Ленинское»; - сводный сметный расчет стоимости строительства по реконструкции здания МЛУК «РДК с. Ленинское»; 2.1. Цена договора составляет 7 362 000 (семь миллионов триста шестьдесят две тысячи) рублей 00 копеек. Договор заключен в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках при закупке товаров, работ, услуг). 3.2.1. Заказчик обязуется произвести предоплату в количестве 90 % от стоимости работ, указанной в п. 2,1. в течении 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания настоящего договора. 3.2.2. Заказчик обязуется произвести остаток стоимости договора в количестве 10 % при принятия выполненных работ на основании счета-фактуры (счета), акта приемки выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма № КС-3), подписанных обеими сторонами без замечаний. 5.1. Календарные сроки выполнения работ определены Сторонами: Начало работ: с момента подписания договора Окончание работ: не позднее «28» мая 2018 года. 11.1. Настоящий договор вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами взятых на себя обязательств. Согласно представленным документам (акты приемки) договор исполнен в полном объеме только 30 июля 2018 года. Согласно протоколу № 28 от 29.03.2018 заседания Наблюдательного совета Муниципального автономного учреждения культуры «Районный Дом культуры с. Ленинское» Совет решил заключить вышеуказанный договор в соответствии с п.9.2.11 Положения о закупках, который гласит: «Заказчик, ранее закупив продукцию у какого-либо поставщика, определяет, что у того же поставщика должны быть произведены дополнительные закупки по соображениям стандартизации, унификации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальных закупок с точки зрения удовлетворения нужд Заказчика, ограниченный объем предлагаемых закупок по сравнению с первоначальными закупками, разумность цены и непригодность продукции, альтернативной рассматриваемой».

УФАС России по ЕАО, по результатам проведенного анализа указанной информации из сети «Интернет», принято решение от 31.10.2019 по делу № 079/01/17-5/2019:

1. Признать Муниципальное автономное учреждение культуры «Районный Дом культуры с. Ленинское» Еврейской автономной области нарушившим требования: - части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий, которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению или устранении: конкуренции при заключении Договора N 54 от 30.03.2018 года с Обществом с ограниченной ответственностью «Стройсервис» «На выполнение строительных работ в Муниципальным автономным учреждением культуры «Районный Дом культуры с. Ленинское»» на сумму 7 362 000 рублей 00 копеек без проведения конкурентной процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Выдать Муниципальному автономному учреждению культуры «Районный Дом культуры с. Ленинское» Еврейской автономной области обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовав; них возникновению нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем внесения изменений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лип», ст. 15 и ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в Положение о закупках товаров. работ, услуг для нужд Муниципального автономного учреждения культуры «Районный дом культуры с. Ленинское» муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области.

3. Передать материалы дела N° 079/01/17-5/2019 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении поч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Учреждение, не согласившись с названными решением и предписанием, посчитав их не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом доводов сторон, изложенных в проведенных судебных заседаниях, пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Поскольку оспариваемое решение вынесено 31.10.2019, а учреждение обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области 12.12.2019, то установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок соблюден.

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

Как всякая мера публичной ответственности, указанная мера в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в его постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Судом установлено, вопреки доводам заявителя, что антимонопольный орган провел проверку и установил факт нарушения антимонопольного законодательства, повлекшего ограничение конкуренции.

Согласно пункту 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, закрепление заказчиком в положении о закупке условий, позволяющих осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур; независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Положение о закупке не содержит критериев и случаев, в которых заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Данное обстоятельство позволяет заказчику самостоятельно, без каких-либо ограничений осуществлять выбор поставщика закупаемых услуг, устраняя при этом конкуренцию на соответствующем рынке.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона).

Вместе с тем, закрепленные заказчиком в положении о закупке условия позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур; независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Общим правилом закупок в соответствии с Законом о закупках является закупка посредством проведения конкурентных процедур. В силу статьи 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Исходя из вышеизложенного, решение о заключении вышеуказанного договора принято в нарушение Закона о закупках и Положения о закупках, утвержденного 16.12.2015г., так как п.9.2.11 Положения о закупках не распространяется на вышеуказанную закупку, а именно: «Выполнение строительных работ в МАУК "РДК Ленинское"». Помимо вышеуказанного, настоящий пункт Положения также не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции и Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг.

В связи с этим, доводы представителя заявителя отклоняются.

Комиссией также установлено следующее: Решением Наблюдательного совета МАУК «Районный дом культуры с. Ленинское» (Протокол № 3 от 16.12.2015г.) утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного учреждения культуры «Районный дом культуры с. Ленинское» муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепринятыми правилами, сложившимися в мировой практике в сфере закупок. Статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено следующее: 1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер. направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

2. Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Согласно ст. 3.6. Закона о закупках Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Согласно "Обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда. - РФ 16.05.2018) для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного учреждения культуры «Районный дом культуры с. Ленинское» в нарушение антимонопольного законодательства и статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлены следующие случаи осуществления закупок у единственного поставщика: 9.2,12. проведение дополнительной закупки и смена поставщика не целесообразна по соображениям или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, работами, услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика; 9.2.16 закупка производится по существенно сниженным ценам, осуществляются в случае распродаж, ликвидации имущества третьих лиц и в иных аналогичных обстоятельствах, когда такая возможность существует ограниченное время и факт снижения цен может быть подтвержден документально; 9.2.17 смена поставщика нецелесообразна в случаях, в которых необходимо использовать выводы, полученные от предыдущих исследований, преемственность или цикличность работ, услуг когда приобретенный исполнителем в ходе выполнения работ, оказания услуг опыт необходим для выполнения, оказания закупаемых работ, услуг. Решение о возможности проведения такой закупки выносится Комиссией после оценки обоснования предоставленного уполномоченным специалистом; 9.2.18 закупка проводится по прямому распоряжению Учредителя Заказчика; 9.2.19 возникла потребность в удовлетворении социальных нужд сотрудников Заказчика в соответствии с социальными обязательствами, закрепленными коллективным договором предприятия, другими локальными нормативными актами; 9.2.20. осуществляется закупка ГСМ, бензина автомобильного для нужд Заказчика; 9.2.21. осуществляется закупка услуг по правовому сопровождению деятельности учреждения; 9.2.22. осуществляется закупка на оказание услуг сотовой связи, телефонной связи, городской, междугородней связи и услуг интернета; 9.2.23. осуществляется закупка услуг сопровождения и обновления программного обеспечения, компьютерных справочно-правовых систем по законодательству РФ, компьютерных бухгалтерских справочных систем и т.п. Заказчик вправе заключать в соответствии с настоящим пунктом договор с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), у которого ранее были приобретены соответствующие программные продукты и справочно-правовые системы; 9.2.24. осуществляется закупка услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами; 9.2.25. осуществляется закупка по приобретению периодических изданий (в т.ч. подписка на газеты, журналы и специальную литературу), изготовление и приобретение печатной продукции (бланков строгой отчетности, учебно-методической литературы и т.д.), оказание полиграфических услуг для административно-хозяйственной деятельности; 9.2.26. осуществляется закупка на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту презентационного и уникального оборудования; 9.2.27. осуществляется закупка по приобретению офисной мебели, инвентаря, приборов бытового назначения, предметов интерьера, иных предметов для обустройства конференц-залов, актовых залов; 9.2.28. осуществляется закупка но приобретению цветочной продукции; 9.2.29. осуществляется закупка транспортных услуг (авиа, железнодорожные и автомобильные перевозки) при необходимости приобретения услуг у конкретного перевозчика. 9.2.30. осуществляются закупки оборудования, оргтехники, материалов, проведение технического обслуживания, технической поддержки; 9.2.31. осуществляется повторная закупка в связи с расторжением первоначального договора по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по договору. При этом условия нового договора могут быть изменены при соответствующем обосновании; 9.2.32. осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы; 9.2.33. осуществляется в случае поступления финансовых (целевых) средств на счет Заказчика необходимых для осуществления закупки после 15 ноября текущего года; 9.2.34. осуществляется приобретение услуг и продукции, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей (гостиничное обслуживание или наем жилого (нежилого) помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерной техники и прочего оборудования, обеспечение питания, услуги связи, сувенирная продукция и прочие сопутствующие расходы: посещение театра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия и других культурных и социально-значимых мероприятий); 9.2.34. при отсутствии на рынке конкуренции поставщиков. Объект закупок имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или какой-либо конкретный поставщик или подрядчик обладает исключительными правами в отношении объекта закупок и не существует никакой разумной альтернативы или замены, и по этой причине использование какого-либо другого способа закупок не представляется возможным; 9.2.35. если осуществляются закупки товаров, работ, услуг для нужд обеспечения безопасности, информационной защиты, охраны имущества переданного Заказчику в оперативное управление и или в безвозмездное пользование; 9.2.36. если заключаются гражданско-правовые договоры о выполнении работ, оказании услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного руда, в том числе с адвокатами и нотариусами; 9.2.37. возникновение потребности в продукции для исполнения обязательств по договору (контракту), в соответствии с которым Заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком), и приобретение которой путем проведения конкурентных процедур закупок в предусмотренные для исполнения обязательств по такому договору (контракту) сроки невозможно. 9.2.38. заключение договоров по обслуживанию и содержанию зданий и помещений, в том числе текущий ремонт, уборка, вывоз мусора; 9.2.39. поставка бумаги, полиграфической и печатной продукции, канцелярской, бухгалтерской и электронно-вычислительной техники, канцелярских принадлежностей; 9.2.40. заключение договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования; 9.2.41. заключается договор с концертной организацией на проведение концерта принадлежащего ей исполнителя или творческого коллектива; 9.2.42. заключается договор с агентом, представляющим творческий коллектив, на проведение концерта; 9.2.43. осуществляется закупка рекламных услуг при необходимости размещения рекламной информации в конкретном СМИ, рекламном издании, бегущей строке и т.п. у такого СМИ, организации, издающей соответствующие рекламные издания и т.п.; 9.2,44. осуществления размещения заказа на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно- просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности; 9.2.45. осуществляется закупка на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для организации и/или проведения - культурно-массовых мероприятий по заданию Учредителя; 9.2.46. осуществляются поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг для нужд Заказчика, начальная (максимальная) цена которых не превышает или равна 1 000 000 (один миллион) рублей с НДС (если применяется). В соответствии со ст. 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в гом числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Частью 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки. Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из перечисленных данным пунктом способов (размещение извещения; посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке); обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участков такой закупки; описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи. Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ). Исходя из анализа указанных норм, установление иных (помимо конкурса и аукциона) способов закупки должно осуществляться заказчиком не произвольно, а с учетом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ (информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции но отношению к участникам закупки).

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 29.11.2011 по делу N А66-7056/2010 разъяснено что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) установлено, что указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам. В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренций положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках. Таким образом, при осуществлении вышеуказанной закупки в действиях Муниципального автономного учреждения культуры «Районный Дом культуры с. Ленинское», выразившихся в недопущении ограничения или устранения конкуренции, в частности к заключению договора с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем без проведения конкурентной процедуры, имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Учитывая позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10, выраженную в решении по делу N А 13- 10558/2008, в тех случаях, когда на соответствующем товарном рынке должна иметь место состязательность хозяйствующих субъектов, создание ограничений не может не оказывать влияние на состояние конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым квалифицировать действия Муниципального автономного учреждения культуры «Районный дом культуры с. Ленинское» Еврейской автономной области по части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий, которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при заключении Договора N 54 от 30.03.2018 года с Обществом с ограниченной ответственностью «Стройсервис» «На выполнение строительных работ в Муниципальным автономным учреждением культуры «Районный Дом культуры с. Ленинское»» на сумму 7 362 000 рублей 00 копеек без проведения конкурентной процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя).

Соответственно, предписание с учетом законности решения также является обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

в удовлетворении требований муниципального автономного учреждения культуры "Районный дом культуры с. Ленинское" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья

О.Н. Серова