ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-407/11 от 23.06.2011 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д. 10

E-mail: arbitr@on-line.jar.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru/, факс (42622) 4-07-00

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Биробиджан

Дело №

А16-407/2011-3

«

28

»

июня

2011 г.

Резолютивная часть объявлена 23.06.2011

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе

судьи

Кривощекова А.В.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем Потаповой Ю.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение»

об оспаривании постановления Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 04.05.2011 № 1 по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя: Витенко Н.Ф., представителя по доверенности от 01.06.2011 б/н;

от ответчика: Уткиной Н.А., представителя по доверенности от 25.04.2011 № 01-05/477;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» (далее – заявитель, общество, ООО «Теплоснабжение») обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области (далее – ответчик, административный орган) от 04.05.2011 № 1 по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления по основаниям, указанным в заявлении и дополнении № 1 к нему, доводы, изложенные в дополнении к заявлению № 2, не поддержал.

Представитель административного органа требования заявителя не признала по основаниям, указанным в отзыве на заявление.

Суд, изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон, установил следующее.

На основании приказа заместителя председателя Комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 04.03.2011 № 05 проведена внеплановая документарная проверка правильности применения тарифов на тепловую энергию обществом с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» в период с 04.03.2011 по 30.03.2011, с целью установления (опровержения) фактов, указанных в жалобе, поступившей в административный орган от администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» (вх. № 131 от 02.02.2011), для осуществления контроля правильности применения тарифа на тепловую энергию. Предметом указанной проверки явилось осуществление требований законодательства при применении тарифа на услугу «теплоснабжение» в 2010 году.

По итогам проверки, оформленной актом от 30.03.2011 (л.д. 55-57) выявлены нарушения порядка ценообразования, а именно: ресурсоснабжающая организация ООО «Теплоснабжение», осуществляющая поставку тепловой энергии, при расчетах с потребителями МДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье», ООО «УК г. Облучье», УФК по ЕАО, ИП Арнаутовым О.П. в 2010 году применяла тарифы на тепловую энергию, не утвержденные в установленном порядке.

Вышеуказанный акт направлен в адрес общества, вместе с извещением от 30.03.2011 № 01-10/372 о дате подписания акта проверки и составления протокола об административном правонарушении 30.03.2011 (л.д. 54, 58).

Законный представитель общества на составление протокола не явился, 18.04.2011 в адрес административного органа направил свои пояснения.

По результатам проведенной проверки, на основании указанного акта, в отсутствие представителя юридического лица в отношении общества 19.04.2011 составлен протокол № 11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (л.д. 73-74).

Определением от 19.04.2011 административным органом на 04.05.2011 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Теплоснабжение» (л.д. 75).

Постановлением от 04.05.2011 № 1 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Одновременно обществу предписано принять меры по прекращению выявленных в ходе проведения проверки нарушений по применению тарифов на тепловую энергию, не установленных в законном порядке, представить в комитет информацию по выполнению предписания в срок до 15.06.2011 (л.д. 79-80).

Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела и не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Административным органом вменяется обществу несоблюдение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) за 2010 год.

На основании части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.

При этом, норма права, содержащая административную санкцию за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, изменениям не подвергалась.

В данном случае при определении порядка ценообразования следовало руководствоваться Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ), поскольку именно он определял экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации вплоть до 2011 года.

В соответствии с Законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ государственному регулированию подлежат тарифы на электрическую и тепловую энергию. Согласно статье 2 указанного закона органы государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней.

В силу статьи 6 Закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Согласно пункту 1.2 Положения «О Комитете тарифов и цен правительства Еврейской автономной области», утвержденного Постановлением правительства Еврейской автономной области от 26.05.2009 № 169-пп, Комитет является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории области.

На основании части 3 статьи 6 Закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила) и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы).

Согласно пункту 2 Основ «регулируемая деятельность» - деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию.

Пунктом 8 Правил установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.

Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов, предусмотренных пунктами 7.1 и 8 настоящих Правил. При этом сроки рассмотрения регулирующим органом указанных материалов не должны превышать сроков, установленных в пунктах 13 и 16 настоящих Правил (п. 10 Правил).

Иных изъятий в отношении указанных организаций законодателем не предусмотрено. Из системного анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов специального порядка установления тарифов не предусмотрено. Таким образом для указанных организаций установлен общий порядок представления предложения об установлении тарифов и их (предложений) рассмотрения.

Ссылку заявителя на пункт 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) суд признает не состоятельной, в силу пункта 1 этой же статьи, в соответствии с которой в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Поскольку договор аренды муниципального имущества на объекты коммунальной инфраструктуры для использования в целях теплоснабжения от № 73 заключен 02.08.2010, общество имело достаточно времени для обращения в регулирующий орган с целью получения своевременного решения регулирующего органа об установлении тарифов.

Довод заявителя о том, что ответчик необоснованно при вынесении постановления руководствовался нормами Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), правового значения при принятии данного решения не имеет, поскольку согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Аналогичная норма права содержится и в Законе от 14.04.1995 № 41-ФЗ, указанные нормы права носят общий характер, указывая на обязательность регулирования данных тарифов. Непосредственно порядок установления тарифов содержится в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Поскольку обществу вменяется нарушение порядка установления тарифов на тепловую энергию, для установления факта совершения административного правонарушения имеет значение непосредственное исполнение (неисполнение) положений нормативного правового акта, устанавливающего соответствующий порядок.

Согласно частям 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт отпуска тепловой энергии по тарифам, не утвержденным в установленном порядке, подтверждается материалами дела и не отрицается обществом. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В силу пункта 1 статьи 23.51 КоАП РФ органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях статьей 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (часть 1 статьи 29.6 КоАП РФ).

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 19.04.2011 № 1, постановление от 04.05.2011 № 1 по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции, в установленный законом срок.

Судом установлено, что вина общества подтверждается актом проверки от 30.03.2011 № 1.

При рассмотрении дела судом установлено, что административным органом соблюдена процедура и порядок привлечения общества к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 27, 29, 167-170, 180, 181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» о признании незаконным и отмене постановления комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 04.05.2011 № 1 по делу об административном правонарушении, которым общество с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» (ОГРН 1107907000508, ИНН 7902527454) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

Судья А.В. Кривощеков