АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-414/2015
14 мая 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2015 года. Полный текст решения изготовлен 14 мая 2015 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Серовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобовым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (г.Москва, ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218)
о признании приказа комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (г.Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 29.12.2014 № 42/4-п недействительным в части пункта 1 приложения об установлении одноставочных тарифов по уровням напряжения «ВН», «СН-1», «СН-2», «НН» на 1 полугодие 2015 года,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания»
при участии от заявителя ФИО1, представителя по доверенности от 30.12.2014 № 142, ФИО2, представителя по доверенности от 27.03.2014 № 163,
от заинтересованного лица ФИО3, представителя по доверенности от 21.07.2014 № 01-05/1296,
от третьего лица ФИО4, представителя по доверенности от 01.01.2015 № ДЭК-20-15/473Д,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее – общество, энергосбытовая организация) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании приказа комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области (далее – комитет) от 29.12.2014 № 42/4-п недействительным в части пункта 1 приложения об установлении одноставочных тарифов по уровням напряжения «ВН», «СН-1», «СН-2», «НН» на 1 полугодие 2015 года.
Определением суда от 27.04.2015 по ходатайству комитета к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – гарантирующий поставщик).
В заявлении общество указало, что комитет неверно применил формулу расчета, в результате чего разница между расходами и выручкой при реализации электроэнергии составит 402,46 тыс.руб. при расходах в 3 920,69 тыс.руб., отклонение составляет 3 518,23 тыс.руб. или 89,7%. Таки образом, общество не компенсирует расходы, что приводит к невозможности деятельности на территории ЕАО. В обоснование общество ссылается на Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (далее – правила оптового рынка), Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее – основы ценообразования), методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее – методические указания).
Комитет в отзыве требования не признал, пояснил, приказ принят законно и обоснованно.
В судебном заседании представители общества настаивали на удовлетворении требования по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв и дополнительных объяснениях.
Представитель комитета требования не признала.
Представитель гарантирующего поставщика в судебном заседании возражала против требований, поддержала позицию комитета.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г.Москве за основным государственным регистрационным номером <***>, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 14.08.2009 внесена запись.
Согласно пункту 4.3. Устава общества, утвержденного решением учредительного собрания общества от 12.08.2009 № 1, предметом деятельности общества является, в том числе покупка и реализация электрической энергии на оптовом и розничном рынках.
Приказом комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области от 29.12.2014 № 42/4-п установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» ОАО «Оборонэнергосбыт» на 2015 год.
Общество считает приказ незаконным в части пункта 1 приложения об установлении одноставочных тарифов по уровням напряжения «ВН», «СН-1», «СН-2», «НН» на 1 полугодие 2015 года.
Не согласившись с указанным приказом, общество оспорило его в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту IV приложения 2 правил оптового рынка территория Еврейской автономной области включена в перечень территорий, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят:
регулируемые цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках:
цены (тарифы) на электрическую энергию при введении государственного регулирования в чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьей 23.3 Федерального закона "Об электроэнергетике";
цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;
цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;
сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях;
цены (тарифы) и (или) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, включая электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах.
Как указано в последнем абзаце пункта 74 основ ценообразования расчет трехставочной, двухставочной и одноставочной цены (тарифа) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 29.2 методических указаний установлено следующее. При расчетах тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую гарантирующим поставщиком другому гарантирующему поставщику, для последнего (рассматриваемого в качестве потребителя) устанавливается тариф на покупную электроэнергию ПОК по формуле:
Т
ПОК
Т = (ТВ - РС) / Э, (3)
где:
ТВ - тарифная выручка ГП-покупателя по всем группам потребителей, рассчитанная как сумма произведений установленных региональным органом тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям ГП-покупателя, умноженных на объем полезного отпуска указанных потребителей;
РС - собственные расходы ГП-покупателя, включая расходы из прибыли (без расходов на покупную электрическую энергию);
Э - объем покупаемой ГП-покупателем электрической энергии.
При расчетах тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую гарантирующим поставщиком энергосбытовым организациям или энергоснабжающим организациям, совмещающим виды деятельности по купле-продаже электрической энергии и по передаче электрической энергии, устанавливаются тарифы на покупную электроэнергию по формуле (3) и по формуле (4).
ПОК
Т i = (ТВ - РС ) / Э , (4)
i i i
где:
ПОК
Т i - тариф на покупную электроэнергию для i-й группы потребителей, обслуживаемых соответствующей ЭСК или ЭСО;
ТВ - тарифная выручка ЭСК или ЭСО по i-й группе потребителей,
i
рассчитанная как сумма произведения установленного региональным органом тарифа на электрическую энергию, поставляемую ею потребителям, относящимся к i-й группе, на объем полезного отпуска указанным потребителям;
РС - расходы ЭСК или ЭСО, включая расходы из прибыли (для ЭСК
i
- без расходов на покупную электроэнергию и расходов на передачу электроэнергии, для ЭСО - без расходов на покупную электроэнергию), связанные с поставкой электроэнергии потребителям, относящимся к i-й группе;
Э - прогнозный объем полезного отпуска потребителям
i
электроэнергии, относящимся к i-й группе.
Тариф, устанавливаемый по формуле (3), применяется при условии, что в течение периода регулирования структура фактического полезного отпуска по категориям потребителей не изменяется в сравнении со структурой, учтенной при установлении тарифов (доля каждой из категорий потребителей не отличается более чем на 5% в большую или меньшую сторону) связи с переходом потребителей, обслуживаемых ранее соответствующей ЭСК (ЭСО), к ГП.
В противном случае применяются тарифы на покупную электроэнергию, дифференцированные по категориям потребителей, устанавливаемые в соответствии с формулой (4).
Тарифы, устанавливаемые в соответствии с данным пунктом и рассчитываемые по формулам (3) и (4), устанавливаются как одноставочные, так и двухставочные.
Пунктом 29.4. методических указаний предусмотрено, что в случае если потребитель (покупатель, другая ЭСО) получает электрическую энергию от нескольких ЭСО (ПЭ), имеющих различную структуру поставки электрической энергии (собственная генерация, покупка у различных производителей, поставщиков, ЭСО), цены на электрическую энергию и мощность, получаемые потребителем (покупателем, другим ЭСО) от данных ЭСО (ПЭ), рассчитываются отдельно и могут быть различными.
Пунктом 29.6. методических указаний установлено, что во всех случаях, в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования, тарифы на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, установленные регулирующим органом по группам потребителей, должны обеспечивать получение в расчетном периоде регулирования указанными организациями необходимой валовой выручки.
Согласно пункту 2 основ ценообразования "период регулирования" - период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).
Выпиской из протокола от 26.12.2014 № 41 подтверждается, что на заседании исследовался вопрос определения годовой необходимой валовой выручки общества на 2015 год.
В силу пункта 11(1) основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Как указал комитет в отзыве и привел расчет по итогам года, общество получит все запланированные доходы.
В пункте 26 Письма ФСТ РФ от 18.02.2005 N СН-570/14 "О разъяснениях к Методическим указаниям" указано, что формула (3) данного пункта (29.2) применяется только в том случае, если регулирующий орган устанавливает на территории субъекта Российской Федерации для населения и (или) бюджетных потребителей 3-й группы тариф на электроэнергию на одном уровне, исходя из суммарного расхода всех ЭСО, вне зависимости, от какой ЭСО им отпускается электроэнергия.
В этом случае с целью соблюдения по каждому ЭСО баланса доходов и расходов в тарифах на отпускаемую этими ЭСО электроэнергию учитывается соответствующее повышение (понижение) относительно утвержденного на едином уровне тарифа.
Суд, проанализировав вышеуказанные нормы и имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о том, что комитет не допустил каких-либо нарушений в сфере ценообразования.
Относительно доводов общества, суд не может с ними согласиться, так как они сводятся к лишению, по мнению общества, его предполагаемой экономической выгоды.
Данный тезис является основополагающим в содержании заявления, возражений на отзыв, дополнительных объяснений общества.
В тоже время согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, суд считает, что общество не вправе ссылаться на возможное не получение доходов, так как риск в данном случае является необходимой составляющей деятельности общества.
При таких обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" о признании приказа комитета тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области от 29.12.2014 № 42/4-п недействительным в части пункта 1 приложения об установлении одноставочных тарифов по уровням напряжения «ВН», «СН-1», «СН-2», «НН» на 1 полугодие 2015 года отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Судья | О.Н.Серова |