АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-419/2015
29 мая 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2015.
В полном объеме решение изготовлено 29.05.2015.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Баловой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фогель Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Специальная (коррекционная) школа - Интернат" (с. Ленинское Ленинского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области в лице отделения надзорной деятельности по Ленинскому району (с. Ленинское Ленинского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления от 19.03.2015 № 16-17 о привлечении заявителя к административной ответственности по частям 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей,
при участии представителей: от заявителя – ФИО1 (на основании прав по должности); от административного органа - ФИО2 (на основании доверенности от 20.01.2015 № 1),
установил:
областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Специальная (коррекционная) школа - Интернат" (далее – школа) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области в лице отделения надзорной деятельности по Ленинскому району (далее – управление МЧС, административный орган) об оспаривании постановления от 19.03.2015 № 16-17 о привлечении заявителя к административной ответственности по частям 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В заявлении школа, не отрицая факта нарушений, просила уменьшить размер штрафа ниже низшего предела.
В отзыве на заявление административный орган не возражал против уменьшения размера штрафа.
В судебном заседании представитель школы настаивала на удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в заявлении, и пояснила, что большая часть нарушений в настоящее время устранена.
Представитель управления МЧС в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления и пояснил, что не может подтвердить устранение нарушений, поскольку не наступил срок исполнения предписания, проверка его исполнения не проводилась.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон судебного процесса, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения № 4 от 02.02.2015 отделение надзорной деятельности по Ленинскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы управления МЧС провело плановую выездную проверку школы на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в учебном корпусе по адресу: ул. Школьная, 10, в учебном корпусе № 2 (спортзале) по адресу: ул. Школьная, 7, в учебном корпусе № 3 по адресу: ул. Школьная, 8, в гараже по адресу: ул. Школьная, 15, в спальном корпусе по адресу: ул. Школьная, 15, с. Ленинское, Ленинский район, Еврейская автономная область, в ходе которой выявило следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений в коридоры (2-й этаж учебного корпуса), за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную на ширину дверного полотна (пункт 6.26 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) (ред. от 19.07.2002) (далее – «СНиП 21-01-97*));
- на объекте (в коридоре учебного корпуса № 2 (возле кабинета туристического слета), в гараже, в спальном корпусе) эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (подпункт «в» пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 06.03.2015) "О противопожарном режиме" (далее – Правила № 390));
- на объекте (в гараже, в подвальном помещении спального корпуса) эксплуатируются электропровода кабели с видимыми нарушениями изоляции (подпункт «а» пункта 42 Правил № 390);
- в гараже применяются нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы (подпункт «д» пункта 42 Правил N 390);
- одноэтажная надземная автостоянка закрытого типа (в гараже) не оборудована автоматической пожарной сигнализацией (подпункт «а» пункта 6.3.10 "СП 113.13330.2012. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция
СНиП 21-02-99*" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/9) (далее - СП 113.13330.2012);
- комната для сушки и глажения белья, игровая комната (обозначение по проекту № 8), кладовая инвентаря моющих и чистящих средств в подвальных помещениях спального корпуса не защищены соответствующими автоматическими установками (пожарными извещателями) (пункт 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03);
- руководителем организации не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер с составлением соответствующего акта (пункт 50 Правил № 390);
- руководителем организации не организовано проведение проверки работоспособности внутреннего противопожарного водопровода, с составлением соответствующих актов (пункт 55 Правил № 390);
- руководителем организации не обеспечивается исправное состояние и проведение проверок работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (пункт 59 Правил № 390);
- на путях эвакуации в местах, доступных для их включения при возникновении пожара (эвакуационный выход на улицу из игровой комнаты спального корпуса, учебный корпус № 3), не установлены ручные пожарные извещатели (часть 9 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- речевые оповещатели на первом и втором этажах учебного корпуса установлены на расстоянии менее 0,15 м от потолочного перекрытия (пункт 4.4 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной
безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173) (далее - СП 3.13130.2009);
- провода и кабели соединительных линий СОУЭ в учебном корпусе проложены не в строительных конструкциях, не в коробах или каналах из негорючих материалов (пункт 3.9 СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания (пункт 3.9 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (ред. от 07.02.2008) (далее – НПБ 104-03);
- дымовые извещатели в кабинете № 5 учебного корпуса расположены вблизи электросветильников на расстоянии менее 0,5 м (пункт 13.5.5 "СП 5.13130.2009.
Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (ред. от 01.06.2011) (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175) (далее – СП 5.13130.2009);
- в спортивном зале, где имеется опасность механического повреждения извещателя, не предусмотрена защитная конструкция, не нарушающая его работоспособности и эффективности обнаружения загорания (пункт 12.25 "НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31 (ред. от 31.12.2002) (далее – НПБ 88-2001).
По результатам проверки управление составило акт от 10.03.2015 N 4, протоколы об административном правонарушении от 11.03.2015 N 23 и 24 и вынесло постановление от 19.03.2015 № 16-17 о привлечении школы к административной ответственности по частям 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде 150 000 рублей административного штрафа.
Кроме того, 10.03.2015 в адрес школы вынесено предписание № 4/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, сроком исполнения 01.08.2015.
Не согласившись с размером назначенного административного наказания, заявитель оспорил постановление о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Согласно пункту 6.26 СНиП 21-01-97* при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей.
В соответствии с подпунктами «а», «в», «д» пункта 42 Правил № 390 запрещается: эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы.
Пунктом 50 Правил № 390 предусмотрена обязанность руководителя организации определять порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год.
Очистку вентиляционных систем пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений необходимо осуществлять пожаровзрывобезопасными способами.
Руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (пункт 55 Правил № 390).
В соответствии с пунктом 59 Правил № 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования.
В силу пункта 6.3.10 СП 113.13330.2012 управление системами противодымной защиты должно осуществляться - от пожарной сигнализации (или автоматической установки пожаротушения), дистанционно - с центрального пульта управления противопожарными системами, а также от кнопок или механических устройств ручного пуска, устанавливаемых при въезде на этаж автостоянки, на лестничных площадках на этажах (в шкафах пожарных кранов).
Пунктом 4 НПБ 110-03 предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Согласно части 9 статьи 83 Технического регламента ручные пожарные извещатели должны устанавливаться на путях эвакуации в местах, доступных для их включения при возникновении пожара.
В соответствии с пунктом 4.4 СП 3.13130.2009 настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
В силу пункта 3.9 НПБ 104-03 провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания.
Пунктом 13.5.5 СП 5.13130.2009 предусмотрено, что извещатели следует устанавливать таким образом, чтобы минимальное расстояние от их оптических осей до стен и окружающих предметов было не менее 0,5 м.
Согласно пункту 12.25 НПБ 88-2001 в местах, где имеется опасность механического повреждения извещателя, должна быть предусмотрена защитная конструкция, не нарушающая его работоспособности и эффективности обнаружения загорания.
Судом установили, что юридическое лицо допустило нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных вышеуказанными нормами права, что не оспаривается самим заявителем.
Исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, суд считает доказанными как факт нарушения школой требований пожарной безопасности, что составляет объективную сторону правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, так и вину заявителя, не принявшего все возможные меры к соблюдению норм пожарной безопасности.
Устранение школой части выявленных в ходе проверки нарушений и проведение работ по устранению остальной части нарушений не освобождает заявителя от ответственности за совершенные правонарушения.
Вместе с тем, суд, учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, наличие смягчающих, как совершение правонарушения впервые и раскаяние в совершении правонарушений, устранение части нарушений, считает возможным уменьшить размер штрафа в части, превышающей 75 000 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
заявление областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Специальная (коррекционная) школа - Интернат" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области от 19.03.2015 № 16-17 в части назначения областному государственному общеобразовательному бюджетному учреждению "Специальная (коррекционная) школа - Интернат" административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере, превышающем 75 000 рублей.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья
Е.В. Балова