ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-426/08 от 26.05.2008 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д.10, http://eao.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан Дело № А16-426АП/08-6

«28» мая 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2008 г.

В полном объеме решение изготовлено 28.05.2008 г.

Арбитражный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Баловой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Еврейской автономной области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя – ФИО2;

от лица, привлекаемого к административной ответственности, – ФИО3

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Нехамкина А.А.

у с т а н о в и л :

Управление государственного автодорожного надзора по Еврейской автономной области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление госавтодорнадзора) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о привлечении предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 (далее – предприниматель, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В заявлении Управление госавтодорнадзора ссылается на допущенные предпринимателем следующие нарушения: не проводится обследование пассажиропотока на обслуживаемых маршрутах; не проводится нормирование скоростей (для установления оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами); отсутствует рабочее маршрутное расписание, выдаваемое для исполнения каждому водителю при выезде из гаража, разработанное с учетом изучения пассажиропотока и нормирования скоростей; начальные, конечные и промежуточные остановочные пункты не оборудованы указателями интервалов движения автобусов; нарушается режим труда и отдыха водителей; план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий разработан без указания периода действия и даты утверждения плана; водители ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 прошли стажировку по маршрутам № 21в «Парковая-Широкая», № 2а «АРЗ-УМР», № 21г «Бумагина-ЗСТ-Широкая», № 23б «ДСМ-Текстильная-Птичник» с нарушением установленного порядка; нерегулярное проведение сверок с органами ГИБДД о совершенных дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях правил дорожного движения; не организован контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием; путевые листы заполняются с нарушением установленного порядка.

Указанные нарушения противоречат: части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»   от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 № 41-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ); пунктам 28, 77 Устава автомобильного транспорта РСФСР  , утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12 (в ред. Постановлений Совмина РСФСР от 28.11.1969 № 648, от 17.09.1974 № 510, от 16.05.1980 № 253, от 20.03.1984 № 101, от 18.11.1988 № 474, от 18.02.1991 № 98) (с изм., внесенными Постановлением Совмина РСФСР от 20.08.1991 № 437, Постановлениями Правительства РФ от 26.05.1992 № 347, от 24.01.1993 № 55, от 12.02.1994 № 95, от 28.04.1995 № 433); пунктам 30, 31, 33, 37, 52, 81 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте  , утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 (далее - Правила организации пассажирских перевозок); пункту 2.2, подпункту 2.3.3 пункта 2.3, пункту 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами  , утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 № 75); пунктам 2.2, 3.2,подпункту 5.7.3 пункта 5.7 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов  ,  утвержденного  Приказом Минтранса  РФ от 09.03.1995 № 27 (далее – Положение об обеспечении безопасности дорожного движения): пунктам 9, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей  , утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15; пунктам 15, 16, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий  , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (далее – Правила учета ДТП), пунктам 9.4, 9.5, 9.9 Приложения № 5 к приказу Минтранса РФ «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте»   от 30.06.2000 № 68; пункту 6 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей  , утвержденного  Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.01.1986.

В судебном заседании 19.05.2008, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), был объявлен перерыв до 10 часов 26.05.2008.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления и пояснил, что в ходе плановой проверки лицензиата ФИО1 установлены нарушения, указанные в заявлении. Ранее к административной ответственности предприниматель не привлекалась.

Предприниматель отзыв на заявление не представила. В судебном заседании ее представитель пояснила, что поскольку акт проверки от 30.04.2008 подписан предпринимателем без возражений, считает, что вину в совершении административного правонарушения она признала. Кроме того, пояснила, что в настоящее время предприниматель, согласно выставленному предписанию, устранила часть выявленных нарушений. В подтверждение представила план мероприятий, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий на 2008 год; журнал учета нарушений правил дорожного движения, правил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопасности движения, которые допустили водители предприятия; планируемый график работы водителей на апрель-май 2008 года; путевые листы; листки прохождения маршрутной стажировки водителей; акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия от 25.02.2007; личные карточки водителей.

Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, оценив представленные доказательства, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предприниматель осуществляет пассажирские перевозки на основании лицензии АСС 79 000100 от 10.06.2002 и свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 серии 79 № 000154069 от 29.01.2004.

На основании приказа начальника Управления госавтодорнадзора от 16.04.2008 № 47, лицензирующий орган 30.04.2008 по адресу: <...>, провел плановую проверку предпринимателя, в ходе которой установил, что она осуществляет регулярные пассажирские перевозки на четырех автобусах марки ГАЗ-322132.

В акте от 30.04.2008 и протоколе об административном правонарушении № 000227 от 30.04.2008 лицензирующим органом указаны следующие нарушения: не проводятся обследование пассажиропотока на обслуживаемых маршрутах, нормирование скоростей (для установления оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами); отсутствует рабочее маршрутное расписание, выдаваемое для исполнения каждому водителю при выезде из гаража, разработанное с учетом изучения пассажиропотока и нормирования скоростей; начальные, конечные и промежуточные остановочные пункты не оборудованы указателями интервалов движения автобусов; нарушается режим труда и отдыха водителей; план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий разработан без указания периода действия и даты утверждения плана; водители ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 прошли стажировку по маршрутам № 21в «Парковая-Широкая», № 2а «АРЗ-УМР», № 21г «Бумагина-ЗСТ-Широкая», № 23б «ДСМ-Текстильная-Птичник» с нарушением установленного порядка; нерегулярное проведение сверок с органами ГИБДД о совершенных дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях правил дорожного движения; не организован контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием; путевые листы заполняются с нарушением установленного порядка, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Предприниматель в объяснении к протоколу об административном правонарушении от 30.04.2008 указала, что в путевых листах за январь 2008 года №№ 1381, 1386, 1389, 1392 не указано время обеденного перерыва и отстоя в течение рабочего дня; недостатки в части разработки плана мероприятий, регулярного проведения сверок с органами ГИБДД устранены; путевые листы заполняются в установленном порядке; стажировка водителей по маршруту № 2а проводилась ранее. (л.д. 10).

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с нормами Закона о лицензировании, одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом регламентированы в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании) и определяются в выдаваемой лицензии.

В силу требований Положения, лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии, и выполнять установленные требования по обеспечению безопасности движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Пунктом 37 Правил организации пассажирских перевозок установлена периодичность проведения обследований пассажиропотоков на отдельных городских, пригородных и междугородных маршрутах - не реже двух раз в год (в осенне-зимний и весенне-летний периоды), а также при возникших резких изменениях пассажиропотока.

В соответствии с пунктом 30 Правил организации пассажирских перевозок нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах (установление оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами) является одним из важных компонентов организации пассажирских перевозок.

Автотранспортные предприятия и организации обязаны составлять рабочие маршрутные расписания, выдаваемые для исполнения каждому водителю при выезде из гаража или на диспетчерском пункте (пункт 52 Правил организации пассажирских перевозок). Графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах (подпункт 5.7.3 пункта 5.7 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения).

Согласно пункту 81 Правил организации пассажирских перевозок, пунктам 28, 77 Устава автомобильного транспорта РСФСР для сведения пассажиров на начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах городских и пригородных автобусных маршрутов при интервале движения менее 20 мин. вывешивают показатели интервалов, при интервале более 20 мин. - почасовые расписания движения автобусов по данному остановочному пункту.

К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей. Контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (часть 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пункт 2.2, подпункт 2.3.3 пункта 2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами; пункты 9, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).

В нарушение указанных норм водитель ФИО8, согласно путевым листам № 1381 от 08.01.2008 отработал 12 часов, № 1386 от 09.01.2008 – 13 часов 50 минут, № 1389 от 10.01.2008 – 13 часов 30 минут, № 1392 от 11.01.2008 – 13 часов 20 минут.

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения установлены основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, одним из которых является ежегодное планирование мероприятий, направленных на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.

Предпринимателем ФИО1 в разработанном плане мероприятий, направленных на предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий, не указаны дата его утверждения и период действия. Пункты плана № 5 (ведение личных карточек водителей) и № 14 (проверка отработанных газов на содержание вредных веществ) предпринимателем не выполняются.

Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечения безопасности перевозок пассажиров автобусами, пункту 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится организация стажировки водителей.

К седьмой категории лиц, которые должны проходить стажировку в качестве водителей автобуса, относятся водители, перешедшие для работы с одной категории маршрутов на другую. Продолжительность стажировки для них составляет 16 часов. Количество маршрутов, на которых одновременно можно стажироваться данный водитель, - не более трех (пункт 6 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей).

В нарушение указанных норм, водители ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 прошли стажировку по маршрутам № 21в «Парковая-Широкая», № 2а «АРЗ-УМР», № 21г «Бумагина-ЗСТ-Широкая», № 23б «ДСМ-Текстильная-Птичник» в течение 4 часов.

Одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств (пункт 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения; пункты 15, 16, 18 Правил учета ДТП).

Согласно представленным предпринимателем журналам, сверки с органами ГИБДД УВД ЕАО проводились 31.03.2007, 30.06.2007, 01.07.2007 и 31.03.2008. Служебное расследование по совершению водителем автобусов дорожно-транспортного происшествия не проводится, соответствующие акты не составляются. Учет дорожно-транспортных происшествий не ведется.

В соответствии с пунктом 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).

Предприниматель, в нарушение указанной нормы, не организовала контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием. Автобусы предпринимателя не выполняли два последних рейса, которые, согласно расписанию движения автобусов, заканчивались в: 21 час 10 минут; 21 час 15 минут; 21 час 20 минут; 21 час 45 минут.

Пунктами 9.4, 9.5, 9.9 приложения № 5 к приказу Минтранса РФ «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте», установлено, что в строках «Водитель» и «Номер водительского удостоверения» записываются фамилия и инициалы водителей, работающих по данному путевому листу, и номера их водительских удостоверений на право управления автотранспортным средством. В строке «Лицензионная карточка» указывается вид лицензионной карточки и ее регистрационный номер. В строках «Выезд» и «Возврат» указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства.

Материалами дела подтверждены нарушения указанных норм лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Таким образом, в судебном заседании установлена вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах суд считает заявление лицензирующего органа обоснованным и подлежащим удовлетворению.

К смягчающим ответственность обстоятельствам суд относит совершение административного правонарушения впервые, устранение части выявленных нарушений. С учетом указанных обстоятельств, суд считает возможным применить низший предел при назначении административного наказания и назначить предпринимателю минимальный размер административного штрафа.

Руководствуясь статьями 176, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

суд решил:

заявление Управления государственного автодорожного надзора по Еврейской автономной области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.

Привлечь предпринимателя без образования юридического лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающую по адресу: <...>, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304790102900010, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Взыскать с предпринимателя без образования юридического лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающей по адресу: <...>, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304790102900010, в доход федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей административного штрафа.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено и не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в силу решения суда по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по ЕАО (УГАДН по ЕАО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта),

ИНН/КПП получателя платежа: 7900000550/790101001,

Номер счета получателя платежа: 40101810700000011023,

ОКАТО: 99401000000 (г. Биробиджан),

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по ЕАО,

БИК:049923001,

КБК: 10611690040040000140,

Наименование платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Еврейской автономной области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Е.В. Балова