АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область , 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru/, факс (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-483/2016
17 июня 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2016 года. Полный текст решения изготовлен 17 июня 2016 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Кривощекова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антипенко Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Тепло-Энерго» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (п. Теплоозерск Облученского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 671118 рублей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – администрация Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (п. Теплоозерск Облученского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 11.01.2016 № 1); от ответчика – ФИО2 (доверенность от 24.05.2016 № б/н),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области (далее – заявитель, Управление Росприроднадзора по ЕАО) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Тепло-Энерго» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее – ответчик, предприятие, МУП «Тепло-Энерго») платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2015 года в сумме 671118 рублей.
Заявленное требование мотивировано тем, что предприятие в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов, в связи с чем, в порядке статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), обязано вносить обязательные публично-правовые платежи индивидуально-возмездного компенсационного характера.
Арбитражный суд Еврейской автономной области, установив, что определением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 17.11.2015 по делу № А16-1011/2015 в отношении МУП «Тепло-Энерго» введена процедура банкротства - наблюдение, определением от 07.04.2016 привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика временного управляющего ФИО3.
Определением от 05.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 23.05.2016 по делу № А16-1011/2015 МУП «Тепло-Энерго» признано несостоятельным банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на три месяца или до 18.08.2016, конкурсным управляющим утвержден ФИО3
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 126 Закона о банкротстве после принятия решения о признании должника банкротом все денежные требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, то есть в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
В пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве, под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Из содержания указанных норм следует, что кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, и их требования подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Судом установлено, что Управлением Росприроднадзора по ЕАО заявлены требования о взыскании текущих платежей, исходя из даты их возникновения (отчетный период – 3, 4 кварталы 2015 года (июль – декабрь 2015 года) и даты принятия заявления о признания должника банкротом (29.06.2015).
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания явку своего представителя в судебный процесс не обеспечила; свою позицию по заявленным требованиям изложила в мотивированном отзыве на заявление (л.д. 70-71), в котором указала, что предприятие образовано на праве хозяйственного ведения. С момента образования предприятия и до настоящего времени за предприятием не закреплено сооружение – Дымовая труба котельной, расположенной по адресу: ЕАО, <...>.
На основании части 2 статьи 215 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие администрации.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по ЕАО настаивал на удовлетворении заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в заявлении. Указал, что субъектом внесения платы является лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.
Представитель учреждения в судебном заседании указала, что дымовая труба котельной, расположенной по адресу: ЕАО, <...> не закреплена за учреждением на праве хозяйственного ведения. Ввиду данного факта плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух данным стационарным объектом в сумме 440455,50 рубля начислена излишне. В связи с тяжелым материальным положением предприятия просит суд уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию по настоящему заявлению.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав в судебном заседании представителей заявителя и ответчика, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.10.2015 и 18.01.2016 предприятие представило в Управление Росприроднадзора по ЕАО расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2015 года соответственно. Согласно указанным расчетам плата за негативное воздействие на окружающую среду составила: 3267 рублей за 3 квартал 2015 года, 667851 рубль за 4 квартал 2015 года.
Установив отсутствие платежей, Управление Росприроднадзора по ЕАО 15.03.2016 за исх. № 06-04/647 направило в адрес предприятия требование о погашении недоимки в размере 671118 рублей в срок до 25.03.2016 (л.д. 45-46).
Поскольку требование заявителя о погашении недоимки предприятием исполнено не было, Управление Росприроднадзора, на основании статьи 213 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002, статье 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и статье 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.
Таким образом, субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок определения платы), который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 функции администратора указанного вида платежа и полномочия по контролю и надзору за негативным воздействием на окружающую среду переданы от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Управление Росприроднадзора по ЕАО наделено полномочиями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Еврейской автономной области, следовательно, данный орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о взыскании её в доход бюджета.
Из заявления Управления Росприроднадзора по ЕАО и материалов дела следует, что предприятие в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, обязано вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Судом не принимается довод ответчика об отсутствии обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в сумме 440455,50 рубля в связи с тем, что дымовая труба котельной, расположенной по адресу: ЕАО, <...> не закреплена за учреждением на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 1.2 Устава предприятие является коммерческой ресурсо-снабжающей организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней Собственником на праве хозяйственного ведения.
В силу пункта 2.1 Устава предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, предприятие осуществляет, в том числе: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); производства пара и горячей воды котельными; деятельность по обеспечению работоспособности котельных; оказание коммунальных услуг жителям Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО.
Учредителем предприятия является Теплоозерское городское поселение Облученского муниципального района Еврейской автономной области. Правомочия собственника имущества и учредителя осуществляет администрация Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО (п. 1.3 Устава).
Между МУП «Тепло-Энерго» и администрацией 23.04.2013 заключен договор № 1 о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, согласно которому обществу в п. Теплоозерск передано имущество, в том числе здание котельной, котел и иное сопутствующее оборудование, для обеспечения осуществления уставных целей деятельности.
Таким образом, МУП «Тепло-Энерго» осуществляет хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и, следовательно, в силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ является субъектом внесения соответствующей платы.
Пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О предусмотрено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Следовательно, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Факт осуществления МУП «Тепло-Энерго» в спорный период деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду подтверждается представленными им расчетами за 3, 4 кварталы 2015 года.
Расчеты сумм платежей, подлежащих уплате в бюджет, произведены самим предприятием и представлены в Управление Росприроднадзора по ЕАО.
Представленный заявителем расчет суммы задолженности судом проверен и признан правильным.
Учитывая изложенное, заявление Управления Росприроднадзора по ЕАО подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи за нормативные и сверхнормативные выброс и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды негативного воздействии на окружающую среду являются источником формирования средств бюджетов бюджетной системы.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит перечислению в бюджет по реквизитам, указанным Управлением Росприроднадзора по ЕАО в заявлении:
УФК по Еврейской автономной области (Управление Росприроднадзора по ЕАО)
ИНН <***>, КПП 790101001,
БИК 049923001, р/с <***>,
л/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по ЕАО г. Биробиджана,
ОКТМО 99620000,
КБК: 048 112 01010 01 6000 120 – плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 048 112 01040 01 6000 120 – плата за размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 1 статьи 333.21 НК РФ с ответчика надлежит взыскать в доход федерального бюджета 16422 рубля государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 333.22 НК РФ суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить её размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном статьёй 333.41 настоящего Кодекса.
Суд, учитывая заявленное ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины, тяжелое материальное положение предприятия (в отношении него судом ведена процедура банкротства – конкурсное производство), руководствуясь частью 2 статьи 333.22 НК РФ, считает возможным удовлетворить ходатайство ответчика и уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, до 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области удовлетворить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Тепло-Энерго» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 16.01.2013, адрес местонахождения: 679110, <...>(№9) в доход бюджета 671118 рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду, из которых: 3267 рублей – за 3 квартал 2015 года, 667851 рубль – за 4 квартал 2015 года.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Тепло-Энерго» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 16.01.2013, адрес местонахождения: 679110, <...>(№9) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья А.В. Кривощеков