ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-495/18 от 10.01.2019 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан Дело № А16-495/2018

15 января 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2019 года. Полный текст решения изготовлен 15 января 2019 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Серовой О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобовым Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 04.12.2017 по делу № К-50/05,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии: от заявителя – ФИО2, по доверенности от 10.07.2018 № 18/1; от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности от 10.01.2019 № 1,

УСТАНОВИЛ:

комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее – КУГИ, Комитет, Заказчик) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 04.12.2017 по делу № К-50/05.

Определением от 12.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена податель жалобы в УФАС индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – третье лицо, ФИО1).

В заявлении КУГИ ссылается на законность требований, установленных в аукционной документации, Комитет в период с 22.11.2017 по 24.11.2017 пытался разместить вносимые изменения в документацию, но в связи с проведением в единой информационной системе регламентных работ это ему не удалось, податель жалобы – ФИО1 не представила доказательств нарушения ее прав, аукционы не состоялись, в связи с чем она не может заявлять о нарушениях в них.

В отзыве на заявление антимонопольный орган не признал заявленные требования, указав, что Комитет незаконно установил требование в документации о необходимости представления документа, подтверждающего регистрацию права собственности на квартиру, что ограничивает права потенциальных участников аукциона.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании не признала требования КУГИ по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Предприниматель, извещенная надлежащим образом, о чем составлена телефонограмма, в судебное заседание не явилась.

На основании части 2 статьи 200 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие предпринимателя.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании приказа КУГИ от 16.11.2017 № 298, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://www.rts-tender.ru 16.11.2017 размещен электронный аукцион № 0178200000717000016 на покупку жилого помещения (квартиры), для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предприниматель, ознакомившись с документацией, обнаружила нарушение закона – к участникам Комитетом предъявлено требование о представлении документа, подтверждающего регистрацию права собственности.

Предприниматель 21.11.2017 обратилась в антимонопольный орган с жалобой.

УФАС принято решение от 04.12.2017 по делу № К-50/05 по результатам рассмотрения материалов о признании жалобы обоснованной, а Комитет признан нарушившим часть 6 статьи 66, часть 6 статьи 63, часть 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ).

Пунктом 4 решения постановлено передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Не согласившись с решением, Комитет обратился в суд с заявлением.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В части 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ указано, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ).

Из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В части 10.4 аукционной документации Комитет установил перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям к участнику аукциона: копия свидетельства или иной документ, подтверждающий право собственности на квартиру, технический или кадастровый паспорт на квартиру, разрешение органов опеки и попечительства при наличии несовершеннолетних детей.

В части 10.5 документации указано, что участник закупки должен являться собственником квартиры, что должно быть подтверждено документами о регистрации права собственности.

Из содержания частей 1-3 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указано, что из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, требование Комитетом документа о государственной регистрации права собственности недопустимо, так как ограничивает права на участие в аукционе собственников квартир, у которых оно не зарегистрировано.

Далее, в ходе проверки УФАС установил, что 22.11.2017 Комитет внес изменения в извещение о проведении аукциона и документацию и изложил в новой редакции:

- пункт 5.1 раздела 5 "Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки" извещения,

- раздел 15 "Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе" документации,

- раздел 9 "Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронной форме" извещения,

- раздел 16 "Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе" документации,

- раздел 10 "Дата проведения электронного аукциона" извещения,

- раздел 17 "Дата проведения электронного аукциона" документации,

- пункты 21.5, 21.6 раздела 21 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений документации об электронном аукционе" документации,

- пункты 22.2, 22.3 раздела 22 "Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта" документации,

- раздел 22 "Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта" документации дополнен пунктом 22.16,

- раздел 7 "Ответственность сторон" проекта контракта,

- пункты 8.2, 8.3 раздела 8 "Односторонний отказ и исполнения контракта" проекта контракта,

- раздел 8 "Односторонний отказ и исполнения контракта" проекта контракта дополнен пунктом 8.16.

Как указал Комитет, в период с 22.11.2017 по 24.11.2017 он пытался разместить вносимые изменения в документацию, но в связи с проведением в единой информационной системе регламентных работ это ему не удалось.

УФАС в решении указал, что на момент рассмотрения жалобы изменения в единой информационной системе не опубликованы.

В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Аналогичные условия предусмотрены частью 6 статьи 65 вышеуказанного закона: заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Суд не соглашается с мнением УФАС о том, что если на момент рассмотрения жалобы изменения не размещены, то Комитет несет ответственность за нарушение закона.

Так, жалоба предпринимателя поступила 22.11.2017, то есть в период, когда единая информационная система не функционировала.

Однако сведений о размещении указанной после 24.11.2017 и по день рассмотрения жалобы 04.12.2017 Комитет не представил.

Скриншоты попыток размещения сведений, сообщения от Единой информационной системы датированы по 24.11.2017.

В то же время дата окончания направления заявок, указанная в извещении – 24.11.2017, в связи с чем дальнейшее размещение документов после указанной даты по мнению суда не имеет правового значения.

В то же время срок заблаговременного размещения изменений, установленный законом, Комитетом нарушен, хотя и не по своей вине.

В данном случае суд считает, что Комитет должен принять одно из решений, устраняющих нарушение прав участников – о продлении срока подачи заявок либо об отмене аукциона.

Таких решений Комитет не принял, соответственно, если буквально следовать предписаниями закона, Комитет формально его нарушил.

Так как мотив, по которому УФАС в данной части признал Комитет нарушившим закон, не повлиял на исход дела, то и решение антимонопольного органа в мотивировочной части в разделе II изменению не подлежит.

При указанных обстоятельствах суд считает правомерным решение УФАС от 04.12.2017 по делу № К-50/05.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

в удовлетворении требований комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья

О.Н. Серова