ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-604/20 от 01.06.2020 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                      Дело № А16-604/2020

03 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2020 года. Полный текст решения изготовлен 03 июня 2020 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Доценко И. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоресурс" (г. Облучье Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу об административном правонарушении от 06.02.2020 № 8,

при участии представителя административного органа – ФИО1 (доверенность от 26.03.2020 № 01-19/3-732),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Теплоресурс" (далее – заявитель, общество, ООО «Теплоресурс») обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением об оспаривании постановления комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области (далее – Комитет, административный орган) от 06.02.2020 № 8 о назначении административного наказания, которым оно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Заявление мотивировано тем, что общество признано виновным в совершении инкриминируемого деяния за не раскрытие информации в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, при этом в мотивировочной части постановления указывается на то, что привлекается организация к ответственности за неисполнение предписания. Неисполнение предписания образует иной состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Действия общества квалифицированы не верно, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене. Кроме того, административным органом пропущен установленный статьёй 4.5 КоАП РФ срок для привлечения общества к ответственности. Имеются основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), либо для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (снижении административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ).   

Определением арбитражного суда от 06.03.2020 заявление ООО «Теплоресурс» принято, возбуждено производство по делу. 

Комитет 07.04.2020 представил в суд копии материалов дела об административном правонарушении, а также мотивированный отзыв на заявление в котором указал, что с доводами заявителя не согласен. Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной  ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ за опубликование в ФГИС ЕАИС ФАС России заведомо ложных сведений об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за 2018 год, предусмотренных подпунктом «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования», подпунктом «в» пункта 14, подпункта «в» пункта 35 Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения». В постановлении отсутствуют выводы о том, что общество привлекается к административной ответственности за неисполнение предписания. Факт допущенного нарушения, выразившегося в раскрытии недостоверной информации, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем по существу. Срок давности привлечения к административной ответственности Комитетом не пропущен. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Общество халатно и пренебрежительно относится к возложенным на него обязанностям. Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений, отвечает принципам соразмерности и справедливости.  

Определением от 13.05.2020 дело назначено к судебному разбирательству на 17 часов 15 минут 01.06.2020.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания явку своего представителя в судебный процесс не обеспечил. До начала судебного заседания представил в суд ходатайство об отложении судебного заседания на срок после 10.06.2020 в связи с нахождением в отпуске представителя общества.

В соответствии с частью 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5 статьи 158 АПК РФ).

Таким образом, статья 158 АПК РФ наделяет суд правом отложить судебное разбирательство, если он признает причины неявки уважительными, или придет к выводу о невозможности рассмотрения дела в данном судебном заседании.

В данном случае суд, с учетом мнения представителя административного органа, протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного заседания, не признав причину неявки заявителя уважительной, поскольку нахождение представителя в отпуске не препятствует обществу поручить представительство его интересов в суде иному представителю или адвокату (статьи 59, 61 АПК РФ).

Каких-либо оправдательных документов в обоснование ходатайства обществом не представлено. 

Кроме того, в предварительном судебном заседании при определении даты судебного заседания, представитель заявителя выразила согласие на его назначение на 01.06.2020. 

Судебное заседание проведено в порядке части 2 статьи 210 АПК РФ.

В судебном заседании представитель Комитета просила в удовлетворении требований общества отказать, по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве на него. Указала, что назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений.

Как следует из материалов дела, ООО «Теплоресурс» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» Еврейской автономной области.

На основании приказа заместителя председателя Комитета от 12.11.2019 № 93 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Теплоресурс» с целью установления (опровержения) фактов, изложенных в служебной записке главного специалиста-эксперта отдела регулирования тарифов на товары и услуги Комитета от 01.11.2019 и мотивированного представления начальника отдела контроля (надзора) и реестров Комитета от 11.11.2018.  

Задачами проверки являлось осуществление государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации ООО «Теплоресурс» в части достоверности раскрытой информации об основных показателях финансово - хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за 2018 год, а также контроль за соблюдением требований в части достоверности показателей финансово-хозяйственной деятельности, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в сфер теплоснабжения, представленных ООО «Теплоресурс» в орган регулирования 2019 году в рамках тарифного регулирования на 2020 год.

Внеплановая проверка согласована с прокуратурой ЕАО (решение о согласовании от 13.11.2019, уведомление от 13.11.2019 № 7-11-2019/10054).

Приказ от 12.11.2019 № 93 посредством почтовой связи направлен обществу и получен последним 20.11.2019.

В ходе проведения проверки Комитетом установлено, что согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 ООО «Теплоресурс» за 2018 год (представленной 18.12.2019) расходная часть общества за 2018 год составляет         36 040,98 тыс. руб., в том числе:

-7 618,50 тыс. руб. - оказание услуг водоотведения (при этом 22.07.2019 в ФГИС ФАС России опубликована информация о том, что себестоимость по водоотведению составляет 7 841,6 тыс. руб.);

-4 420,01 тыс. руб. - оказание услуг водоснабжения (при этом 22.07.2019 в ФГИС ФАС России опубликована информация о том, что себестоимость по водоснабжению составляет 4 221,90 тыс. руб.);

-22 780,55 тыс. руб. + 133,168 тыс. руб.= 22 913,72 тыс. руб. (при этом 30.09.2019 в ФГИС ФАС России опубликована информация о том, что себестоимость по производству тепловой энергии составляет 23 086,28 тыс. руб.).

Таким образом, данные бухгалтерского учета ООО «Теплоресурс» за 2018 год не подтверждают данные, опубликованные обществом в ФГИС ЕИАС ФАС России о себестоимости оказываемых услуг по регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за 2018 год.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 90.01 ООО «Теплоресурс» за 2018 год (представленной 16.12.2019) доходная часть общества за 2018 год составляет 25 955,94 тыс. руб., в том числе:

-2 602,94 тыс. руб. - оказание услуг водоотведения (при этом 22.07.2019 в ФГИС ФАС России опубликована информация о том, что доходы от оказания услуг водоотведения составляет 2 604,0 тыс. руб.);

-4 118,67 тыс. руб. - оказание услуг водоснабжения (при этом 22.07.2019 в ФГИС ФАС России опубликована информация о том, что доходы от оказания услуг водоснабжения составляет 4 101,80 тыс. руб.);

-19 232,33 тыс. руб. - оказание услуг теплоснабжения (при этом 30.09.2019 в ФГИС ФАС России опубликована информация о том, что доходы от оказания услуг теплоснабжения составляет 19 236,93 тыс. руб.),

Таким образом, ООО «Теплоресурс» разместило заведомо недостоверную информацию о выручке по регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за 2018 год в ФГИС ЕИАС ФАС России, что образует состав административного правонарушения по части 1 статьи 19.8.1. КоАП РФ.

Также в ходе внеплановой выездной проверки в рамках сравнительного анализа комиссией затратных статей себестоимости ООО «Теплоресурс» за 2018 год комиссией, уполномоченной на проведение внеплановой выездной проверки, установлены факты, опубликования обществом заведомо недостоверных сведений в ФГИС ЕИАС ФАС России показателей финансово-хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения за 2018 год, а именно:

1.Расходы на топливо

Согласно карточке субконто «Уголь» счета 20.01. за 2018 год ООО «Теплоресурс» (представленной 18.12.2019) и оборотно-сальдовой ведомости по счету 10.03. за 2018 год (представленной 16.12.2019) расходы на уголь составили 14 490,14 тыс. руб. в количестве 3609 тонн. 30.09.2019 ООО «Теплоресурс» опубликовало в ФГИС ЕИАС ФАС России информацию о том, что расходы на топливо составили 15 797,02 тыс. руб. без учета доставки (16 984,62 тыс. руб. - 1 187,60 тыс. руб.) в количестве 3 934,50 тонн, что не соответствует данным бухгалтерского учета общества за 2018 год, что свидетельствует об опубликовании заведомо недостоверной информации в рамках Стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения, что образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

2.Расходы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН

Согласно представленной обществом в ходе проведения проверки налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (номер корректировки 1, налоговой период 34), сумма исчисленного налога ООО «Теплоресурс» составляет 72,46 тыс. руб. за 2018 год. Вместе с тем, в 2019 году ООО «Теплоресурс» опубликовало в ФГИС ЕИАС ФАС России сведения о том, что расходы по налогу УСН за 2018 год составили: 231,0 тыс. руб. - по оказанию услуг водоснабжения, 47,90 тыс. руб. - по оказанию услуг водоотведения, 178,54 тыс. руб. - по оказанию услуг теплоснабжения на общую сумму 457,44 тыс. руб., при этом в декларации заявлено на сумму 72,46 тыс. руб. Следовательно, в 2019 году ООО «Теплоресурс» опубликовало в ФГИС ЕИАС ФАС России заведомо недостоверную информацию о расходах по исчисленному налогу по УСН за 2018 год в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, что свидетельствует об опубликовании заведомо недостоверной информации в рамках Стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения, что образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

3.Расходы по налогу на добавленную стоимость

Согласно представленной обществом в ходе проведения проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (номер корректировки 0, налоговой период 24) сумма исчисленного налога ООО «Теплоресурс» составляет 175,20 тыс. руб. за 2018 год.

По данным бухгалтерского учета ООО «Теплоресурс» за 2018 год в себестоимость по регулируемым видам деятельности распределены расходы но НДС только в сумме 175,20 тыс. руб.: 81,51 тыс. руб. - по оказанию услуг теплоснабжения, 62,12 тыс. руб. - по оказанию услуг водоснабжения, 31,56 тыс. руб. - по оказанию услуг водоотведения. Вместе с тем, в 2019 году ООО «Теплоресурс» опубликовало сведения в ФГИС ЕИАС ФАС России о том, что расходы по НДС за 2018 год составили: 70,1 тыс. руб. - по оказанию услуг водоснабжения, 46,40 тыс. руб. - но оказанию услуг водоотведения, что не соответствует данным бухгалтерского учета общества за 2018 год. Таким образом, в действиях ООО «Теплоресурс» имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1. КоАП РФ за опубликование заведомо недостоверной информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Учитывая вышеизложенное, Комитет пришел к выводу, что в нарушение требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования», Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения», ООО «Теплоресурс», являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» Еврейской автономной области, опубликовало 22.07.2019 (информацию в сфере водоснабжения и водоотведения) и 30.09.2019 (информацию в сфере теплоснабжения) в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» ООО «Теплоресурс» заведомо ложные сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения за 2018 год, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Результаты проверки оформлены актом проверки от 28.12.2019 № 8.

Обществу выдано предписание от 28.12.2019 № 19 о прекращении выявленных нарушений.

Должностным лицом Комитета, по факту выявленного нарушения в отношении общества, в присутствии его законного представителя – директора ФИО2, 20.01.2020 составлен протокол об административном правонарушении № 6, которым действия  общества квалифицированы по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Постановлением административного органа от 06.02.2020 № 8 ООО «Теплоресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд, заслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные доказательства, пришел к следующему.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

При проверке законности решения административного органа суд не может подменять собой административный орган, но должен проверить, насколько полно и правильно непосредственно административный орган установил все обстоятельства, имеющие значение для дела и положенные в основу принятого постановления.

Согласно части 1 статьи 202 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Учитывая, что оспариваемое постановление вынесено Комитетом 06.02.2020, получено обществом 12.02.2020 (доказательств обратного административный орган не представил), а заявление поступило в суд 28.02.2020, срок на обжалование предусмотренный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, частью 2 статьи 208 АПК РФ заявителем соблюден.

Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено в присутствии законного представителя общества.

Содержание постановления соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Нарушений процессуальных норм при его вынесении судом не установлено.

В силу положений части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.51 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), в числе иных указанных, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Пунктом 3 части 2 статьи 23.51 КоАП РФ установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), вправе рассматривать руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), их заместители.

С учетом вышеприведенных норм, судом установлено, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами Комитета в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения является установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей.

Объективная сторона состоит как в действии, так и бездействии. Так, противоправные действия могут включать непредоставление сведений о своей деятельности; предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности; неопубликование сведений о своей деятельности; опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности; нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.

Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.

Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями.

Частью 1 статьи 34 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Способы раскрытия информации установлены пунктом 3 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570.

Согласно подпункту «в» пункта 15 Стандартов по теплоснабжению регулируемой организацией подлежит раскрытию информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности).

Подпунктом «в» пункта 14, подпунктом «в» пункта 35 Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что регулируемой организацией подлежит раскрытию информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности).

Из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления Комитет посчитал, что объективная сторона правонарушения заключается в действии, выразившемся в опубликовании в ФГИС ЕАИС ФАС России заведомо ложных сведений об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за 2018 год.

Данные обстоятельства установлены Комитетом по результатам проведения внеплановой проверки, оформленной актом от 28.12.2019 № 8.

Грубых нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Комитетом про проведении внеплановой проверки не допущено.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Таким образом, материалами дела (актом проверки, протоколом об административном правонарушении, сведениями налоговой инспекции) подтверждается событие административного правонарушения 

Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии события вмененного обществу административного правонарушения и о наличии его вины в совершении административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что общество не предприняло разумные и достаточные меры для исполнения установленных названным Законом обязательств и о доказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Следовательно, у Комитета имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения заявления не выявлено.

Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности (с учетом установления (обнаружения) события административного правонарушения 28.12.2019 – дата составления акта проверки).

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В Определении Конституционного суда Российской Федерации № 349-О от 05.11.2013 указано, что из содержания статьи 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил суду право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.

Таким образом, понятие малозначительности является оценочным и определяется в каждом конкретном случае с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения.

По мнению суда, совершенное обществом административное правонарушение нельзя отнести к малозначительному, поскольку оно посягает на установленный законодательством порядок раскрытия информации в сфере теплоснабжения, в связи с чем оно несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном   отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством РФ.

Общество не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Обществом в материалы дела не представлено достаточно доказательств в подтверждение доводов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, которые могли бы явиться основанием для снижения административного штрафа ниже низшего предела в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Положения статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не применимы в силу прямого указания пункта 2 указанной статьи.

Санкция части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 рублей до           500 000 рублей.

Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 стать 4.1 КоАП РФ).

В рассматриваемом случае судом установлено, что общество привлечено административной ответственности впервые.  Фактов привлечения ранее общества к административной ответственности судом не установлено (административным органом не доказано).

Имеющимся в материалах дела постановлением от 25.07.2019 № 16 общество к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ не привлечено, так как административное правонарушение признано малозначительными.  

При признании совершенного административного правонарушения малозначительным, лицо, совершившее  административное правонарушение, освобождается от административной ответственности.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 11.03.1998 № 8-П и от 12.05.1998 № 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, в каждом конкретном случае должен индивидуализировать наказание.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов.

Суд, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание то, что ранее общество к административной ответственности не привлекалось, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считает возможным снизить назначенный штраф до минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ – 100 000 рублей. 

В рассматриваемой ситуации назначение обществу административного наказания является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.

Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ; административный штраф не превращается в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

признать  незаконным и изменить постановление комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 06.02.2020 № 8 в части назначения обществу с ограниченной ответственностью "Теплоресурс" административного наказания по части 1  статье 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья                                                                                                                   И.А. Доценко