ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-620/14 от 09.09.2014 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан Дело № А16-620/2014

11 сентября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2014 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе судьи Баловой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фогель Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1047900045016, ИНН 7901111125)

к обществу с ограниченной ответственностью "Дубовое ЖКХ" (с. Дубовое Биробиджанского района Еврейской автономной области, ОГРН 1127907000341, ИНН 7906505116)

о взыскании 178 374 рублей 56 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год, из которых: 47 568 рублей 04 копейки – плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 4938 рублей 26 копеек – плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 125 868 рублей 26 копеек – плата за организованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты,

при участии представителей: от заявителя – Асанова Н.В. (на основании доверенности от 09.01.2014 № 1), Чеусовой М.А. (на основании доверенности от 28.01.2014 № 5); от ответчика – Гурской А.Ю. (на основании доверенности от 23.08.2012), Маманазаровой О.Я. (на основании доверенности от 03.03.2014 № 1),

УСТАНОВИЛ:

управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области (далее – Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дубовое ЖКХ" (далее – общество) о взыскании 92 599 рублей 97 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год.

Определением суда от 21.05.2014 заявление принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства, о чем принято определение от 02.07.2014.

Сопроводительным письмом от 01.07.2014 № 07-04/689 заявитель представил в суд уточненный расчет задолженности, согласно которому плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год, с учетом уплаченных ответчиком сумм, составила 178 374 рубля 56 копеек, из которых: 47 568 рублей 04 копейки – плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 4938 рублей 26 копеек – плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 125 868 рублей 26 копеек – плата за организованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Увеличение Управлением Росприроднадзора заявленных требований принято определением суда от 29.07.2014.

В заявлении Управление Росприроднадзора ссылается на  то,  что общество в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов, в связи с чем, в порядке статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», обязано вносить обязательные публично-правовые платежи индивидуально-возмездного компенсационного характера. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год, с учетом доначисления платежей, составил 192 474 рубля 56 копеек, из которых: 49 952 рубля 04 копейки – плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 6110 рублей 26 копеек – плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 135 112 рублей 26 копеек – плата за организованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 1300 рублей - плата за прочее негативное воздействие. Фактически обществом уплачено 14 100 рублей в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, из которых: 2384 рубля – плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 1172 рубля – плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 9244 рубля – плата за организованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 1300 рублей - плата за прочее негативное воздействие. Таким образом, задолженность общества составила 178 374 рубля 56 копеек.

Общество в отзыве на заявление требования Управления Росприроднадзора не признало, указав, что в ноябре 2012 года общество обратилось в Управление Росприроднадзора с целью переоформления разрешения, полученного в 2011 года предыдущей ресурсоснабжающей организацией – ООО "Дубовое", но получило отказ. В конце 2013 года общество заключило договор о разработке и согласовании комплекта экологических проектов. В мае 2014 года предприятию выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. По мнению ответчика плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2013 год составила 2386 рублей, плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты - 1171 рубль, плата за организованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты – 9242 рубля, плата за прочее негативное воздействие - 1300 рублей. Указанные суммы рассчитаны экологом общества в соответствии с нормативами, утвержденными для прежней организации, и уплачены ответчиком в доход бюджета. Кроме того, общество указало, что не имеет возможности получить разрешение по неорганизованному сбросу загрязняющих веществ, сбрасываемых на рельеф местности, в связи с отсутствием нормативно-правового регулирования в данной сфере. Отсутствие необходимого правового обеспечения не позволяет отнести плату за организованный и неорганизованный сброс загрязняющих веществ с ливневыми и талыми водами на рельеф местности к законно установленным платежам.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора настаивала на удовлетворении требования, с учетом увеличения размера требований, поддержав доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. В случае удовлетворения судом заявленных требований, ходатайствовала об уменьшении размера государственной пошлины.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав в судебном заседании представителей заявителя и ответчика, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество представило в Управление Росприроднадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год, согласно которому сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая уплате в бюджет, по расчетам общества, составила 14 099 рублей, из которых: 2386 рублей - плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 1171 рубль - плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 9242 рубля - плата за организованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 1300 рублей – плата за прочее негативное воздействие. Указанные суммы общество перечислило в доход бюджета платежными поручениями от 18.04.2013 № 23, от 16.07.2013 № 41, от 18.10.2013 №№ 69 - 72.

Управление Росприроднадзора, во исполнение функций администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Еврейской автономной области, произвело доначисление платежей в части платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год, которая составила 192 474 рубля 56 копеек, из которых: 49 952 рубля 04 копейки – плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 6110 рублей 26 копеек – плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 135 112 рублей 26 копеек – плата за организованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 1300 рублей - плата за прочее негативное воздействие.

Согласно расчёту Управления Росприроднадзора от 30.06.2014 плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год, с учетом фактически оплаченной ответчиком суммой (14 100 рублей, из которых: 2384 рублей - плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 1172 рубль - плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 9244 рубля - плата за организованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты; 1300 рублей – плата за прочее негативное воздействие), составила 178 374 рубля 56 копеек.

Управление Росприроднадзора 18.03.2014 направило в адрес общества требование № 07-04/703 о погашении недоимки в срок до 25.03.2014.

Поскольку требование заявителя о погашении недоимки исполнено не было, Управление Росприроднадзора, на основании статьи 213 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В силу пункта 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.

Таким образом, субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок определения платы), который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 функции администратора указанного вида платежа и полномочия по контролю и надзору за негативным воздействием на окружающую среду переданы от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Управление Росприроднадзора наделено полномочиями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Еврейской автономной области, следовательно, данный орган вправе производить доначисление соответствующей платы и обращаться в арбитражный суд с заявлениями о взыскании её в доход бюджета.

Судом установлено, что общество в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов, в связи с чем, ответчик обязан вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 6 Порядка определения платы установлено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка определения платы).

Ввиду отсутствия у общества оформленного в установленном порядке разрешения, Управление Росприроднадзора правомерно произвело доначисление платы за негативное воздействия на окружающую среду за 2013 год.

Доводы общества об отсутствии его вины в невозможности получения разрешения на организованный и неорганизованный сброс загрязняющих веществ, арбитражным судом не принимаются, поскольку отсутствие вины, в случаях, предусмотренных законом, является основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности, но не является основанием для освобождения от исполнения публично-правовой обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленных размерах и порядке.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно пункту 1 статьи 333.21 НК РФ с ответчика надлежит взыскать в доход федерального бюджета 6351 рубль государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Деятельность общества является социальной значимой для жителей с. Дубовое Биробиджанского района Еврейской автономной области, поскольку ответчик является единственной организацией, предоставляющей коммунальные услуги населению и бюджетным организациям на территории сельского поседения.

Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь частью 2 статьи 333.22 НК РФ, арбитражный суд считает возможным удовлетворить ходатайство общества и уменьшить размер государственной пошлины до 2000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 159, 176, 212, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

заявление управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дубовое ЖКХ" в доход бюджета 178 374 (Сто семьдесят восемь тысяч триста семьдесят четыре) рубля 56 копеек, из которых: 47 568 рублей 04 копейки – плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2013 год; 4938 рублей 26 копеек – плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2013 год; 125 868 рублей 26 копеек – плата за организованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2013 год.

Удовлетворить ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Дубовое ЖКХ" об уменьшении размера государственной пошлины.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дубовое ЖКХ" в доход федерального бюджета 2000 (Две тысячи) рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья

Е.В. Балова