Арбитражный суд Еврейской автономной области
679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, 10
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-63/2013
31 мая 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2013 года
Арбитражный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Осадчук О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Барановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда дело
по заявлению администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области, с. Амурзет Октябрьского района Еврейской автономной области
об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 25.10.2012
и по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области
о признании недействительным распоряжения от 26.10.2011 № 323р «О согласовании продажи муниципальным унитарным печатным предприятием «Амурзет» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» нежилого здания типографии, расположенного по адресу: ЕАО, <...> «а»,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: на стороне заявителя – муниципальное унитарное предприятие «Редакция газеты «Октябрьские зори», на стороне заинтересованного лица – местное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России» Октябрьского района, районное отделение всероссийской общественной организации воинов-интернационалистов «Боевое братство»,
установил:
администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным и отмене решения управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее – УФАС по ЕАО, антимонопольный орган) от 25.10.2012, в части признания заявителя нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
В обоснование заявленного требования указано отсутствие в действиях администрации нарушения антимонопольного законодательства, поскольку согласование продажи муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, соответствует полномочиям собственника, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в связи с чем, ограничений конкуренции не влечёт.
Определением суда от 31.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: на стороне заявителя – муниципальное унитарное предприятие «Редакция газеты «Октябрьские зори» (далее – МУП «Редакция газеты «Октябрьские зори», предприятие), на стороне антимонопольного органа - местное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России» Октябрьского района, районное отделение всероссийской общественной организации воинов-интернационалистов «Боевое братство».
УФАС по ЕАО представило отзыв, в котором указало на законность оспариваемого администрацией решения.
МУП «Редакция газеты «Октябрьские зори» в отзыве на заявление администрации указало на отсутствие в действиях заявителя нарушений антимонопольного законодательства.
14.02.2013 УФАС по ЕАО обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области, муниципальному унитарному предприятию «Редакция газеты «Октябрьские зори» о признании недействительным распоряжения от 26.10.2011 № 323р «О согласовании продажи муниципальным унитарным печатным предприятием «Амурзет» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» (далее – МУПП «Амурзет», предприятие) нежилого здания типографии, расположенного по адресу: ЕАО, <...> «а» (далее – Распоряжение № 323р); о признании недействительными проведения аукциона и продажи указанного здания посредством публичного предложения; о признании недействительным договора купли-продажи от 12.03.2012 № 1 (т. 1, лл.д. 106-115).
Определением суда от 18.02.2013 заявление антимонопольного органа принято к производству, возбуждено дело № А16-146/2013 (т. 1, лл.д. 64-65).
Удовлетворяя ходатайство антимонопольного органа, арбитражный суд в рамках дела № А16-146/2013 определением от 26.03.2013 выделил в отдельное производство требование УФАС по ЕАО о признании недействительным распоряжения администрации от 26.10.2011 № 323р «О согласовании продажи муниципальным унитарным печатным предприятием «Амурзет» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» нежилого здания типографии, расположенного по адресу: ЕАО, <...> «а», объединив его с делом № А16-63/2013.
В обоснование предъявленного к администрации требования УФАС по ЕАО указано на нарушение органом местного самоуправления при принятии оспариваемого распоряжения требований части 1 статьи 10, части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ, Закон о приватизации), части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом в заявлении указано, что согласно уставу МУПП «Амурзет» его основными видами деятельности являются: подготовка и публикация на страницах газеты «Октябрьские зори» информации; выпуск печатной продукции; публикация рекламы, объявлений, поздравлений; выпуск газеты «Октябрьские зори». В связи с этим здание типографии, расположенное по ул. Набережная, 3 «а» в с. Амурзет, обеспечивает основную деятельность предприятия. Таким образом, продажа имущественного комплекса должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о приватизации.
Администрацией представлен отзыв, в котором указано, что спорным имуществом муниципальное унитарное печатное предприятие «Амурзет» (предшественник МУП «Редакция газеты «Октябрьские зори») пользуется с 2000 года на основании распоряжения главы администрации от 12.09.2000 № 130р; названное имущество закреплено за МУПП «Амурзет» на праве хозяйственного ведения; на основании распоряжения от 01.12.2010 № 330 «О структурной реорганизации производства МУПП «Амурзет» сокращены виды работ, осуществляемых предприятием путём прекращения выпуска печатной продукции, выпуска газеты «Октябрьские зори». Предприятию на праве хозяйственного ведения передано нежилое помещение, расположенное по ул. Гагарина, д. 82 в с. Амурзет, для размещения в нём персонала. Поскольку недвижимое имущество – здание типографии, расположенное по ул. Набережная, д. 3 «а» в с. Амурзет, закреплено за МУПП «Амурзет» на праве хозяйственного ведения, на отношения по отчуждению названного имущества положения Закона о приватизации не распространяются.
Третьи лица, извещённые надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с этим на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель УФАС по ЕАО поддержала заявленное до начала судебного разбирательства ходатайство о восстановлении срока на обжалование распоряжения администрации, мотивируя его выходом из строя программного устройства; просила заявленное антимонопольным органом требование удовлетворить, в удовлетворении заявленного администрацией требования – отказать.
Представитель администрации в судебном заседании заявила возражения против удовлетворения ходатайства антимонопольного органа о восстановлении процессуального срока на обжалование распоряжения администрации, обращая внимание суда на неуважительность причин его пропуска; просила в удовлетворении заявленного УФАС по ЕАО требования отказать, требование администрации – удовлетворить.
Из материалов дела следует, что за МУПП «Амурзет» на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество – нежилое здание типографии, общей площадью 471,4 кв.м, расположенное в <...> «а» (свидетельство о государственной регистрации права от 13.09.2011 79-АА № 025763).
26.10.2011 предприятие обратилось к главе администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о согласовании продажи названного здания типографии (т. 1, л.д. 38).
Распоряжением от 26.10.2011 № 323р администрация согласовала МУПП «Амурзет» продажу муниципального имущества - нежилого здания типографии, расположенного по адресу: ЕАО, <...> «а» (т. 1, л.д. 39).
МУПП «Амурзет» организовало проведение торгов по отчуждению названного имущества, по результатам которых с единственным участником 12.03.2012 заключен договор купли-продажи № 1.
29.03.2012 инициативной группой по созданию районного центра молодёжи на имя губернатора Еврейской автономной области, председателя Законодательного собрания Еврейской автономной области, прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области направлено заявление, в котором его податель просил взять под личный контроль проверку по соблюдению требований закона и наличия коррупционной составляющей главы Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области и других должностных лиц по организации продажи недвижимого имущества, расположенного по адресу: ЕАО, <...> «а», которые скрыли от общественности итоги торгов (т. 1, л.д. 92).
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» губернатор Еврейской автономной области 02.04.2012 направил названное заявление для рассмотрения в УФАС по ЕАО (т. 1, л.д. 90).
Названное обстоятельство послужило основанием для возбуждения УФАС по ЕАО 27.07.2012 дела № 23/05 по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области статьи 15 Закона о защите конкуренции, МУПП «Амурзет» - ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ (т. 1, л.д. 96).
По результатам рассмотрения материалов дела № 23/05 о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по ЕАО 25.10.2012 принято решение о признании администрации нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в издании 26.10.2011 распоряжения № 323р «О согласовании продажи муниципальным унитарным печатным предприятием «Амурзет» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» нежилого здания типографии, расположенного по адресу: ЕАО, <...> «а», которое является муниципальной собственностью. Издание названного распоряжения, по мнению антимонопольного органа, повлекло за собой ограничение конкуренции.
МУПП «Амурзет» признано нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.
Решение в полном объёме изготовлено 02.11.2012 (т. 1, лл.д. 10-18).
Не согласившись с названным решением антимонопольного органа в части касающейся администрации, последняя обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
УФАС по ЕАО на основании решения, принятого по делу № 23/05 о нарушении антимонопольного законодательства, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения администрации № 323р от 26.10.2011.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, рассмотрев ходатайство УФАС по ЕАО о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения администрации от 26.10.2011 № 323р, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Октябрьского района Еврейской автономной области от 30.03.1994 № 94 (далее – постановление № 94) зарегистрировано муниципальное печатное предприятие «Амурзет», утверждён устав предприятия (т. 1, л.д. 122).
Предприятие зарегистрировано по ул. Набережной, д. 3 «а» в с. Амурзет Еврейской автономной области.
Согласно постановлению № 94 и уставу предприятия, утверждённому в при его создании, основными видами деятельности является выпуск печатной продукции и информация населения о работе администрации района и сёл (т. 2, лл.д. 37-41).
На основании Закона Еврейской автономной области от 21.12.1999 № 147-ОЗ «О передаче объектов государственной собственности Еврейской автономной области в муниципальную собственность муниципального образования «Октябрьский район» муниципальному образованию по акту приёма-передачи от 21.01.2000 передано недвижимое имущество, в том числе, находящееся в <...> «а» (лл.д. 19-21).
В соответствии с актом приема-передачи в муниципальную собственность передано: муниципальное печатное предприятие «Амурзет», расположенное по адресу: <...> года регистрации (постройки), балансовой стоимостью 32,7 руб., остаточной стоимостью 3,0 руб.; здание типографии, 1981 года регистрации (постройки), расположенное в <...> балансовой стоимостью 1 100 045 руб., остаточной стоимостью 704028,8 руб.
Согласно справке Амурзетской административно-территориальной единицы муниципального образования «Октябрьский район» от 15.09.2000 № 4049 здание печатного предприятия «Амурзет» после переадресации значится по ул. Набережная, д. 3 «а» в с. Амурзет (т.1, л.д. 22).
На основании Закона ЕАО от 21.12.1999 № 147-ОЗ, акта приёма-передачи от 21.01.2000 зарегистрировано право собственности муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области на недвижимое имущество – типография, общей площадью 471,4 кв.м, расположенное по адресу: с. Амурзет, ул. Набережная, 3а (свидетельство от 08.08.2011 79-АА № 039293, т. 1, л.д. 97).
Согласно Реестру муниципальной собственности муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального района от 23.05.2012 № 285, названное недвижимое имущество по состоянию на 01.01.2012 находилось в муниципальной собственности муниципального образования (т. 1, лл.д. 100-101).
04.10.2000 г., на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Октябрьский район» передано МУПП «Амурзет» и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства и их источники, отражённые в балансе предприятия по состоянию на 01.10.2000). Срок действия договора установлен с 04.10.2000 по 01.10.2003 (лл.д. 24-25).
В сентябре 2000 года главой муниципального образования «Октябрьский район» Еврейской автономной области утверждён устав МУПП «Амурзет» в новой редакции, в соответствии с которым основными видами деятельности предприятия являлись: подготовка и публикации на страницах газеты «Октябрьские зори» информации о работе органов местного самоуправления муниципального образования «Октябрьский район»; выпуск печатной продукции; публикация рекламы, объявлений, поздравлений; выпуск газеты «Октябрьские зори» (т. 2, лл.д. 123-126).
01.10.2003 г., на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Октябрьский район» передано муниципальному унитарному печатному предприятию «Амурзет» и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства и их источники, отражённые в балансе предприятия по состоянию на 01.10.2003). Срок действия договора установлен с 01.10.2003 по 01.10.2010 (лл.д. 26-27).
24.05.2011 г., на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Октябрьский район» передано муниципальному унитарному печатному предприятию «Амурзет» и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства и их источники, отражённые в балансе предприятия по состоянию на 01.05.2011). Срок действия договора установлен с 24.05.2011 по 23.05.2016 (лл.д. 35-36).
По акту приёма-передачи от 01.09.2011 в хозяйственное ведение предприятия передано нежилое здание, расположенное по адресу: с. Амурзет Еврейской автономной области, ул. Набережная, 3 «а», общей площадью 471,4 кв.м, 1981 года постройки (л.д. 37).
Из представленного предприятием в материалы дела журнала начисления амортизации, который ведётся предприятием с 1996 года, следует, что здание 1981 года постройки оценивалось с учётом её начисления.
Начисление амортизации производилось предприятием ежегодно с 2003 года до 4 квартала 2011 года (т. 2, лл.д. 1-16).
Названное обстоятельство свидетельствует о том, что здание типографии 1981 года постройки принято предприятием к учёту и поставлено в 2003 году на его баланс.
На основании распоряжения муниципального образования «Октябрьский район» Еврейской автономной области от 12.09.2000 № 130р, распоряжения муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области от 01.09.2011, акта приёма-передачи от 01.09.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области 13.09.2011 зарегистрировано право хозяйственного ведения муниципального унитарного печатного предприятия «Амурзет» на недвижимое имущество – типографию, общей площадью 471,4 кв.м, инв.№ 180, лит. А, расположенного по адресу: с. Амурзет Еврейской автономной области, ул. Набережная, 3 «а».
В марте 2010 года вице-губернатор Еврейской автономной области обратился к главе Октябрьского муниципального района с предложением рассмотреть вопрос о переводе печати газеты «Октябрьские зори» в типографию ОГАУ «Издательский дом «Биробиджан» в целях оптимизации расходов бюджета муниципального образования, создания условий для повышения качества услуг населению области в сфере массовых коммуникаций и полиграфического исполнения (т. 1, л.д. 28).
Одновременно с этим вице-губернатором Еврейской автономной области указано, что перевод печати газеты не может сказаться на творческой самостоятельности редакции газеты.
26.10.2010г. директор предприятия обратилась к главе Октябрьского муниципального района за согласованием: сокращения объёмов работ, производимых МУПП «Амурзет» за счёт отказа от печатания газеты «Октябрьские зори» и бланочной продукции, поскольку типография не обеспечена заказами, нерентабельна и находится в здании 1981 года постройки, требующем капитального ремонта; заключения договора на выполнение указанного вида работ с ОГАУ «Издательский дом «Биробиджан»; передачи на баланс предприятия нежилого помещения, расположенного по ул. Гагарина, 82 в с. Амурзет для размещения в нём персонала; списания здания типографии, расположенного по ул. Набережная, д. 3 «а» в с. Амурзет (т. 1, л.д. 31).
Постановлением администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области от 01.12.2010 № 330 «О структурной реорганизации производства муниципального унитарного печатного предприятия «Амурзет» решено: осуществить структурную реорганизацию производства путём сокращения выпуска печатной продукции, выпуска газеты «Октябрьские зори»; заключить договор с ОГАУ «Издательский дом «Биробиджан» на проведение печатных работ по выпуску газеты «Октябрьские зори»; внести изменения в устав предприятия; закрепить за МУПП «Амурзет» на праве оперативного управления нежилое помещение, расположенное по ул. Гагарина, 82 в с. Амурзет для размещения персонала редакции (постановление от 01.12.2010 № 330 в названной части изменено постановлением от 17.01.2011 № 3: право оперативного управление заменено правом хозяйственного ведения); списать нежилое здание типографии, расположенное по ул. Набережная, д. 3 «а» в с. Амурзет (постановление от 01.12.2010 № 330 в данной части отменено постановлением от 14.01.2011 № 3) (т. 1, лл.д. 32, 33).
Между ОГАУ «Издательский дом «Биробиджан» (далее - исполнитель) и МУПП «Амурзет» (далее - заказчик) 01.03.2011 заключен договор на выпуск газеты «Октябрьские зори» (т. 1, л.д. 86).
В соответствии с названным договором заказчик поручает, а исполнитель обязуется производить печать и фальцовку газеты «Октябрьские зори» периодичностью один раз в неделю, объёмом 10-12 полос формата А3 в одну краску (п. 1.1 договора).
При этом полосы поступают от заказчика на электронную почту исполнителя.
Аналогичные договоры заключены 30.01.2012 и 14.01.2013 (т. 1, лл.д. 84, 85).
Распоряжением администрации Октябрьского муниципального района от 02.05.2012 № 144-р утверждена редакция устава муниципального унитарного предприятия «Редакция газеты «Октябрьские зори» (т. 1, лл.д. 128-138).
Согласно уставу МУП «Редакция газеты «Октябрьские зори» является правопреемником МУПП «Амурзет», местонахождения предприятия определено по ул. Гагарина, д. 82 в с. Амурзет.
Основной целью предприятия является опубликование (обнародование) официальных документов Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский муниципальный район», нормативных правовых актов главы муниципального образования, администрации муниципального образования, сообщений и объявлений отделов администрации муниципального района, материалов её работников об их деятельности, а также оказание платных услуг населению, предприятиям и организациям всех форм собственности с целью получения прибыли (пункт 2.1 устава).
Пунктом 2.2 устава определён предмет деятельности предприятия: макетирование и выпуск газеты в соответствии с примерной тематикой, заявленной при регистрации средства массовой информации.
Для достижения поставленной цели предприятие осуществляет следующие виды деятельности: издание общественно-политической газеты Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области «Октябрьские зори»; осуществление в установленном порядке поиска и сбора информации; создание, подготовка, редактирование информационных, литературно-публицистических и иных материалов для последующей публикации в газете; осуществление в установленном законом порядке публикации рекламы и объявлений.
26.10.2011 руководитель МУПП «Амурзет» обратился в администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области с отношением о разрешении продажи здания типографии, расположенного по адресу: с. Амурзет Еврейской автономной области, ул. Набережная, 3 «а» (л.д. 38).
Распоряжением от 26.10.2011 № 323р администрация согласовала продажу муниципальным унитарным предприятием «Амурзет» нежилого здания типографии, расположенного по адресу: с. Амурзет Еврейской автономной области, ул. Набережная, 3 «а», общей площадью 471,4 кв.м (л.д. 39).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Принимая решение о признании администрации нарушившей названные положения Закона № 135-ФЗ, антимонопольным органом не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 2 статьи 295 ГК РФ, а также пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) предусмотрено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области (принят решением районного Собрания депутатов муниципального образования «Октябрьский район» ЕАО от 29.07.1999 № 18) к полномочиям администрации муниципального района, в частности, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пп. 2 п. 1 статьи 27 Устава).
Таким образом, администрация, реализуя полномочия собственника недвижимого имущества, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом № 161-ФЗ согласовала продажу муниципального имущества, закреплённого на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием.
При этом названное согласование, в данном случае, не может рассматриваться как ограничивающее конкуренцию действие.
Доводы антимонопольного органа о невозможности приватизации спорного имущества, поскольку оно обеспечивает уставную деятельность печатного предприятия, арбитражным судом отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что с марта 2011 года предприятие печатную продукцию не выпускает ввиду заключения соответствующего договора с ОГАУ «Издательский дом «Биробиджан».
Нарушений администрацией положений Закона о приватизации при согласовании продажи муниципального имущества арбитражным судом не установлено, поскольку в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 3 Закона № 178-ФЗ действие настоящего федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при отчуждении муниципальными унитарными предприятиями имущества, закреплённого за ним в хозяйственном ведении.
Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения спорным имуществом до 2011 года правового значения для рассматриваемого дела не имеет.
Доказательств того, что спорное имущество до 2011 в ведении предприятия не находилось антимонопольным органом не представлено.
Учитывая изложенное, при отсутствии в действиях органа местного самоуправления признаков нарушения ч.1 ст.15 Закона № 135-ФЗ, решение УФАС по ЕАО в названной части является незаконным.
Рассмотрев заявление антимонопольного органа о признании недействительным распоряжения от 26.10.2011 № 323р «О согласовании продажи муниципальным унитарным печатным предприятием «Амурзет» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» нежилого здания типографии, расположенного по адресу: ЕАО, <...> «а», арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 23/05, согласно которому администрация при вынесении распоряжения от 26.10.2011 № 323р признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ изготовлено антимонопольным органом 02.11.2011.
С заявлением о признании названного распоряжения недействительным УФАС по ЕАО обратилось 14.02.2013, о чём свидетельствует оттиск штампа входящей корреспонденции Арбитражного суда Еврейской автономной области (т. 1, л.д. 106).
Следовательно, заявление о признании недействительным распоряжения администрации от 26.10.2011 № 323р подано в арбитражный суд по истечении трех месяцев с момента изготовления антимонопольным органом решения по делу № 23/05.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, антимонопольный орган в его обоснование указал на невозможность своевременного обращения в суд, в связи с выходом программного устройства из строя.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа пояснила, что невозможно было своевременно подготовить копии материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, ввиду нерабочего состояния копировального устройства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд не находит оснований для его удовлетворения.
Исковое заявление, содержащее требование о признании недействительным распоряжение администрации, зарегистрировано антимонопольным органом 01.02.2013 за № 5-205.
Согласно перечню документов, приложенных к исковому заявлению, следует, что приложение состояло из материалов дела № 23/05 на 185 листах и копиях квитанций на 3 листах.
Вместе с тем из перечня приложений не следует, что материалы антимонопольного дела представлены в копиях (т. 1, л.д. 106-115).
Не усматривается названное обстоятельство и из определения Арбитражного суда Еврейской автономной области от 18.02.2013 о принятии искового заявления к производству (т. 1, лл.д. 64-66).
Таким образом, наличия взаимной связи между выходом из строя программного устройства и несвоевременным обращением в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации от 26.10.2011 № 323р, арбитражным судом не установлено.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Следовательно, правовым основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления является решение антимонопольного органа, которым установлены нарушения антимонопольного законодательства.
Поскольку решение УФАС по ЕАО в части признания администрации нарушившей при вынесении оспариваемого антимонопольным органом распоряжения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции суд находит не основанным на законе, заявленное антимонопольным органом требование удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 115, 117, 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 02.11.2012 в части признания администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (пункт 1 решения).
В удовлетворении требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области от 26.10.2011 № 323р «О согласовании продажи муниципальным унитарным печатным предприятием «Амурзет» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» нежилого здания типографии, расположенного по адресу: ЕАО, <...> «а», - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Судья О.Ю. Осадчук