ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-682/09 от 13.08.2009 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д.10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Биробиджан

Дело №

А16-682/2009-9

14

августа

2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2009

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи

Яниной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сильванович Т.И.,

при участии:

от заявителя:

ФИО1, представителя по доверенности от 17.04.2008,

от ответчика:

ФИО2, представителя по доверенности от 02.06.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3, (г. Биробиджан Еврейской автономной области)

о

признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области от 01.04.2009 № 1 привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в виде штрафа в размере 5 000 рублей,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее - ИП ФИО3, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области (далее – Пенсионный фонд) от 01.04.2009 № 1 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Кроме того, указал на наличие у ИП ФИО3 малолетнего ребенка и на неуведомление предпринимателя о месте и времени рассмотрения материалов проверки.

Представитель заявителя пояснила, что предпринимателем акт камеральной проверки от 26.02.2009 получен лично, решение от 01.04.2009 о привлечении к ответственности получено и также лично 06.05.2009. Доказательств надлежащего уведомления предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов проверки Пенсионный фонд представить не может. Оставила рассмотрение требований на усмотрение суда.

Заслушав пояснения представителя заявителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

ИП ФИО3, являясь индивидуальным предпринимателем, 01.10.2008 заключил трудовой договор с работником ФИО4 (л.д. л.д. 25 – 26).

Предприниматель 26.02.2009 подал в Пенсионный фонд заявление о регистрации в качестве страхователя. При принятии заявления, Пенсионный фонд установил нарушение сроков регистрации, о чем составлен акт камеральной проверки № 2 от 26.02.2009 (л.д. 7).

Решением № 1 от 01.04.2009, принятым по результатам рассмотрения акта от 26.02.2009, ИП ФИО3 привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 167-ФЗ, в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. л.д. 5, 6).

Пенсионный фонд направил предпринимателю требование № 1 от 27.04.2009 об уплате штрафа, которым ИП ФИО3 предложено в срок до 12.05.2009 уплатить штраф за несвоевременную регистрацию в органах Пенсионного фонда в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с решением Пенсионного фонда от 01.04.2009 1, предприниматель оспорил его в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 6 названного Федерального закона, то исчисление и уплата страховых взносов производится им по каждому основанию.

Таким образом, законодатель разделил индивидуальных предпринимателей на две отдельные категории страхователей: индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, и индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 167-ФЗ регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.

В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» (далее - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79) разъяснено, что индивидуальный предприниматель, заключивший трудовой договор с работником, обязан в установленный срок представить в территориальный орган страховщика заявление о регистрации в качестве страхователя.

Согласно абзацам 1, 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 167-ФЗ нарушение страхователем установленного статьей 11 названного Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим указанного пункта влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Нарушение страхователем установленного статьей 11 Федерального закона от № 167-ФЗ срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

В статье 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ не указано с учетом календарных или рабочих дней следует исчислять установленный в данной статье срок.

В силу статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

На основании изложенного правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части применения порядка исчисления сроков, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Согласно статье 111 Трудового кодекса Российской Федерации всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

С учетом изложенного срок, установленный в статье 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, исчисляется в рабочих днях. При этом исчислять данный срок следует по пятидневной рабочей неделе, поскольку иное толкование поставит в неравное положение плательщиков страховых взносов с установленной пятидневной и шестидневной рабочей неделей.

Между тем, в акте камеральной проверки от 26.02.2009 указано на нарушение заявителем срока регистрации в органах Пенсионного фонда на 119 рабочих дней.

Решением № 1 от 01.04.2009 предприниматель привлечен к ответственности в размере 5 000 рублей, то есть просрочка составила не более календарных 90 дней, ссылки на применение смягчающих ответственность обстоятельств в отношении предпринимателя, оспариваемое решение не содержит, таким образом, из оспариваемого решения следует, что просрочка в представлении сведений исчислялась Пенсионным фондом в рабочих днях.

Факт совершения предпринимателем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 167-ФЗ, подтвержден материалами дела (трудовой договор от 01.10.2008, акт камеральной проверки от 26.02.2009).

Вместе с тем, Пенсионный фонд нарушил порядок привлечения предпринимателя к ответственности.

На основании статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ привлечение страхователей к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 названного Кодекса.

Согласно статье 100.1 Налогового кодекса РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

В пункте 3 вышеназванной статьи указано, что перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен в том числе установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.

В решении от 01.04.2009 № 1 отсутствуют сведения о рассмотрении материалов проверки при наличии надлежащего извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения материалов камеральной проверки.

Не представил Пенсионный фонд доказательства надлежащего уведомления ИП ФИО3 о дате и времени рассмотрения материалов камеральной проверки и в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде. Указанные документы запрашивались у Пенсионного фонда определением суда от 29.07.2009.

Следовательно, на момент рассмотрения материалов проверки у Пенсионного фонда не было сведений о надлежащем извещении предпринимателя о времени и месте их рассмотрения.

Доказательства уведомления ИП ФИО3 о времени и месте рассмотрения вопроса о наложении штрафной санкции за нарушение срока регистрации в качестве страхователя как в материалах дела в Пенсионном фонде, так и в материалах дела № А16-682/2009-9, отсутствуют.

В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных названным Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Указанные обстоятельства согласуются с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12566/07).

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом допущены существенные нарушения порядка привлечения предпринимателя к ответственности, поскольку ИП ФИО3 был лишен возможности участвовать в рассмотрении вопроса о наложении на него штрафной санкции лично или через своего представителя и представлять объяснения по существу нарушения, что является нарушением пунктов 3 и 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ и, следовательно, нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущими безусловную отмену решения № 1 от 01.04.2009.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входит проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Нарушение прав заявителя выразилось в возложении на него обязанности по уплате штрафных санкций, о чем вынесено требование № 1 от 27.04.2009, на основании решения о привлечении к ответственности, принятого с нарушением процедуры его вынесения.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При обращении в суд с настоящими требованиями предпринимателем по платежной квитанции от 18.06.2009 уплачена государственная пошлина в размере 100 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 333.37 Налогового кодекса РФ Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина в размере 100 рублей подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 65, 104, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявлениеиндивидуального предпринимателя ФИО3 удовлетворить.

Признать решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области от 01.04.2009 № 1 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО3 к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в виде штрафа в размере 5 000 рублей, недействительным, как не соответствующим требованиям пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 167-ФЗ, статьям 100, 100.1,

101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выдать индивидуальному предпринимателю ФИО3 справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 100 рублей, уплаченной платежной квитанцией от 18.06.2009.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Еврейской автономной области в течение месяца.

Судья С.В. Янина