ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-696/13 от 15.10.2013 АС Еврейской автономной области

Арбитражный суд Еврейской автономной области

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, 10

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, факс (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан

Дело № А16-696/2013

22

октября

2013 г.

Резолютивная часть решения оглашена 15.10.2013.

В полном объеме решение изготовлено 22.10.2013.

Арбитражный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Баловой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Фогель Е.А.,

при участии представителей: от заявителя – ФИО1; от государственного органа – ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  индивидуального предпринимателя ФИО3 (г. Биробиджан Еврейской автономной области)

к управлению Министерства внутренних дел по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области)

о признании незаконными действий, выразившихся в признании недействительными и аннулировании регистрационных действий, произведенных в МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО с автомобилем марки MITSUBISHI FUSO, 1986 года выпуска, номер рамы FK628Н-530027, государственный номер <***>, ПТС 79МХ 999403, свидетельство о регистрации ТС 79Е848690 от 22.07.2010, принадлежащем на праве собственности ФИО3;

об обязании восстановить регистрационные действия,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО3 Бейляр Мирзамамед оглы (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел по Еврейской автономной области (далее – ГИБДД) о признании незаконными действий, выразившихся в признании недействительными и аннулировании регистрационных действий, произведенных в МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО с автомобилем марки MITSUBISHI FUSO, 1986 года выпуска, номер рамы FK628Н-530027, государственный номер <***>, ПТС 79МХ 999403, свидетельство о регистрации ТС 79Е848690 от 22.07.2010, принадлежащем на праве собственности ФИО3; об обязании восстановить регистрационные действия и выдать собственнику соответствующие документы.

Определением от 20.08.2013 суд удовлетворил ходатайство предпринимателя, в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заменив ГИБДД на надлежащего ответчика - управление Министерства внутренних дел по Еврейской автономной области (далее – УМВД по ЕАО, государственный орган).

В заявлении предприниматель ссылается на отсутствие оснований у государственного органа для аннулирования регистрационных действий, поскольку документы для государственной регистрации транспортного средства подавал не предприниматель, а другое лицо, ранее владевшее автомобилем.

Ответчик в отзыве на заявление не признал заявленные требования, просил прекратить производство по делу в связи с неподведомственностью его арбитражному суду, поскольку транспортное средство зарегистрировано на физическое лицо ФИО3.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований в полном объеме и пояснил, что приказ, на основании которого отозвана лицензия у ООО «ТЕСТ-МАШ», не прошел государственную регистрацию в Минюсте, в связи с чем, заключения, выданные ООО «ТЕСТ-МАШ», законны. Данное заключение не признано незаконным.

Представитель государственного органа в судебном заседании не признал заявленные требования и пояснил, что приказ является внутренним документом, не требующим регистрации в Минюсте. Заявителем не представлены доказательства устранения нарушений, послуживших основанием для аннулирования регистрационных действий. Поэтому требования не подлежат удовлетворению.

Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон судебного процесса, не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

Согласно выписке из Единого реестра индивидуальных предпринимателей от 30.04.2013 № 274 ФИО3 Бейляр Мирзамамед оглы зарегистрирован 13.11.1998 инспекцией ФНС России по городу Биробиджану ЕАО в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРН <***>, основным видом экономической деятельности его является неспециализированная оптовая торговля замороженными пищевыми продуктами.

В соответствии с паспортом транспортного средства 79МХ999403 от 17.07.2010 предприниматель является собственником рефрижератора МИЦУБИСИ-FUSO, 1986 года выпуска, номер рамы FK628Н-530027 (далее – автомобиль).

Автомобиль приобретен предпринимателем по договору купли-продажи от 19.07.2010 у гр-на ФИО4 и 22.07.2010 поставлен на постоянный регистрационный учет в ГИБДД УВД по ЕАО с выдачей государственного регистрационного знака <***>.

Письмом от 07.05.2013 № 16/4255 ГИБДД уведомило заявителя о том, что в соответствии с пунктами 3, 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее - Правила регистрации), регистрационные действия, произведенные с автомобилем, признаны недействительными и аннулированы, специальная продукция ГИБДД выставлена в федеральную базу утраченной и похищенной специальной продукции. В качестве основания указаны обстоятельства проведения служебной проверки, в ходе которой установлено, что замена основных агрегатов на автомобилях произведена в соответствии с заключением о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, выданного органом по сертификации продукции машиностроения «ТЕСТ-МАШ», не имевшим на это права, в связи с исключением данного органа из перечня организаций, уполномоченных выдавать указанные заключения в связи с отменой приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 1473 аттестата аккредитации № РОССRU.0001.11МТ32.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7 - 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.

Пунктом 3 статьи 15 названного закона предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

Согласно пункту 4 указанной статьи после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.

Подпункт "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15.06.1998 N 711, предусматривает, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов, в том числе, автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Согласно абзацу 7 пункта 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 23.10.1993 N 1090 соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.

Регистрация изменений конструкции ТС регламентируется Приказом МВД РФ от 07.12.2000 года № 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГИБДД МВД РФ по техническому надзору" (далее – Приказ № 1240) и Правилами регистрации.

Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации является Приложением № 2 к Приказу № 1240.

Пунктом 14.1 Приложения № 2 установлено, что для получения свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство и документы, в частности, заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Организациями, уполномоченными выдавать заключения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортных средств, являются органы по сертификации, которые аккредитованы в установленном порядке и занесены в Государственный Реестр Системы сертификации ГОСТ Р, технические службы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке и занесены в Государственный Реестр Системы сертификации ГОСТ Р, испытательные лаборатории (центры) по сертификации, а также другие организации, уполномоченные Главным управлением ГИБДД.

В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

Согласно пункту 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Основанием для аннулирования государственной регистрации транспортного средства явилось заключение служебной проверки от 28.12.2012.

Служебной проверкой установлено, что орган сертификации продукции машиностроения «ТЕСТ-МАШ» не вправе был 08.07.2010 выдавать гр-ну ФИО4 заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, поскольку приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 1473 отменен аттестат аккредитации, в связи с чем, данный орган сертификации исключен из Перечня организаций, уполномоченных выдавать такие заключения.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом Департамента безопасности дорожного движения МВД России от 28.01.2011 № 13/5-16, Росстандарта от 22.11.2012 № 130-24/3177, направленными органам ГИБДД России.

Следовательно, у государственного органа имелись основания для признания недействительной и аннулирования регистрации транспортного средства предпринимателя.

Судом не принимаются доводы заявителя о том, что приказ № 1473 от 21.04.2009 не провел регистрацию в Минюсте, поскольку для ведомственных приказов такая регистрация не требуется. Достаточно регистрации приказа в органе, издавшем этот приказ.

Заявителем не представлены доказательства обращения ГИБДД с заявлением о восстановлении регистрационного учета автомобиля с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков на автомобиль, дубликата паспорта транспортного средства, и представления ответчику документов, подтверждающих устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия.

Документы, подтверждающие проведение повторной сертификации в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в материалы дела также не представлены.

У суда отсутствуют правовые основания для обязания ответчика произвести регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства, поскольку допуск к участию в дорожном движении может быть разрешен только после устранения причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия.

Судом не принимаются доводы государственного органа о неподведомственности данного спора арбитражному суду по следующим основаниям.

Согласно пункту 12 Правил регистрации регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для регистрации транспортных средств за физическими лицами.

Материалами дела подтверждается, что ФИО3 Бейляр Мирзамамед оглы зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и рефрижератор использует, в соответствии с основным видом экономической деятельности, для перевозки замороженных пищевых продуктов.

При таких обстоятельствах, суд считает доводы УВД в указанной части необоснованными.

Руководствуясь статьями 176, 197, 200, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО3 отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решение (изготовления его в полном объеме).

Если иное не предусмотрено АПК РФ, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

  Судья Е.В. Балова