АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: https://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98, 3-82-40, факс 2-11-23
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-769/2022
26 июля 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2023 года. Полный текст решения изготовлен 26 июля 2023 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Столбовой С.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (г. Владивосток Приморского края, ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоозерская тепловая компания" (п. Теплоозёрск Облученского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 1 466 642 рублей 66 копеек,
при участии ФИО2, представителя истца по доверенности № ДЭК-71-15/359д;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – ПАО «ДЭК») обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоозерская тепловая компания» (далее – ООО «ТТК») о взыскании 1411 585 рублей 72 копеек, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения от 09.01.2020 № 5657, поставленной в ноябре-декабре 2021 года, январе 2022 года на нужды содержания общего имущества многоквартирных домов, пени в сумме 55056.94 рубля за период с 21.12.2021 по 25.03.2022, пени с 26.03.2022 по день фактического исполнения обязательства.
В обоснование заявленных требований указано, что между истцом и ответчиком 09.01.2020 заключен договор энергоснабжения № 5657, по условиям которого электрическая энергия приобретается ответчиком в целях содержания общего имущества многоквартирных домов. Истец выставил ответчику к оплате счета-фактуры, в которых объем электрической энергии определен как разница между объемом потребления электрической энергии, поставленной в многоквартирный жилой дом, за вычетом объема поставки коммунального ресурса собственникам жилых и нежилых помещений
Ответчик иск не признал, представил отзыв на иск (л.д. 32 том 1). Ответчик направлял истцу сведения по помещениям, где нет ИПУ, а граждане проживают.
Заключенный сторонами договор энергоснабжения от 09.01.2020 № 5657 своим предметом имеет поставку электроэнергии управляющей компании только в объеме нужд содержания общедомового имущества. Поскольку истец в спорных правоотношениях является не только гарантирующим поставщиком, но и исполнителем коммунальных услуг электроснабжения населения управляемых ответчиком многоквартирных домов (л.д. 34 том 1, дополнительно в ходатайстве от 02.02.2023 л.д. 29-30 том 8), то согласно подпункту «ж» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, (Правила № 354), он обязан принимать показания индивидуальных приборов учета, проводить проверки их состояния и достоверность показаний, переданных конечными потребителями. При обнаружении несанкционированного подключения составлять Акты применять штрафные санкции. Имеет место занижение потребления электрической энергии на нужды индивидуального потребления. В связи с чем, объем потребления население энергии не верен, полагает необходимо исключить из суммы долга 1 118 125,81 рубля. По домам признанным аварийными, расчет стоимости электрической энергии на общедомовые нужды должен производиться в соответствии с утвержденными нормативами.
До начала судебного заседания ответчиком представлено в суд письменное ходатайство, подписанное начальником отдела кадров, об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки представителей в суд.
Ответчик возражал, поскольку и ранее заявлены были такие ходатайства. Все документы стороной представлены.
Рассмотрев ходатайство ответчика, с учетом мнения представителя истца, суд не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Частью 4 статьи 158 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Положения статьи 158 АПК РФ носят диспозитивный характер и применяются по усмотрению суда. В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отложение судебного разбирательства по правилам статьи 158 АПК РФ является правом, а не обязанностью суда, и обусловлено поименованными в данной статье основаниями для отложения. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В рассматриваемом случае, ответчик не указал, что имеются дополнительные доказательства, которые необходимо представить в суд. При этом позиция ответчика изложена в отзыве на иск и дополнениях к нему. Все дополнительные документы ответчик представил в суд.
На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представитель истца в судебном заседании пояснил в результате анализа выставленных счетов в отношении помещений многоквартирных домов истцом начисление не производилось или производилось по нормативу, поскольку показания приборов были нулевые, а представленные справки ответчика не могут приняты во внимание, факт регистрации лица, не подтверждает факт проживания. По домам оборудованными электроплитами применяется тариф, установленный для домов, обеспеченных газификацией, поскольку лица, установившие электрические плиты не соблюдали порядок установки данных приборов. Объем обязательств на общедомовые нужды электроэнергии определен по домам, оборудованным общедомовыми приборами учета, как разница между показаниями общедомовых приборов учета и суммой объемов электроэнергии, учтенных индивидуальными приборами учета (в жилых и нежилых помещениях); при отсутствии общедомового прибора учета - с учетом норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Расчет произведен с учетом положений 21(1) Правил N 124, пункта 48 Правил N 354, статьи 157 ЖК РФ. При поступлении показаний ИПУ объем фактического потребления электроэнергии корректируется в текущем периоде. Одновременно, истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил размер пени с учетом моратория, 23704,93 рубля за период с 21.12.2021 по 31.03.2022, пени с 01.10.2022 по день фактической оплаты, исходя из суммы долга 1 411 585,72 рубля в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике».
Судом уточнение истца в порядке статьи 49 АПК РФ по периоду пени и размеру (уменьшение суммы) принято.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав в судебном заседании истца, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.01.2020 между истцом (ресурсоснабжающей организацией) и ответчиком (покупателем) заключен договор энергоснабжения № 5657 на неопределенный срок. Согласно условиям вышеуказанного договора, ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечить продажу коммунального ресурса – электрической энергии – и предоставление услуг по ее передаче через присоединенную электрическую сеть сетевой организации, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемый по договору коммунальный ресурс. Покупателем приобретается электрическая энергия в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (многоквартирных домов). Перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении покупателя, указан в приложении № 1 (пункт 1.2 договора).
Цена договора, стоимость электрической энергии и порядок расчетов за электрическую энергию определен сторонами в разделе 5 договора.
Пунктом 5.6 договора установлено, что расчетным периодом является один календарный месяц (с 01 по последнее число каждого месяца).
В соответствии с пунктом 5.7 договора покупатель оплачивает потребленный объем электрической энергии до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Для оплаты потребленной электрической энергии ресурсоснабжающая организация выставила покупателю счета-фактуры: от 30.11.2021 № 33181/4 на сумму 265871,06 рубля; от 31.12.2021 № 36574/4 на сумму 365871,29 рубля; от 31.01.2022 № 62/4 на сумму 779843,37 рубля – всего на сумму 1 411 585,72 рубля (л.д. л.д. 20-22 том 1).
В связи с неисполнением покупателем обязательств по оплате потребленной электрической энергии, истцом в адрес ответчика 21.02.2022 № 207 соответственно, с предложением в течение 5 календарных дней с момента их получения оплатить задолженность.
Непринятие ответчиком мер по оплате долга послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе судебных заседаний ответчик представил перерасчет с учетом пункта 59 Правил № 354 (л.д. л.д. 71 -85 том 2) ведомости, справки по квартирам (тома 2, 3, 4, 5), заключения об оценке соответствия домов 13, 14, 16 по ул. 60 лет СССР п. Теплооозерск., требованиям, установленным в положении о признании помещения непригодным для проживания.
Спорные правоотношения регулируются § 6 "Энергоснабжение" главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также общими положениями гражданского законодательства об исполнении обязательств.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Сторонами согласованы существенные условия договора энергоснабжения, договор от 09.01.2020 № 5657 подписан уполномоченными представителями истца и ответчика, соответствует требованиям закона. Следовательно, основания для признания его незаключенным или недействительным, отсутствуют.
По правилам пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Учитывая, что электрическая энергия поставлялась в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (далее – МКД), отношения подлежат регулированию положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), а также положениями Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства МКД; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8 и 9, подпункты «а» и «б» пункта 31, подпункт «а» пункта 32 Правил № 354).
Согласно пункту 31 Правил № 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации.
Действующим законодательством (части 17, 18 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 157.2 ЖК РФ, пункты 21 и 21(1) Правил № 124 предусмотрено два принципиально различных способа исчисления размера обязательств управляющей организации по оплате коммунальных ресурсов, подаваемых в МКД.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
В связи с изложенным, истцом правомерно предъявлен иск к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоозерская тепловая компания".
Возражения ответчика также сводятся к доводам о неверном определении ресурсоснабжающей организацией объема потребления электрической энергии в жилых помещениях МКД. Неправильность выставления объема электрической энергии гражданам, что привело к завышению объема электрической энергии на содержание общедомового имущества для ответчика.
17.11.2022 Ответчиком представлено ходатайство об уточнении контррасчета. Представлены таблицы за расчетный период, в которых имеются столбцы по расчетам ТТК и ДЭК, разница между начислением ООО ТТК и расходам по данным ОАО «ДЭК» (л.д. л.д. 98-128 том 7).
В судебном заседании 20.04.2023 ответчик представил уточненные возражения и сводный расчет не распределенной электрической энергии за ноябрь, декабрь 2021 года, январь 2022 года. Указал на несогласие с объемом энергии на сумму 1 176321,42 рубля, которую нужно распределить между недобросовестными потребителями и расценивает денежные средства как неосновательное обогащение бюджета. Также указывает, что при расчете стоимости потребленной электрической энергии в домах, оборудованных электроплитами, истцом, в нарушение правил, применяется тариф, установленный для домов, обеспеченных газификацией. Просит в иске отказать. ( л.д. 73-83 том 8).
Истец оспорил доводы ответчика, указал, что спорные дома не оборудованы в установленном законом порядке стационарными электроплитами и электроотопительными электроустановками, в связи, с чем не имеется оснований для применения льготного тарифа. В сводном расчете ответчик делает доначисления по МКД, в котором ОДПУ рассчитан по нормативу в силу закона и не может быть спорным
Суд считает доводы истца верными, соответствующими действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых пен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановленном Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в юродских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (иди) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, но решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Наличие в квартирах электроотопительных и (или) электронагревательных установок, установленными собственниками квартир, не свидетельствует о законом порядка ее установки, в том числе не получении технических условий, акта о технологическом присоединении, содержащего величину максимальной мощности, технического паспорта жилого помещения, содержащего сведения о наличии электроотопительных и (или) электронагревательных установок.
Дом считается оборудованным стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома и соответствующие изменения внесены в технический паспорт.
В связи с изложенным, самовольная установка собственниками квартир в жилых помещениях электроотопительных и (или) электронагревательных установок не позволяет признать МКД оборудованным электроотопительными и (или) электронагревательными установками в установленном порядке.
Следовательно, оснований для перерасчета по таким квартирам потребленной энергии не имеется.
Порядок определения объемов поставляемой электрической энергии согласован сторонами в разделе 4 договора. 18.08.2020 сторонами заключено дополнительное соглашение № 138 о внесении дополнений в договор энергоснабжения № 5657 от 09.01.2020.
Содержание общего многоквартирного дома включает в себя, в том числе приобретение электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Расчет электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах находящихся в управлении ООО «Теплоозерскаи тепловая компания» произведен в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124.
Согласно пп. "е" п. 18 Правил № 124, в обязанности исполнителя коммунальных услуг входит уведомлять ресурсоснабжающую организацию о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния.
В силу п. 84 Правил № 354, при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд, за исключением случаев присоединения общих (квартирных) приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета, исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
Согласно подпункту "а" п. 82 Правил № 354, исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен начиная с 1 июля 2020 г. В отношении приборов учета электрической энергии, установленных начиная с 1 июля 2020 г., проверки таких приборов учета проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.
В соответствии с пп. "г" п. 59 Правил № 354 в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений п. 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета.
В рассматриваемом случае объем электрической энергии, поставленный в спорный период в жилые помещения, определен ПАО "ДЭК" с применением расчетного метода в соответствии с подпунктом "г" п. 59 Правил N 354 исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
В обоснование контррасчета требований ответчик ссылается на пп. "б" п. 59 Правил № 354, согласно которому плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с п. 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с п. 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
Оснований для применения пп. "б" п. 59 Правил N 354 для расчета, в данном случае не имеется.
Произведенные перерасчеты по бытовым потребителям по причине корректировки показаний (при отсутствии показаний ИПУ расчет был произведен по среднесуточному потреблению). При поступлении показаний ИПУ объем фактического потребления электроэнергии истцом скорректирован в текущем периоде в сторону уменьшения или увеличения согласно показаниям.
Ответчик не согласен с расчетами по начислениям по бытовым потребителям в аварийных домах. Вместе с тем, возражения ответчика, согласно которому МКД, имеющие статус аварийного жилья рассчитаны не в соответствии с законом не нашли своего подтверждения.
Истцом дополнительно представлен реестр домов, по которым расход на ОДПУ исчислен по нормативу, в том числе аварийные дома. За взыскиваемый период по всем аварийным и не аварийным домам имеются ведомости потребления, в которых по каждому адресу отдельно выделено красным маркером, где расчет по нормативу (соответствует списку аварийных домов и списку расчета ОДПУ по нормативу).
Из разъяснений, изложенных в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета 10 используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета в таких аварийных домах могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов только в случае, если в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг объем, не превышает нормативы потребления.
В аварийных домах расход ОДПУ был рассчитан истцом по нормативу, поскольку такие объекты аварийного фонда не были оснащены приборами учета.
На основании изложенного исковые требования публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" подлежат удовлетворению в сумме основного долга 1 411 585,72 рубля.
В связи с просрочкой оплаты потребленной электроэнергии истцом начислены пени в сумме 23704,93 рубля за период с 21.12.2021 по 31.03.2022.
В силу ст. ст. 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Поскольку ответчик допустил просрочку в исполнении денежного обязательства по оплате отпущенной электрической энергии (мощности), на сумму долга подлежат начислению пени в соответствии абз. 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а именно:
- с 1-го по 60-й день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты;
- с 61-го по 90-й день просрочки в размере 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты;
- с 91-го дня просрочки в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты.
Расчет судом проверен и признан верным.
С учетом требований абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца и в части пени, рассчитанных с 01.10.2022 по день фактической оплаты суммы задолженности, исходя из суммы долга 1 411 585,72 рубля.
При обращении в арбитражный суд с настоящим иском ПАО «ДЭК» платежным поручением от 30.03.2022 № 1527 в доход федерального бюджета уплачена государственная пошлина в размере 27666 рублей исходя из суммы иска 1466642,66 рубля. В связи с удовлетворением иска в силу статьи 110 АПК РФ указанные расходы подлежат возмещению истцу за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
принять заявленное публичным акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" уточнение по иску в части пени.
Исковые требования публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" удовлетворить полностью.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Теплоозерская тепловая компания" в пользу публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" задолженность за потребленную в ноябре, декабре 2021 года, январе 2022 года электрическую энергию по договору энергоснабжения от 09.01.2020 № 5657 в сумме 1 435 290,65 рубля, в том числе 1 411 585,72 рубля основной долг, 23704,93 рубля пени за период с 21.12.2021 по 31.03.2022, пени с 01.10.2022 по день фактической оплаты, исходя из суммы долга 1 411 585,72 рубля в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике», а также 27353 рубля в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" 313 рублей государственной пошлины уплаченной по платежному поручению № 1527 от 30.03.2022.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья
С.К. Столбова