ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-808/09 от 09.09.2009 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д.10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан

Дело №

А16-808/2009-9

11

сентября

2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.09.2009

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи

Яниной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сильванович Т.И.,

при участии:

от заявителя:

ФИО1, представителя по доверенности № 4 от 23.06.2009,

от ответчиков:

собрания депутатов:

ФИО2, председателя,

ФИО3, представителя по доверенности от 04.09.2009,

ФИО4, представителя по доверенности от 08.09.2009,

администрации:

ФИО5, представителя по доверенности № 28 от 20.08.2009,

от третьих лиц:

Управления Минюста:

ФИО6, представителя по доверенности № 27 от 31.08.2009,

МИФНС № 1 по ЕАО:

ФИО7, представителя по доверенности от 08.07.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальмедиагрупп»,

о

признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления,

обязании администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области учредить и произвести государственную регистрацию органов местного самоуправления, с правами юридического лица,

признании незаконным бездействия Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления,

обязании Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области учредить и произвести государственную регистрацию органов местного самоуправления, с правами юридического лица,

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Управление Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО (г. Хабаровск),

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Дальмедиагрупп» (далее – ООО «Дальмедиагрупп», общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация муниципального района) по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления, обязании администрации муниципального района учредить и произвести государственную регистрацию органов местного самоуправления, с правами юридического лица в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Федеральный закон 131-ФЗ).

В судебном заседании 31.08.2009 представитель заявителя в порядке статьи 46 Арбитражного кодекса РФ просил привлечь к участию в деле соответчика Собрание депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее – Собрание депутатов муниципального района) и признать его бездействия по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления незаконными, обязать Собрание депутатов муниципального района учредить и произвести государственную регистрацию органов местного самоуправления, с правами юридического лица в соответствии со статьей 41 Федерального закона № 131-ФЗ.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнении к заявлению, указал, что органы местного самоуправления муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО созданы до 01.01.2006, то есть до вступления Устава в законную силу. После 01.01.2006 ранее созданные органы местного самоуправления должны быть ликвидированы и созданы новые, в соответствии с Уставом муниципального образования, как это указано в статье 41 Федерального закона № 131-ФЗ.

Представитель администрации муниципального района в отзыве на заявление и в судебном заседании требования не признала, пояснив, что Устав муниципального образования принят в 1999 году, в 2005 году в него внесены изменения, он утвержден в новой редакции, зарегистрирован в аппарате губернатора ЕАО и потом, в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ), прошел регистрацию в органах Министерства юстиции Российской Федерации. Законом субъекта изменены наименования органов местного самоуправления, в связи с чем внесены и зарегистрированы изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении администрации муниципального района и Совета депутатов муниципального района. Новых органов местного самоуправления не создавалось, муниципальное образование «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО не является вновь созданным муниципальным образованием. Просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель Собрания депутатов муниципального образования в судебном заседании и в отзыве на заявление также не признал требования, обоснование возражений в полном объеме изложено в отзыве.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО считает требования заявителя необоснованными, указала, что Устав муниципального образования в новой редакции, зарегистрирован аппаратом губернатора ЕАО. Главное управление Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу зарегистрировало Устав муниципального образования в соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ.

Представитель МИФНС России № 1 по ЕАО в судебном заседании 31.08.2009 указала, что налоговым органом внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц 25.12.2005 в части наименования органов местного самоуправления, на основании представленного Устава.

В судебное заседание 09.09.2009 МИФНС России № 1 по ЕАО своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Присутствующие в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, не возражали.

Суд, в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, рассматривает дело в отсутствие МИФНС России № 1 по ЕАО.

Суд, заслушав пояснения представителя заявителя, представителей ответчиков, представителя Управления Минюста РФ, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, установил следующее.

Управлением юстиции Еврейской автономной области 23.07.1999 зарегистрирован Устав муниципального образования «Биробиджанский район» ЕАО (л.д. л.д. 80, 81).

06 октября 2003 года принят Федеральный закон № 131-ФЗ, согласно части 1.1 статьи 83 указанного Закона со дня его опубликования до 01.01.2009 установлен переходный период.

В соответствии с частью 2 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные до вступления в силу настоящей главы (официального опубликования Федерального закона – часть 2 статьи 83), с 01.01.2006 осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом статуса соответствующего муниципального образования, установленного законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 01.01.2006 допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона. При этом в отношении городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями на день вступления в силу настоящей главы, требования пунктов 6, 7 и 10 части 1 статьи настоящего Федерального закона не применяются.

В целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации:

до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района (пункт 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ);

до 1 января 2006 года приводят в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации (абзац 2 пункта 4 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. Границы муниципальных образований должны быть утверждены до 01.03.2005, иначе границы утверждаются до 31.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Правительство РФ в соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 01.07.2005 утверждает порядок ведения государственного реестра муниципальных образований РФ, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на ведение данного реестра.

На органы местного самоуправления пунктом 2 части 8 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ возложена обязанность в срок до 01.07.2005 привести в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Статья 10 Федерального закона № 131-ФЗ, применяющаяся при реализации требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 83), устанавливает, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 – 13 настоящего Федерального закона.

Статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что преобразованием муниципальных районов является объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Абзацем 2 части 3 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющимся муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы, статусом городских, сельских поселений, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ не является изменением границ либо преобразованием муниципального района.

Статья 34 Федерального закона № 131-ФЗ вступила в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 01.01.2006 применялась исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно вышеуказанной статье структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ наименование представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования в городах федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования (статья 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местная администрация обладает правами юридического лица (статья 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

Как видно из материалов дела, местная администрация (исполнительно-распорядительных орган) муниципального района зарегистрирована в качестве юридического лица 22.05.1995, представительный орган приобрел статус юридического лица 01.11.2002 (л.д. л.д. 29, 31).

Федеральный закон № 131-ФЗ не содержит требований о ликвидации либо упразднении существующих до принятия настоящего Федерального закона муниципальных образований в связи с наделением сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, статусом сельских поселений. Также отсутствует норма, предписывающая ликвидировать в таких случаях ранее созданные органы местного самоуправления муниципальных районов. Федеральный закон № 131-ФЗ предписывает привести их деятельность и структуру в соответствие с требованиями настоящего нормативного акта, в связи с чем Еврейской автономной областью принят ряд нормативных правовых актов во исполнение данного указания.

26.11.2003 принят Закон Еврейской автономной области № 227-ФЗ, согласно которому Биробиджанский район наделен статусом муниципального района и утверждены границы Биробиджанского муниципального района.

Согласно Закону Еврейской автономной области № 339-ОЗ от 02.11.2004 в составе Биробиджанского муниципального района образованы шесть муниципальных образований, наделенных статусом сельских поселений: Птичнинское сельское поселение, Валдгеймское сельское поселение, Найфельское сельское поселение, Дубовское сельское поселение, Надеждинское сельское поселение, Бирофельское сельское поселение. Установлены границы сельских поселений, входящих в состав Биробиджанского муниципального района, согласно описаниям границ и схематическим картам.

Решение вопросов местного значения на территориях сельских поселений, образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, осуществляется с 01.01.2006.

Законами Еврейской автономной области № 340-ОЗ от 02.11.2004, № 548-ОЗ от 30.09.2005 изменены границы Биробиджанского муниципального района в порядке статьи 4 Федерального Закона № 131-ФЗ, что не повлекло за собой создания нового муниципального образования.

24.11.2004 принят Закон Еврейской автономной области № 359-ФЗ, устанавливающий наименования органов местного самоуправления в муниципальных образования Еврейской автономной области, в частности, для муниципальных районов установлены следующие наименования: представительный орган – Собрание депутатов муниципального района, глава муниципального образования – глава муниципального района, местная администрация – администрация муниципального района.

Представительный орган местного самоуправления муниципального образования «Биробиджанский район» - Собрание депутатов Биробиджанского муниципального района во исполнение требований пункта 2 части 8 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ приняло решение от 17.06.2005 о внесении изменений в Устав, изложив его в новой редакции. Устав зарегистрирован 28.07.2005 в аппарате губернатора ЕАО, 09.11.2005 Устав муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (л.д. л.д. 74 – 81).

Федеральным законом № 97-ФЗ установлен порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Предусматривается, что данный порядок распространяется и на государственную регистрацию муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Федеральным законом также устанавливается, что уставы муниципальных образований, зарегистрированные до дня вступления его в силу, подлежат включению в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Следует отметить, что все муниципальные образования на территории Российской Федерации, в том числе и вновь созданные муниципальные образования, должны быть внесены в государственный реестр муниципальных образований. Порядок его ведения определен Постановлением Правительства РФ от 01.06.2005 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации».

Устав муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО включен в государственный реестр уставов муниципальных образований 09.11.2005, муниципальное образование «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО включено в государственный реестр муниципальных образований 08.12.2005 (л.д. л.д. 26, 27).

25 декабря 2005 года зарегистрированы изменения, внесенные в учредительные документы представительного и исполнительно-распорядительного органов муниципального образования Собрание депутатов Биробиджанского муниципального района, администрация Биробиджанского муниципального района в части изменения их наименования, о чем выданы свидетельства (л.д. л.д. 28, 30, 39 – 41).

Довод представителя заявителя о том, что Устав вступает в силу с 01.01.2006, и изменения не могли быть внесены ранее указанной даты, не принимается судом в силу следующего.

С 01.01.2006 органы местного самоуправления должны были осуществлять свои полномочия на основании Федерального закона № 131-ФЗ, и по состоянию на 01.01.2006 обязаны быть приведены в соответствие с указанным законом.

Кроме того, изменение наименования муниципального образования и наименования его органов произошло ранее принятия Устава, в связи с принятием законов субъектом РФ, в силу прямого указания Федерального закона № 131-ФЗ.

Данная регистрация изменений никем не оспорена в судебном порядке и имеет юридическую силу на момент рассмотрения настоящего спора.

Таким образом, судом не установлено бездействие администрации Биробиджанского муниципального района и Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления муниципального района, поскольку такие действия должны совершать органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, каким муниципальное образование «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО не является.

Органы местного самоуправления на день вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ обладали статусом юридических лиц и совершили все необходимые действия для приведения существующих органов в соответствие с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий, бездействий входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием, бездействием прав и законных интересов заявителя.

В качестве доказательства нарушения прав и законным интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ООО «Дальмедиагрупп» представило копии исковых заявлений о защите деловой репутации, направленные в суд общей юрисдикции администрацией муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район», где ответчиком выступает ООО «Дальмедиагрупп».

Из углового штампа бланка, на котором изготовлено заявление, следует, что истцом выступает администрация муниципального района.

Между тем, обращение исполнительно-распорядительного органа муниципального района в суд общей юрисдикции с заявлениями о защите деловой репутации к обществу не может свидетельствовать о нарушении прав общества, поскольку на момент рассмотрения дела № А16-808/2009-9 судебный акт, принятый по результатам рассмотрения требований и вступивший в законную силу, подтверждающий необоснованность требований администрации, отсутствует.

При таких обстоятельствах, требования ООО «Дальмедиагрупп» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Дальмедиагрупп» о признании незаконными бездействия Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области, администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления, об обязании Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области, администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области учредить и произвести государственную регистрацию органов местного самоуправления, с правами юридического лица, в соответствии со статьей 41 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

СудьяС.В. Янина