ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-872/09 от 09.09.2009 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д.10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан

Дело №

А16-872/2009-9

11

сентября

2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.09.2009

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи

Яниной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сильванович Т.И.,

при участии:

от заявителя:

Тесленка В.А., представителя по доверенности № 79-01/062044 от 02.06.2008,

от ответчиков:

собрания депутатов:

не явился, извещен надлежащим образом,

администрации:

Васильевой Т.А., и.о. главы, распоряжение № 31 от 24.08.2009,

Кустовой О.В., представителя по доверенности № 564-02/01-31 от 25.08.2009,

Савиной Н.В., представителя по доверенности № 565-02/01-3125 от 20.08.2009,

от третьих лиц:

Управления Минюста:

Романовой О.Б., представителя по доверенности № 25 от 25.07.2009,

МИФНС № 1 по ЕАО:

Москалец С.В., представителя по доверенности от 08.07.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ларика Александра Николаевича (с. Алексеевка Биробиджанского района Еврейской автономной области)

о

признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления,

обязании администрации муниципального образования
 «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области учредить и произвести государственную регистрацию органов местного самоуправления с правами юридического лица,

признании незаконным бездействия Собрания депутатов муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления,

обязании Собрания депутатов муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области учредить и произвести государственную регистрацию органов местного самоуправления с правами юридического лица,

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Управление Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО (г. Хабаровск),

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области),

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Александр Николаевич (далее – глава КФХ Ларик А.Н.) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация Бирофельдского сельского поселения) по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления, обязании администрации Бирофельдского сельского поселения учредить и произвести государственную регистрацию органов местного самоуправления с правами юридического лица в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Федеральный закон 131-ФЗ).

В судебном заседании 31.08.2009 представитель заявителя в порядке статьи 46 Арбитражного кодекса РФ просил привлечь к участию в деле соответчика Собрание депутатов муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (далее – Собрание депутатов Бирофельдского сельского поселения) и признать его бездействия по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления незаконными, обязать Собрание депутатов Бирофельдского сельского поселения учредить и произвести государственную регистрацию органов местного самоуправления, с правами юридического лица в соответствии со статьей 41 Федерального закона № 131-ФЗ.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнении к заявлению, указал, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Вышеуказанные требования представительным и исполнительно- распорядительным органами муниципального образования не выполнены по причине бездействия. Это бездействие противоречит статье 41 Федерального закона № 131-ФЗ, что нарушает права и законные интересы КФХ Ларик А.Н. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ и признано законным быть не может.

Представитель администрации Бирофельдского сельского поселения в отзыве на заявление и в судебном заседании требования не признала, пояснив, что 22.05.2005 состоялись выборы депутатов Собрания депутатов первого созыва муниципальных образований. Устав муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» принят представительным органом 19.08.2005, зарегистрирован аппаратом губернатора ЕАО и потом, в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ), прошел регистрацию в органах Министерства юстиции Российской Федерации. Администрация Бирофельдского сельского поселения зарегистрирована в качестве юридического лица 13.12.2005, решение о государственной регистрации представительного органа также на настоящий момент уже принято. Просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО считает требования заявителя необоснованными, указала, что Устав муниципального образования зарегистрирован аппаратом губернатора ЕАО 31.08.2005. Главное управление Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу зарегистрировало Устав муниципального образования в соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ.

Представитель МИФНС России № 1 по ЕАО в судебном заседании 31.08.2009 и в отзыве на заявление указала, что налоговым органом внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц 25.12.2005 в части наименования органов местного самоуправления, на основании представленного Устава.

В судебное заседание 09.09.2009 МИФНС России № 1 по ЕАО своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Собрание депутатов Бирофельдского сельского поселения, извещенное надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило.

Суд, в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом мнения присутствующих лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Собрания депутатов Бирофельдского сельского поселения и МИФНС России № 1 по ЕАО.

Суд, заслушав пояснения представителя заявителя, представителя ответчика, представителя Управления Минюста РФ, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, установил следующее.

06 октября 2003 года принят Федеральный закон № 131-ФЗ, согласно части 1.1 статьи 83 указанного Закона со дня его опубликования до 01.01.2009 установлен переходный период.

В соответствии с частью 1.2 Федерального закона № 131-ФЗ в переходный период законом субъекта РФ определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов осуществляется до 01.01.2006. С 01.01.2006 до окончания переходного периода указанные законы субъектов Российской Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года.

В целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации:

до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района (пункт 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ);

до 31 марта 2005 года устанавливают законом субъекта Российской Федерации численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, которые не могут быть менее двух лет, определяют порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов, определяют дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований, а также обеспечивают проведение указанных выборов в период до 01.11.2005 (пункт 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ);

до 1 января 2006 года приводят в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации (абзац 2 пункта 4 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ).

Правительство РФ в соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 01.07.2005 утверждает порядок ведения государственного реестра муниципальных образований РФ, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на ведение данного реестра.

Статья 10 Федерального закона № 131-ФЗ, применяющаяся при реализации требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 83), устанавливает, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 – 13 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. Границы муниципальных образований должны быть утверждены до 01.03.2005, иначе границы утверждаются до 31.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Еврейской автономной областью принят ряд нормативных правовых актов во исполнение требований Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно Закону Еврейской автономной области № 339-ОЗ от 02.11.2004 в составе Биробиджанского муниципального района образованы шесть муниципальных образований, наделенных статусом сельских поселений: Птичнинское сельское поселение, Валдгеймское сельское поселение, Найфельское сельское поселение, Дубовское сельское поселение, Надеждинское сельское поселение, Бирофельское сельское поселение. Установлены границы сельских поселений, входящих в состав Биробиджанского муниципального района, согласно описаниям границ и схематическим картам.

Решение вопросов местного значения на территориях сельских поселений, образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, осуществляется с 01.01.2006.

В силу части 5 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ при определении структуры органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований применяется порядок, установленный частью 5 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Статья 34 Федерального закона № 131-ФЗ вступила в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 01.01.2006 применялась исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно вышеуказанной статье структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ наименование представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

24.11.2004 принят Закон Еврейской автономной области № 359-ФЗ, устанавливающий наименования органов местного самоуправления в муниципальных образованиях Еврейской автономной области, в частности, для сельских поселений установлены следующие наименовании: представительный орган – Собрание депутатов сельского поселения, глава муниципального образования – глава сельского поселения, местная администрация – администрация сельского поселения.

В силу части 5 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом с 01.01.2006. В период со дня избрания до 01.01.2006 указанные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе принимать уставы муниципальных образований, другие муниципальные правовые акты, формировать иные органы местного самоуправления. Принятые указанными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления уставы муниципальных образований, другие муниципальные правовые акты, за исключением правовых актов по вопросам организации их работы, вступают в силу не ранее 01.01.2006.

22.05.2005 состоялись выборы депутатов представительного органа муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО.

Решением от 19.08.2005 принят устав муниципального образования «Бирофельское сельское поселение». Устав зарегистрирован 31.08.2005 аппаратом губернатора ЕАО, 09.11.2005 Устав муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (л.д. л.д. 90 – 116, 120 - 123).

Федеральным законом № 97-ФЗ установлен порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Устав муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района включен в государственный реестр уставов муниципальных образований 09.11.2005, муниципальное образование «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО включено в государственный реестр муниципальных образований 09.12.2005 (л.д. л.д. 49, 60).

Согласно статье 16 Устава муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района в структуру органов местного самоуправления входят: представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования в городах федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования (статья 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местная администрация обладает правами юридического лица (статья 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

Как видно из материалов дела, местная администрация (исполнительно-распорядительных орган) сельского поселения зарегистрирована в качестве юридического лица 13.12.2005 (л.д. 51).

Довод представителя заявителя о том, что Устав вступает в силу с 01.01.2006, и изменения не могли быть внесены ранее указанной даты, не принимается судом в силу следующего.

С 01.01.2006 органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований должны были осуществлять свои полномочия на основании Федерального закона № 131-ФЗ, и по состоянию на 01.01.2006 обязаны быть сформированы в соответствии с указанным законом.

Данная регистрация изменений никем не оспорена в судебном порядке и имеет юридическую силу на момент рассмотрения настоящего спора.

Статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ установлено диспозитивное правило о наделении представительного органа сельского поселения правами юридического лица.

Вместе с тем, если Уставом предусмотрено положение о наделении статусом юридических лиц отдельных органов местного самоуправления, то это положение является обязательным для определенного муниципального образования.

В силу статей 18, 26, 30.1 Устава Собрание депутатов, контрольно-ревизионная комиссия Бирофельдского сельского поселения обладают правами юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Из материалов дела и пояснений представителей администрации Бирофельдского сельского поселения следует, что Собрание депутатов и контрольно-ревизионная комиссия таким статусом на момент рассмотрения настоящего спора не обладают, в Единый государственный реестр запись о создании данных юридических лиц не внесена.

Следовательно, с момента принятия Устава и до настоящего времени Бирофельдским сельским поселением статус органов местного самоуправления (представительного и контрольного) в соответствие в Уставом не приведен, указанные органы местного самоуправления не зарегистрированы в качестве юридических лиц как это указано в статье 41 Федерального закона № 131-ФЗ.

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий, бездействий входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием, бездействием прав и законных интересов заявителя.

Представитель заявителя указал, что права и законные интересы главы Ларика А.Н. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены бездействием органов местного самоуправления Бирофельдского сельского поселения Биробиджанского муниципального района.

Между тем, каких-либо доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на главу КФХ Ларика А.Н. каких-либо обязанностей, создание иные препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности заявителем не представлено.

Обращение к главе муниципального образования «Бирофельдское сельское поселение» от 16.03.2009 за разъяснениями о переданных полномочиях исходит от Ларика А.Н. не как от субъекта предпринимательской деятельности, а как от жителя села Алексеевка Биробиджанского района ЕАО, в нем говорится «об улучшении жизни на селе», а не о существовании препятствий для осуществления предпринимательской деятельности (л.д. 34).

При таких обстоятельствах, требования главы КФХ Ларика А.Н. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ларика Александра Николаевича о признании незаконными бездействия Собрания депутатов муниципального образования «Бирофельское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, администрации муниципального образования «Бирофельское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области по учреждению и государственной регистрации органов местного самоуправления, об обязании Собрания депутатов муниципального образования «Бирофельское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, администрации муниципального образования «Бирофельское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области учредить и произвести государственную регистрацию органов местного самоуправления, с правами юридического лица, в соответствии со статьей 41 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

СудьяС.В. Янина