АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: https://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-876/2020
26 января 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2021 года. Полный текст решения изготовлен 26 января 2021 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Нехамкиной А. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голобоковой О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (с. Ключевое Смидовичского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Министерству финансов Российской Федерации (Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>)
об обязании выплатить субсидию в размере 204 436 рублей 96 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- акционерное общество «Российский сельскохозяйственный банк» (Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>);
- финансовое управление правительства Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, 7900001257),
при участии представителя истца ФИО2 (на основании доверенности от 05.03.2020),
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее – Управление сельского хозяйства) об обязании выплатить субсидию в размере 204 436 рублей 96 копеек.
Определением суда от 29.06.2020 к участию в деле привлечены:
- в качестве соответчиков: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) и Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России);
- в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - акционерное общество «Российский сельскохозяйственный банк» (далее – Россельхозбанк).
Определением от 21.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено финансовое управление правительства Еврейской автономной области (далее – Финуправление правительства ЕАО).
В обоснование заявления указано, что глава КФХ 28.09.2017 оформил кредитный договор в Россельхозбанке на сумму 5 000 000 рублей для приобретения сельскохозяйственной техники. Окончательный срок возврата кредита 25.02.2022. 01.08.2019 правительством Еврейской автономной области введен режим чрезвычайной ситуации в связи с подходом гребня паводка на реке Амур. В связи с возникшей на территории ЕАО чрезвычайной ситуацией Правительством РФ принято Постановление от 15.11.2019 № 1455 "Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам)". Правительством ЕАО в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ принято постановление от 20.11.2019 № 412-пп "О Порядке предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, на исполнение обязательств по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам)" (далее – Постановление правительства ЕАО № 412-пп). 02.12.2019 истец заключил с Россельхозбанком дополнительное соглашение, согласно которому глава КФХ обязался досрочно уплатить проценты за пользование кредитом. В соответствии с соглашением глава КФХ погасил проценты в размере 204 436 рублей 96 копеек. 03.12.2019 глава КФХ обратился в Управление сельского хозяйства с заявлением о предоставлении субсидии, представив полный пакет документов, однако денежные средства ему не выплачены, письменный отказ в предоставлении субсидии отсутствует.
Управление сельского хозяйства в отзыве на заявление требования главы КФХ не признало, указав, что в соответствии с информацией, представленной Россельхозбанком и ПАО Сбербанк, на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО определено по льготным кредитам 1536,8 тыс. рублей, в том числе: по краткосрочным – 727,6 тыс. рублей; по инвестиционным кредитам – 809,2 тыс. рублей. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2019 № 2494-р из резервного фонда Правительства РФ бюджету ЕАО выделены бюджетные ассигнования, в том числе на исполнение обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплате процентов по 21 кредитному договору. В пояснительной записке к указанному Распоряжению имелись пофамильные списки получателей финансовой помощи. В ходе осуществления выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям, обратившимся за получением компенсации, стало известно о том, что Россельхозбанк не включил в списки сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации, 6 получателей кредитов, в том числе главу КФХ. В связи с тем, что глава КФХ не был включен в реестр получателей поддержки из резервного фонда Правительства РФ на погашение процентов по льготному кредитованию, денежные средства на выплату субсидии не были выделены бюджету ЕАО. Таким образом, произвести выплату субсидии главе КФХ не представляется возможным.
Минфин России в отзыве на иск требования главы КФХ не признало, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, а также указало, что глава КФХ не был включен в реестр получателей поддержки из резервного фонда Правительства РФ на погашение процентов по льготному кредитованию, тем самым денежные средства на выплату субсидии не были выплачены истцу Управлением сельского хозяйства.
Минсельхоз России в отзыве исковые требования не признало, указав, что Управление сельского хозяйства направило в адрес Минсельхоза России перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей ЕАО, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2019 году, на получение выплаты на исполнение обязательств по уплате процентов по 21 кредитному договору на общую сумму 2032,96 тыс. рублей. Однако в указанном перечне отсутствовала информация о наличии у истца кредитных обязательств по уплате им процентов. Размер выделенных из резервного фонда Правительства РФ Минсельхозу России бюджетных ассигнований был рассчитан по результатам оценки ущерба на основании представленных субъектом Российской Федерации документов. Выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации средства в полном объеме были перечислены Минсельхозом России в бюджет Еврейской автономной области. Иных средств на данные цели у Минсельхоза России нет, самостоятельно распоряжаться средствами резервного фонда Правительства РФ Минсельхоз России не вправе. В отзыве Минсельхоз России ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Минфин России, Россельхозбанк и Финуправление правительства ЕАО своих представителей в суд не направили.
Частью 3 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Согласно части 4 статьи 61 АПК РФ, оказывающие юридическую помощь лица представляют суду документы о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
Явившийся в судебное заседание представитель Управления сельского хозяйства документы о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности не представил.
В соответствии с частью 4 статьи 63 АПК РФ в случае непредставления лицом, участвующим в деле, его представителем необходимых документов в подтверждение полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных статьями 59 и 60 настоящего Кодекса, арбитражный суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Учитывая вышеизложенное, явившийся представитель Управления сельского хозяйства не допущен к участию в судебном заседании.
На основании частей 2, 3, 5 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, поддержав доводы, изложенные в заявлении.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав в судебном заседании участника процесса, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 28.09.2017 между Россельхозбанком (кредитором) и главой КФХ (заемщиком) заключен кредитный договор <***>, по условиям которого кредитор предоставил заемщику денежные средства в размере 5 000 000 рублей на условиях договора, а заемщик обязался возвратить полученные денежные средства и уплатить проценты за пользование кредитом в размере, в сроки и на условиях договора.
02.12.2019 кредитором и заемщиком заключено дополнительное соглашение № 177508/0014DS2 к кредитному договору, согласно которому заемщик обязался в срок до 04.12.2019 досрочно уплатить проценты за пользование кредитом за период с 29.11.2019 по 20.02.2022 в размере 180 190 рублей 38 копеек, остальные условия кредитного договора остаются без изменения.
Глава КФХ уплатил проценты за пользование кредитом за период с 01.10.2019 по 31.12.2019, за 2020 – 2022 годы на общую сумму 204 436 рублей 96 копеек и 03.12.2019 обратился в Управление сельского хозяйства с заявлением о предоставлении субсидии.
Ссылаясь на невыплату компенсации и на отсутствие письменного отказа в предоставлении субсидии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 № 1455 утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам)" (далее – Правила № 1455).
Согласно пунктам 2, 3 указанных Правил, иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных (в том числе объектов аквакультуры и марикультуры) и птицы, затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам), предоставляемым на цели, связанные с сельскохозяйственным производством, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 Правил № 1455.
Пунктом 6 Правил № 1455 установлено, что оценка затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам) рассчитывается по данным субъекта Российской Федерации. Для предоставления иных межбюджетных трансфертов высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного характера, направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение о выделении средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, содержащее обязательство субъекта Российской Федерации по реализации соответствующих мероприятий.
Согласно пункту 1 постановления Губернатора Еврейской автономной области от 01.08.2019 № 385-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» режим чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области введен с 8.00 02.08.2019.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2019 № 2494-р (ред. от 27.12.2019), в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году выделены бюджетные ассигнования в размере 434537,5 тыс. рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также исполнение обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплате процентов по 21 кредитному договору (соглашению), заключенному в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", по уплате лизинговых платежей по 6 договорам финансовой аренды (лизинга) и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы 1424 личным подсобным хозяйствам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 № 1455 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 № 2494-р правительство ЕАО утвердило Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, на исполнение обязательств по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам) (постановление правительства ЕАО от 20.11.2019 № 412-пп).
Согласно пункту 2 названного Порядка, право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 2 августа 2019 года владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 № 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году", утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее - чрезвычайная ситуация), и имеющие обязательства по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам) на дату введения чрезвычайной ситуации.
Размер выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации Министерству сельского хозяйства Российской Федерации бюджетных ассигнований был рассчитан на основании результатов оценки ущерба и определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 № 2494-р на 2019 год в сумме 434 537 500 рублей.
В соответствии с Правилами № 1455 между Минсельхозом России и правительством Еврейской автономной области 21.11.2019 заключено соглашение № 082-17-2019-227 (с учетом дополнительного соглашения от 30.12.2019 № 082-17-2019-227/1) о предоставлении в 2019 году бюджету Еврейской автономной области из федерального бюджета иного межбюджетного трансферта в указанном размере (далее – Соглашение № 082-17-2019-227).
Доведение средств федерального бюджета до конечных получателей (сельскохозяйственных товаропроизводителей) осуществлялось Управлением сельского хозяйства на основании Порядка № 412-пп.
Глава КФХ 03.12.2019 обратился в Управление сельского хозяйства с заявлением о предоставлении субсидии как сельскохозяйственному товаропроизводителю, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, на исполнение обязательств по уплате процентов по кредиту, полученному в Россельхозбанке по кредитному договору от 28.09.2017 <***>.
Как следует из пояснений представителя Управления сельского хозяйства, для получения субсидии главой КФХ был предоставлен полный пакет документов.
Согласно пункту 12 Порядка № 412-пп, Управление в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении субсидии рассматривает документы, представленные в соответствии с пунктом 8, и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии.
В рассматриваемом случае решение об отказе в предоставлении главе КФХ субсидии Управлением сельского хозяйства не принято.
В пункте 4 Порядка № 412-пп указаны случаи, исключающие предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям.
Приведенные Управлением сельского хозяйства в отзыве на исковое заявление доводы судом не принимаются, поскольку не являются основанием, исключающим предоставление субсидии.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая отсутствие в материалах дела на день рассмотрения спора доказательств, подтверждающих перечисление истцу субсидии в заявленном размере, исковые требования главы КФХ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку предоставление субсидии осуществляется Управлением сельского хозяйства, в удовлетворении исковых требований к Минсельхозу России и Минфину России следует отказать.
При обращении в арбитражный суд с настоящим иском глава КФХ уплатил в федеральный бюджет 7089 рублей 37 копеек государственной пошлины, тогда как необходимо было уплатить 7089 рублей.
В силу статьи 104 АПК РФ, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
Таким образом, истцу надлежит возвратить из федерального бюджета 37 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, с Управления сельского хозяйства в пользу главы КФХ надлежит взыскать 7089 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 104, 110, 156, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
исковые требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области выплатить главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 субсидию в размере 204 436 рублей 96 копеек.
В удовлетворении исковых требований к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 из федерального бюджета 37 копеек государственной пошлины, уплаченной чеком-ордером от 11.03.2020 (операция 93).
Взыскать с управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 7089 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья
А.А. Нехамкина