АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область , 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru/, факс (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-923/2017
09 августа 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2017 года. Полный текст решения изготовлен 09 августа 2017 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Доценко И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антипенко Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по заявлению управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными действий, выразившихся в направлении запроса от 14.02.2017 и требовании документов;
о признании недействительным предписания от 27.04.2017 № 78-12-09/22-545,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии: от заявителя – ФИО2 (доверенность от 29.09.2016 № б/н); от заинтересованного лица – ФИО3 (доверенность от 17.01.2017 № 78-12-09/15-1),
УСТАНОВИЛ:
управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Еврейской автономной области (далее – УФК по ЕАО, Казначейство, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении запроса от 14.02.2017 и требовании документов, не предусмотренных законодательством, определяющим порядок и условия предоставления субсидий, а также о признании недействительным предписания от 27.04.2017 № 78-12-09/22-545, которым заявителю указано принять меры по устранению нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения по возврату в доход бюджета средств субсидии из федерального бюджета излишне выплаченной в 2016 году на общую сумму 7 600 рублей в срок до 01.06.2017.
Определением суда от 25.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечена глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – третье лицо, глава КФХ ФИО1)
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания в судебный процесс не явилась; мотивированный отзыв на заявление не представила.
Судебное заседание проведено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Управления на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Заявила ходатайство о восстановлении срока на обжалование действий УФК по ЕАО, выразившихся в направлении запроса от 14.02.2017 о предоставлении отчетов о посевных площадях сельскохозяйственных культур за 2016 год, который выходил за рамки предмета проверки, установленного пунктом 12 Плана контрольных мероприятий Казначейства на 2017 год от 29.12.2016 и приказом Казначейства от 03.02.2017 № 23од. Полагает, что срок необходимо исчислять с момента получения Управлением акта проверки – с 03.05.2017.
Представитель Казначейства в удовлетворении заявления Управления просил отказать, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Указал, что должностные лица Казначейства действовали в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями закона.
Как следует из материалов дела, приказом руководителя УФК по ЕАО от 03.02.2017 № 23од, вынесенного в соответствии с пунктом 12 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2017 год, назначена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках программы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в 2016 году в Управлении.
Период проведения проверки установлен с 06.02.2017 по 17.02.2017 (10 рабочих дней); проверяемый период – 2016 год (пункт 2 приказа).
В приложении к приказу утвержден перечень основных вопросов выездной проверки, среди которых, в том числе обозначены: проверка использования (распределения) средств федерального бюджета, предоставленных в 2016 году бюджету ЕАО на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках указанной вышек программы; проверка правильности расчета субсидии.
Старшим контролером-ревизором 14.02.2017 в Управление направлен запрос о предоставлении в срок с 14.02.2017 по 15.02.2017 следующих документов:
1.пояснительной записки по факту субсидирования на оказание поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в 2016 году посевной площади 2015 года, участвующей в субсидировании в 2015 году на оказание несвязной поддержки в области растениеводства;
2.данные о посевной площади овощей открытого грунта сельскохозяйственных товаропроизводителей за 2016 год, участвующих в субсидировании;
3.отчетность за 2016 год сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством овощей открытого грунта, получивших поддержки в виде субсидии на оказание несвязной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта;
4.заверенные копии документов за 2015 год и 2016 год на сельскохозяйственных товаропроизводителей: КФХ ФИО4, КФХ ФИО1, КФХ ФИО5, КФХ ФИО6:
-копии Соглашений с сельскохозяйственными товаропроизводителями 2015 и 2016 годы;
-копии отчетов о посевных площадях сельскохозяйственных культур за 2015 и 2016 годы;
-копии справок-расчетов на оказание несвязной поддержки в области растениеводства в 2015 году;
-копии справок-расчетов на оказание поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в 2016 году;
-копии платежных документов по перечислению субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям 2015 и 2016 годы.
Письмом от 15.02.2017 Управление, в том числе сообщило, что отчеты у сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших государственную поддержку в виде субсидии на производство овощей открытого грунта за 2016 год не запрашивались и представить их не представляется возможным.
Между тем, Управление в дальнейшем, с целью исполнения требований контролера, направила в УФК по ЕАО пояснительную записку, в которой сообщило, что глава КФХ ФИО1 в 2015 году имело 40 га посевных площадей овощей открытого грунта, в 2016 году посевная площадь овощей составила 38 га, 2 га не досеяно из-за плохих погодных условий. Управление произведет возврат денежных средств в доход бюджета после возврата денежных средств КФХ ФИО1
К названному письму приложена объяснительная КФХ ФИО1, подтверждающая указанные выше доводы.
Также был представлен Казначейству отчет о производстве и реализации овощей открытого грунта за 2016 год главой КФХ ФИО1
Должностным лицом, проводившим проверку, 17.02.2017 составлена справка о завершении контрольных действий.
По результатам проведенной проверки УФК по ЕАО 10.03.2017 составлен акт выездной проверки № ИКМ-2017-ПВ.012.1001-7800.004, в котором, в том числе установлено, что Управление в нарушение пункта 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), абзаца 3 пункта 3 статьи 132 БК РФ, абзаца 2 пункта 5, пункта 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431 (далее – Правила предоставления и распределения субсидий), абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 13 Порядка предоставления в 2016 - 2020 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утв. Постановлением правительства ЕАО от 07.07.2016 № 193-пп (далее – Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО), произведена переплата средств федерального и областного бюджетов, выделенных в виде субсидии, в общей сумме 8237,44 рубля (федеральный бюджет – 7600 рублей, областной бюджет – 637,44 рубля), выразившейся в оплате по ставке за 1 га посевной площади, занятой овощами открытого грунта, а именно, КФХ ФИО1 в расчет субсидии включена площадь 40 га, тогда как отчет о производстве и реализации овощей открытого грунта за 2016 год, представленный КФХ ФИО1 01.12.2016, подтверждает использование посевной площади 38 га, отчет о производстве и реализации овощей открытого грунта за 2016 год КФХ ФИО1, пояснительная записка экономиста отдела развития приоритетных отраслей сельского хозяйства Управления прилагаются (Приложения № 3, 4).
Акт проверки получен 10.03.2017 лично начальником Управления ФИО7
Управление 22.03.2017 за исх. № 698/17 представило в УФК по ЕАО возражения на акт проверки в котором указало, что получатели субсидии обязаны соблюдать условия, порядок и цели предоставления субсидий. Перечень всех условий, которые должны быть соблюдены и перечень документов, которые должны быть представлены, является закрытым и содержится в Порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО. Порядком не предусмотрено предоставление получателем субсидии отчетов о производстве и реализации овощей открытого грунта с указанием в них посевных площадей за 2016 год. В связи с чем, обязанность у получателей предоставлять указанные отчеты Управлению, в рамках соблюдения целей, порядка и условий предоставления данного вида государственной поддержки, отсутствует. Обязанность получателя субсидии возвратить в бюджет часть субсидии в случае, если фактическая посевная площадь окажется меньше, чем за год, предшествующий выплате субсидии, условиями предоставления данного вида субсидии, Порядком также не предусмотрена. КФХ ФИО1, которой по позиции контролера, была произведена переплата, предоставила в Управление отчет за 2016 год, добровольно, по просьбе Управления, а не ввиду возникновения обязанности в соответствии с Порядком, поскольку такой отчет был запрошен у управления контролером в его запросе от 14.02.2016. Предоставление вышеуказанного отчета КФХ ФИО1, также как и запрос копий отчетов о посевных площадях сельскохозяйственных культур за 2016 казначейством у Управления (запрос от 14.02.2017) выходило за рамки предмета проверки. КФХ ФИО1 представила в Управление все предусмотренные Порядком документы (вышеуказанный отчет не входит в данный перечень) и соблюла все условия, установленные Порядком предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО. Обязательств по сохранению посевных площадей прошлого года действующим Порядком на нее не возлагалось. Нарушение целей, порядка и условий субсидии КФХ ФИО1 не имеется и пункт 13 Порядка, на который ссылается контролер в акте, получателем субсидии в указанном случае не подлежит применению. Все остальные нормы права, указанные в акте являются общими нормами и никаких обязанностей относительно соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий их получателями не содержат.
По результатам рассмотрения возражений на акт проверки казначейством составлено заключение от 30.03.2017 в котором указало, что должностные лица имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий. Запрос от 14.02.2017 направлен должностным лицом казначейства для проверки соблюдения сельскохозяйственным товаропроизводителями условий, целей и порядка предоставления субсидии. Субсидия выдавалась на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнических работ на 40 га, тогда как агротехнические работы по 2 га незасеянной площади не производились (использовано 38 га). Проведенной проверкой установлено нарушение, выразившееся в переплате средств, выделенных в виде субсидии.
По результатам рассмотрения контрольной комиссией УФК по ЕАО материалов выездной проверки, Управлению выдано предписание от 27.04.2017 № 78-12-09/22-545, которым заявителю предписано принять меры по устранению нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения по возврату в доход бюджета средств субсидии из федерального бюджета на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в рамках программы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» излишне выплаченной в 2016 году на общую сумму 7 600 рублей в срок до 01.06.2017.
Посчитав действия казначейства, выразившиеся в направлении запроса от 14.02.2017 и требовании документов незаконными, а вынесенное предписание несоответствующими действующему законодательству, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Одним из заявленных требований Управления является признание незаконными действий Казначейства, выразившихся в направлении запроса от 14.02.2017 и требовании документов, не предусмотренных законодательством, определяющим порядок и условия предоставления субсидий.
Названный запрос получен Управлением 14.02.2017 года, тогда как с настоящим заявлением Управление обратилось 19.05.2017, то есть по истечении трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В ходатайстве о восстановлении срока на обжалование указанных действий Управление указало, что его необходимо исчислять с 03.05.2017: с момента получения оспариваемого предписания.
Между тем, в судебном заседании установлено, что Управление было не согласно с указанным запросом, то есть считало что он нарушает его права и законные интересы, с момента его получения – 14.02.2017, что подтверждает письмо направленное в адрес УФК по ЕАО 15.02.2017 и неоднократно указывалось представителем Управления в судебных заседаниях.
Таким образом, суд считает возможным в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование действий, выразившихся в направлении запроса от 14.02.2017 и требовании документов, не предусмотренных законодательством, определяющим порядок и условия предоставления субсидий, отказать.
Пропуск срока подачи заявления в суд и отказ в удовлетворении ходатайства о его восстановленииявляется самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований
При таких обстоятельствах названное требование Управление удовлетворению не подлежит.
В отношении заявленного Управлением требования о признании недействительным предписание УФК по ЕАО от 27.04.2017 № 78-12-09/22-545, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обжалования соблюден.
В соответствии с пунктом 1 статьёй 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится УФК по ЕАО.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего финансового контроля по внутреннему финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций (пункт 3 статьи 269.2 БК РФ).
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила).
Согласно абзацам второму и третьему подпункта а) пункта 6 Правил Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий.
В соответствии с пунктом 18 Правил решение о проведении проверки, ревизии или обследования оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа).
Обследования могут проводиться в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий) (пункт 19 Правил).
Проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки (пункт 48 Правил).
Пунктами 66, 67 Правил предусмотрено, что акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение, в том числе о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (подпункт «а» пункта 67 Правил).
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено Казначейством в пределах предоставленных ему полномочий БК РФ и Правил.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу части 3.1 указанной статьи в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абзацам третьему и четвертому пункта 8 статьи 78 БК РФ предоставление субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия.
Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий от 27.12.2012 № 1431, постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.10.2015 № 462-пп «О государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия в Еврейской автономной области" на 2016 - 2020 годы» правительство Еврейской автономной области утвердило Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО (действовал до 12.07.2017), который определял условия и механизм предоставления в 2016 - 2020 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии на оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета по ставкам на 1 гектар посевной площади, занятой семенным картофелем и овощами открытого грунта; размер ставки на 1 гектар посевной площади - 318,72 рубля (пункт 2 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО)
Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям области на основании соглашения, заключенного Управлением о предоставлении субсидии.
В соглашении в том числе, предусматриваются:
- целевое назначение предоставления субсидии сельскохозяйственному товаропроизводителю области;
- сведения об объемах субсидии, предоставляемой сельскохозяйственному товаропроизводителю области;
- условия и порядок предоставления субсидии сельскохозяйственному товаропроизводителю области;
- порядок возврата субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителем области в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, а также возврата неиспользованных остатков субсидии.
Во исполнение названных положений, между Управлением и главой КФХ ФИО1 заключено соглашение о предоставлении субсидии в 2016 году из федерального и областного бюджета на оказание несвязной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта от 15.11.2016 № 51 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 2.1 Соглашения условия и порядок предоставления субсидии считается выполненным, а субсидия использованной по целевому назначению, если сельхозпроизводителем выполнены требования, установленные разделом 2 Соглашения.
Пунктом 2.3 Соглашения, определяющем цель предоставления субсидии, установлено, что средства субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителю на оказание несвязной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта.
Пунктом 2.5 Соглашения установлено, что обязательными условиями предоставления субсидии является:
- наличие посевных площадей, занятых семенным картофелем, и (или) овощами открытого грунта, и (или) маточниками, и (или) семенниками овощных культур открытого грунта;
- наличие документов, подтверждающих производство и реализацию семенного картофеля, и (или) овощей открытого грунта, и (или) семян овощных культур открытого грунта и (или) производство и использование семенного картофеля и (или) семян овощных культур открытого грунта для посадки (посева) на собственных и (или) арендованных землях;
- наличие подтверждения соответствия партий семян семенного картофеля и (или) семян овощных культур открытого грунта, предусмотренного статьей 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- наличие согласия на осуществление управлением и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий;
- запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативным правовым актом, регулирующим предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям области.
Названные условия закреплены и в пункте 4 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО.
В соответствии с пунктом 5 Соглашения субсидия предоставляется на основании документов, указанных в пункте 5 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО.
Пунктом 5 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО установлено, субсидия предоставляется на основании следующих документов:
1) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;
2) отчета о посевных площадях, занятых семенным картофелем, и (или) овощами открытого грунта, и (или) маточниками, и (или) семенниками овощных культур открытого грунта, за предыдущий год по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;
3) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
4) правоудостоверяющего документа на земельный участок:
- права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- выданного до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и имеющего равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителя агропромышленного комплекса за предыдущий год по формам, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
6) документов, подтверждающих производство в предыдущем году семенного картофеля, и (или) овощей открытого грунта, и (или) семян овощных культур открытого грунта и их реализацию или использование семенного картофеля и (или) семян овощных культур открытого грунта для посадки (посева) на собственных и (или) арендованных землях;
7) документов, подтверждающих соответствие партий семян семенного картофеля и (или) семян овощных культур открытого грунта в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Из указанных положений Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО, продублированных в Соглашении, усматривается, что субсидия выплачивается исходя из посевных площадей, занятых картофелем и овощами открытого грунта, финансового-экономическом состоянии товаропроизводителя, документов, подтверждающих производство картофеля и овощей открытого грунта, в году предшествующем выплате субсидии.
В рассматриваемом случае, поскольку субсидия выплачивалась в 2016 году, - это указанные выше отчеты и документы за 2015 год.
Из указанного выше следует, что субсидия выплачивается в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта, понесенных в году предшествующем выплате субсидии.
Порядок не содержит условия о необходимости получателя субсидии сохранить посевные площади года, предшествующего выплате субсидии, в году когда данная субсидия выплачивается.
Посевные площади года, когда выплачивается субсидия, будут учитываться для расчета субсидии, для ее выплаты в следующем году (посевные площади 2016 года будут учитываться для выплаты субсидии в 2017 году).
Обязанность получателя субсидии возвратить в бюджет часть субсидии в случае, если фактическая посевная площадь окажется меньше, чем за год, предшествующей выплате субсидии, условиями предоставления данного вида субсидии, установленным Порядком предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО и Соглашением, не предусмотрена.
Глава КФХ ФИО1 01.09.2016 подала в Управление заявление о предоставлении субсидии в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта, приложив к нему необходимые документы, указанные в пункте 5 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО, в том числе: отчет о посевных площадях, занятых семенным картофелем, и (или) овощами открытого грунта, и (или) маточниками, и (или) семенниками овощных культур открытого грунта за 2015 год; учет доходов и расходов по всем видам товаров за 2015 год; товарные накладные за 2015 год.
Исходя из посевных площадей 2015 года (40 га) Управлением был произведен расчет субсидии, подлежащей выплате главе КФХ ФИО1 в 2016 году.
По платежным поручениям от 23.12.2016 № 632159 и от 28.12.2016 № 646082 субсидия была выплачена главе КФХ ФИО1
Согласно пункту 13 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО, нарушение которого в том числе вменяется Управлению, последний и органы государственного финансового контроля осуществляют проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Если в результате проверки выявлено несоблюдение сельскохозяйственным товаропроизводителем области условий, целей и порядка предоставления субсидии, полученную сумму субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель области обязан добровольно вернуть в течение 30 календарных дней с момента выявления несоблюдения сельскохозяйственным товаропроизводителем области условий и порядка предоставления субсидии в областной бюджет с указанием кодов бюджетной классификации и по реквизитам, указанным в платежных поручениях на поступление этих средств.
Между тем, главой КФХ ФИО1 нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии допущено не было и соответственно, Управлением не допущено указанных в оспариваемом предписание положений БК РФ, Правил предоставления и распределения субсидий, Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание, принятое уполномоченным органом, не соответствует БК РФ (статья 79) и Порядку предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ЕАО; нарушает права и законные интересы Управления, поскольку возлагает на него незаконные обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче юридическими лицами заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, в связи с чем, государственная пошлина не уплачивалась и взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
заявление управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 27.04.2017 № 78-12-09/22-545, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации, Постановлению правительства Еврейской автономной области от 07.07.2016 № 193-пп «О Порядке предоставления в 2016 - 2020 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта».
В удовлетворении заявления управления сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области, выразившихся в направлении запроса от 14.02.2017 и требовании документов, не предусмотренными законодательством, определяющим порядок и условия предоставления субсидии, отказать.
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Решение по настоящему делу может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья И.А. Доценко